О мобильных приложениях, как новом пути развития систем предприятия, рассказывает Константин Митин, генеральный директор «ЛАРГА ПРЕМИУМ КОНСАЛТИНГ».

Константин Митин, генеральный директор «ЛАРГА ПРЕМИУМ КОНСАЛТИНГ»
Константин Митин, генеральный директор «ЛАРГА ПРЕМИУМ КОНСАЛТИНГ»

Тема автоматизации предприятий остается актуальной не только потому, что сама по себе автоматизация дает серьезный положительный экономический эффект (разумеется, если сам проект успешен). Парадоксально, но сегодня все еще не существует универсального подхода, который бы на сто процентов этот успех гарантировал. И дело тут даже не в профессионализме команд, которые выполняют проект. Хотя, правильнее сказать, не СТОЛЬКО в профессионализме этих команд, но и в огромном количестве на первый взгляд неочевидных обстоятельств.

Подавляющее большинство сотрудников (равно небольших, средних и крупных компаний), услышав о старте очередного ИТ-проекта, думают, что ничего хорошего все это не сулит. «Легко точно не будет», — такого мнения обычно придерживаются энтузиасты и ударники. А руководители, даже не связанные напрямую с информационными технологиями, почти всегда имеют полное понимание возможных препятствий и проблем.

Все это ведет к появлению компромиссных подходов, которые в теории выглядят рациональными и логичными: запускаем основной блок – главные подсистемы, а когда все привыкнут и будут силы – запустим остальное. Чаще всего жертвуют тем, что на первый (а может и на второй) взгляд является второстепенным — тем, что относится к обслуживающим подразделениям. К сожалению, в этот список попадают и мобильные приложения. Так уж сложилось, что чаще всего их считают «рюшками» или «хотелками».

При этом роль мобильных устройств на текущий момент сложно переоценить. Почему все интернет-общение (и личное, и деловое) сместилось именно в плоскость мобильных устройств? Ответ очевиден – смартфоны почти всегда находятся в наших руках. Общение в чатах и мессенджерах – это удобно и оперативно. Разработчики серьезно потрудились над тем, чтобы можно было из любого места и буквально одним нажатием отправить сообщение. Все сделали, чтобы максимально встроить в нашу жизнь мобильные устройства и программы.

Показательно, что в начале так называемой самоизоляции большинство работодателей оказалось не готово к организации удаленной работы сотрудников: не было схем, опыта и т.п. А вот сотрудники были как раз готовы – они и так привыкли к чатам и удаленным подключениям. И здесь на первое место вновь вышли мобильные устройства. Почему? Да потому что при работе из дома с использованием компьютера нужно выполнить целый церемониал: найти рабочее место, открыть ноутбук, включить, авторизоваться, запустить программы. А с мобильным устройством все предельно просто: взглянул на него – и уже авторизован. Нажал на ярлык – и ты в программе. Разумеется, эффективность такой работы значительно выше. Да, мне можно возразить, что в мобильном телефоне много отвлекающих факторов – личные переписки, игры и прочее. Но давайте на чистоту: сотрудник на них отвлекается, и работая через ноутбук.

Наверное, вы понимаете, к чему я веду? Мобильные приложения – это самый актуальный инструмент цифровизации предприятия. Представьте, мастер отходит от своего рабочего места, чтобы на стоящем в отдалении компьютере внести данные. Это занимает время и отвлекает от работы. А если бы у него был планшет – он сохранил бы трудочасы и концентрацию. Такой подход к организации труда полностью укладывается в канву бережливого производства. И хотя этот факт является очевидным, его по-прежнему многие игнорируют.

Мобильные приложения как новый путь развития систем предприятия
Мобильные приложения как новый путь развития систем предприятия

Интерфейс

Сама задача разработки мобильного приложения не так проста, как может показаться на первый взгляд: ведь к пользовательскому интерфейсу всегда предъявляются самые высокие требования. Он должен быть удобным, функциональным, простым. По своему опыту скажу, что именно моделирование и согласование такого интерфейса часто становится самым длительным этапом разработки приложения. Есть и иной подход, когда заказчик лишь указывает элементы интерфейса, а исполнитель реализует их по своему усмотрению. К сожалению, при таком подходе приложение может оказаться совсем неудобным. Ведь программист чаще всего чаще всего старается минимизировать трудозатраты.

Но уделить достаточно внимания разработке интерфейса обязательно нужно. Во-первых, это ключ к эффективности мобильного приложения. А во-вторых, нельзя упускать еще одну очень важную деталь – стиль интерфейса. Мы все сталкивались с приложениями, которые не были адаптированы под современные мобильные устройства и выглядели как чат знакомств 90-х годов. Разумеется, с таким приложением сотрудники вряд ли захотят работать.

Автономность

В последние годы руководство промышленных предприятий нередко решает модернизировать или заменить уже существующие ИТ-системы. Это связано с вопросами импортозамещения, а также с тем, что системы морально устаревают. После не самого удачного опыта автоматизации специалисты, как правило, четко понимают, какой ИТ-функционал им необходим. И все чаще заказывают разработку мобильного приложения. Причем, такие разработки нередко касаются функционала для топ-менеджеров. Например, новое удобное приложение для документооборота.

И тут ключевым становится вопрос автономной работы функционала мобильного приложения. Ведь если возникает проблема со связью, и доступ к системе оказывается невозможен, сотруднику приходится заново проделывать всю работу по вводу данных. Конечно, реализация частично автономного функционала – задача серьезная, она увеличивает сложность разработки, сроки и бюджет проекта. И решение этой задачи с использованием платформенных наработок имеет ряд ограничений. Такие наработки обычно имеют узкий функционал и производительность. Кроме того, мы часто сталкивались с очень специфичной политикой лицензирования приложений для мобильных устройств.

Языки программирования

Рискну ответить на главный вопрос: на каком именно языке писать мобильные приложения. Сложно сказать, почему этот вопрос так популярен сейчас, ведь ответ кажется очевидным – на нативных языках тех операционных систем, которые планируется использовать. Если речь идет об Android – Java и Kotlin. Последний кстати, предпочтительнее, исходя из трендов и общих тенденций. Для iOS – Swift. Требования к разработке под Windows Mobile встречается все реже.

В заключение хочу упомянуть об интересной тенденции. В начале статьи я писал, что в проектах по автоматизации предприятий часто забывают о необходимости разработки мобильного приложения. У описанной ситуации есть исключение: популярность набирают приложения, которые не имеют иного интерфейса, кроме мобильного. Т.е. пользователь может взаимодействовать именно с мобильным приложением без возможности зайти в веб-версию системы или приложение рабочего стола. Конечно, мы все понимаем, что система даже в этом случае не является состоящей только из мобильного приложения – есть и серверная часть, и скорее всего, веб-версия/ клиент для персонального компьютера для работы менеджеров и управляющего персонала. Однако согласитесь, растущая популярность такого подхода много о чем говорит.

Тезисы

1. Мобильное приложение – совершенно естественный в текущей среде способ взаимодействия сотрудник-сотрудник, сотрудник-система.

2. Разработку мобильных приложений крайне желательно планировать на первом горизонте реализации проекта автоматизации в дубль к разработке внедряемых на данном этапе основных пользовательских интерфейсов.

3. Юзабилити мобильного приложения – ключевой фактор его эффективности.

4. Стиль приложения – важный психологический аспект его использования.

5. Важно реализовывать часть функционала системы для организации автономной работы мобильного приложения.

Константин Митин
Генеральный директор «ЛАРГА ПРЕМИУМ КОНСАЛТИНГ»

МенеджерПорталПубликацииЛАРГА ПРЕМИУМ КОНСАЛТИНГ,Митин Константин,мобильное приложение,публикацииО мобильных приложениях, как новом пути развития систем предприятия, рассказывает Константин Митин, генеральный директор «ЛАРГА ПРЕМИУМ КОНСАЛТИНГ». Тема автоматизации предприятий остается актуальной не только потому, что сама по себе автоматизация дает серьезный положительный экономический эффект (разумеется, если сам проект успешен). Парадоксально, но сегодня все еще не существует универсального подхода, который...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА