Какой бизнес открыть, готовый или с нуля? Рассказывает Евгений Добринин, коммерческий директор АО «Навиком», официального российского дистрибутора GARMIN — производителя «умных» носимых гаджетов.

Какой бизнес открыть: готовый или с нуля
Какой бизнес открыть: готовый или с нуля

Начинающие предприниматели часто задают вопрос о том, что лучше: открывать бизнес с нуля или воспользоваться франшизой. Рассмотрим оба варианта в рамках материала и разберем, какой из них имеет больше плюсов.

Открытие бизнеса с нуля: основные особенности

В первую очередь, нужно помнить, что открытие компании с нуля всегда сопряжено с большими вложениями сил, времени и средств. Вам придется преодолеть множество преград и даже в случае грамотного подхода совершенно не факт, что у вас получится стать владельцем своего высокодоходного дела. Вот важные плюсы открытия бизнеса с нуля.

  • Возможность получить реальный опыт, который дороже любых доходов. Вы обретете знания и умения, а они в будущем могут вам пригодиться. И даже если первый бизнес прогорит, потом на основании знаний на практике вы будете знать, как развивать предпринимательскую деятельность с нуля.
  • Развитие бизнеса в сфере, которая интересна именно вам. Далеко не во всех областях имеются франшизы, а в случае собственного дела вам удастся разработать свою концепцию, создать имя компании, фирменный стиль с подходящим оформлением. Заключением договоров и выбором оборудования также будете заниматься вы сами. Поэтому если вашей целью является не столько прибыль, сколько самовыражение, такой вариант может быть вполне подходящим.
  • Свой бизнес всегда отличается прозрачностью. Да, можно выбрать надежную франшизу с большим количеством положительных отзывов. Однако все равно придется поверить головной компании на слово.

Переходим к минусам. Риски, конечно, мы обсуждать не будем, так как они присутствуют как в случае своего дела, так и при покупке франшизы. Во втором случае они ниже, но не сведены к нулю. Перечислим неявные недостатки своего бизнеса, открытого с нуля.

  • Более существенным, чем риски, минусом является необходимость начать бизнес с чистого листа, а потому вы не будете знать точно, сколько потребуется вложить средств. Обычно сумма вложений оказывается куда выше, чем казалось изначально. И к этому требуется быть готовым.
  • Вторым минусом выступает необходимость набирать опыт с нуля. Исключение составляют те предприниматели, которые уже пробовали открывать собственный бизнес прежде и учли допущенные ошибки.
  • Наконец, открытие нового бизнеса требует железного терпения и нервов. Запускать свое дело непросто, так как нужно подготовить документы, найти подходящее помещение, заключить договора с поставщиками и так далее. А еще следует помнить, что первое время вы будете только вкладывать и ничего не получать. Окупаемость бизнеса зависит от сферы и составляет от нескольких месяцев до нескольких лет.

Возможно, именно поэтому, в соответствии со статистикой аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza (источник — РБК), в прошлом году в России было открыто более 290 тыс. предприятий, а прекратили свою деятельность свыше 600 тыс. компаний. Число закрывшихся за год предприятий превысило число открывшихся в 2,14 раза. И только в пяти регионах количество новых предприятий превысило число закрывшихся. Также в среднем 7 из 10 стартапов достаточно быстро разоряются. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий — это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Часто малое предприятие выкупается более крупной фирмой или само становится таковой. Но количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что ведет к абсолютному увеличению числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Насколько удобно покупать франшизу?

По данным Forbes, последние семь лет франчайзинг в России активно развивается — число предприятий, по данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), увеличивается не менее чем на 15% в год. По данным сайта Franshiza, мировой рынок франчайзинга демонстрирует стабильный рост на протяжении последних лет. Ожидается, что индустрия продолжит свое развитие по намеченной траектории. А теперь переходим к особенностям открытия бизнеса по франшизе. И в первую очередь перечислим важные достоинства.

  • Возможность просчитать вложения в предпринимательскую деятельность. Вы становитесь партнером компании, где уже отлажен процесс продвижения и развития. Поэтому на начальном этапе известны базовые вложения, а в договоре указываются требования к помещению для открытия. И это существенно упрощает работу, так как позволяет действовать по готовой отлаженной схеме, а не экспериментировать с нуля.
  • Вторым преимуществом является приобретение не просто франшизы, а возможности использовать как бренд, так и репутацию проверенной компании. Приведем пример с Garmin – производителем носимых гаджетов. Эта корпорация существует с конца 1980-х годов и недавно на базе компании Навиком запустила свою франшизу в России. Сотрудничество с Garmin гарантирует вам, что вы будете реализовывать продукцию надежного производителя, за которую можно ручаться, а сами потенциальные клиенты уже знают, что данный бренд гарантирует отличное качество. И это, в свою очередь, дает хорошие продажи уже на начальном этапе. Практика показывает, что франшиза Garmin окупается в течение 12-15 месяцев.
  • Третий плюс, о котором уже было сказано выше, это высокая вероятность окупаемости на основе статистики других франчайзи. Вы будете получать доход уже через несколько месяцев при грамотном соответствии всем требованиям держателя франшизы к помещению и маркетингу.
  • В случае с франшизой Garmin вы не просто покупаете готовый бизнес, но получаете хорошо узнаваемый, известный бренд. Также вы получаете консультационную помощь в организации дела на всех этапах, поскольку компания занимается обучением персонала, предоставляет стратегию продвижения и другую полезную информацию.
Какой бизнес открыть: готовый или с нуля
Какой бизнес открыть: готовый или с нуля

У покупки франшизы, конечно, имеются и свои недостатки. И о них непременно стоит упомянуть, хоть минусов гораздо меньше, чем в случае открытия бизнеса с нуля. Пожалуй, основной недостаток заключается в необходимости соблюдать требования держателя франшизы и согласовывать свои действия, а также отдавать часть своей прибыли. Однако, в случае с правильно выбранной франшизой окупаемость придет ощутимо быстрее, чем в случае открытия нового бизнеса.

Также при покупке франшизы всегда имеется риск обмана со стороны головной компании. Убедиться в честности можно лишь внимательно изучив положительные и отрицательные отзывы в сети, историю компании и реальные рассказы тех, кто уже добился успеха посредством сотрудничества по франчайзингу с этой фирмой. Garmin является публичной компанией и размещает открытую статистику по оборотам и прибыли на официальном сайте (рисунок 1, 2).

Какой бизнес открыть: готовый или с нуля
Какой бизнес открыть: готовый или с нуля

Garmin давно реализует свою франшизу на территории России, и есть большое количество историй – подтверждений успешного ведения бизнеса на основе этой франшизы. Наиболее известная среди них – это несколько магазинов, открытых Антоном Сиротой из Самары. Подобным брендам можно доверять, так как они не скрывают сведения о своих партнерах, а сами партнеры с удовольствием рассказывают обо всем на просторах сети.

Какой бизнес открыть: готовый или с нуля
Какой бизнес открыть: готовый или с нуля

Что предпочесть?

Подведем итоги. Как у франшизы, так и у открытия бизнеса с нуля имеются достоинства и недостатки. Все зависит от того, что конкретно является вашей целью. Безусловно, франчайзинг представляет собой более надежное решение, несущее существенные доходы в короткие сроки. Все это актуально при выборе проверенной компании-держателя франшизы, такой, как Garmin. Но если вас интересует скорее самореализация и желание научиться новому в сфере ведения бизнеса, то франчайзинг можно рассматривать как приобретения опыта перед открытием своего бизнеса с «нуля» под собственным брендом.

Евгений Добринин,
Коммерческий директор АО «Навиком»

МенеджерПорталПубликациибизнес по франшизе,Добринин Евгений,Навиком,публикации,франчайзинг,франшизаКакой бизнес открыть, готовый или с нуля? Рассказывает Евгений Добринин, коммерческий директор АО 'Навиком', официального российского дистрибутора GARMIN — производителя «умных» носимых гаджетов. Начинающие предприниматели часто задают вопрос о том, что лучше: открывать бизнес с нуля или воспользоваться франшизой. Рассмотрим оба варианта в рамках материала и разберем, какой из них...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА