Как у меня угнали франшизу. И что делать, чтобы этого не произошло.
О том, как защитить свою франшизу «от угона», рассказывает Ильназ Набиуллин, владелец сети экспресс-парикмахерских «Чио Чио», магазинов мужской (Gentlz) и женской бижутерии (Zifa).
Всем привет. Я — Ильназ Набиуллин, владелец сети экспресс-парикмахерских «Чио Чио», магазинов мужской (Gentlz) и женской бижутерии (Zifa). С 2014 года я продал 300 франшиз, и хочу рассказать историю, как одну из них у меня запустили под другим брендом.
Сначала — небольшая справка о парикмахерских «Чио Чио», а потом — рассказ о суде с франчайзи, нетривиальном решении и уроках, которым меня научил угон франшизы.
«Чио Чио» — чик-чик по-японски
В прошлом году в Казани я запустил новый проект — сеть японских экспресс-парикмахерских «Чио Чио», которые ориентированы только на стрижку.
Посетители записываются через терминал, вместо мойки головы — специальный пылесос, цена стрижки фиксированная — 200 рублей. Каждая стрижка — 15 минут. Шкафы и рабочие места оборудованы по принципам кайдзена, все материалы и инструменты стерильны. Мы конкурируем не с салонами красоты, стилистами и барбершопами, а с парикмахерскими у дома — «Афродитами», «У Лены» и прочими.
Первая парикмахерская открылась в апреле 2017 года. В этом бизнесе нет никакой сезонности — волосы растут всегда. Поэтому первая точка не стала единственной, и мы стали двигаться дальше. Сейчас в Казани работают семь точек, по всей России — 60, а франшизу «Чио Чио» уже купили 135 партнеров в СНГ и Италии.
Самая интересная история произошла с первым же франчайзи, который решил купить бизнес для жены. Мы встретились, все обсудили и ударили по рукам. За 100 тыс. рублей первые партнеры получили бизнес-бук, маркетинговые планы, программы обеспечения, бизнес-модель, сметы и номенклатуру оборудования.
Пропажа франчайзи, «Акио» и суд
Франчайзи куда-то пропал. Мы отправили им смету на закупку оборудования, а они не отвечают. Нууу, подумал я, так бывает.
Дальше начинается самое интересное. Через несколько месяцев, в ноябре, мы видим в соцсетях, что в Казани открывается «Акио». Японская парикмахерская. С нашими принципами. С нашими текстами один в один. Приходит SMMщик и спрашивает — «Какого хрена?».
А в Казань мы партнеров не пускали. Видимо, поэтому они решили открыться под другим брендом и специально «купили» наши материалы по акции, чтобы продавать франшизы самим. Более того, они могли подать на нас в суд, потому что договор о франшизе и акт передачи был подписан только с нашей стороны.
Правда, суда мы не боялись — вся переписка и свидетельские показания были на нашей стороне.
Так и случилось. В начале года первые «франчайзи» открывают собственную парикмахерскую, запускают франшизу и в начале весны… подают в суд на нас. Суть претензий — «Мы случайно отправили 100 тыс. рублей, он не дал нам никаких материалов, пусть вернет деньги». Да ладно, вы же бизнес открыли по нашей модели!
Не можешь бороться — возглавь
Мы проиграли суд. Как рассказал судья юристу «Чио Чио», у ИП Набиуллина уже была пара судов по франшизам. Жаль, судья не знал, что всего у меня 300 франшиз.
Но на решение суда мне было все равно — к тому времени у меня было уже 100 партнеров, которые решили открыть парикмахерские.
После суда, в июле, владельцы «Акио» попросили встретиться. Я поспрашивал их, как идут дела.
— Когда вы начали работать?
— В апреле.
— Точка прибыльная?
— Прибыльная.
— Сколько франшиз продали?
— У нас один партнер.
— У нас 100. Давайте я куплю вас.
Мы договорились и ударили по рукам. «Акио» вернулось домой, в «Чио Чио».
***
У нас угнали франшизу, мы проиграли суд и выкупили парикмахерскую, которая, по сути, должна была с самого начала приносить деньги. Может показаться, что мы проиграли по всем фронтам. Но это не так.
Эта история стала уроком не только для нас, но и для других франчайзи. Обертка во франчайзинговом бизнесе — капля в море. Самое главное — внутренние процессы, которые вроде как и получили владельцы «Акио», но не смогли их внедрить.
Товарный знак стоит ноль рублей, концепция — ноль рублей, идея — ноль рублей. Весь паушальный взнос вы платите за управляющую компанию.
В конце концов, сейчас на рынке пять игроков, которые скопировали модель «Чио Чио». Но у нас 135 партнеров, а у ближайшего конкурента — на порядок меньше.
Более того, я впервые в жизни купил компанию-конкурента. Я понял, что эта модель рабочая. Раньше у нас был фокус на собственное развитие — будто нас никто не догонит. Теперь, если я вижу, что кто-то тоже неплохо разогнался, я возьму его в свою упряжку. Это не пустые слова — я готов потратить миллион долларов на покупку других парикмахерских.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию с угоном франшизы, я могу дать несколько советов.
Защищайте свой бизнес. Судебная практика по франшизам, как и весь российский рынок франчайзинга — сырой: судьи часто принимают кардинально разные и странные решения по похожим делам. Если взять десять франшиз, у всех будут разные документы. Кто-то работает по лицензионному договору, кто-то — по коммерческой концессии, кто-то — по договору оказания услуг.
Поэтому один из главных пунктов — грамотная юридическая защита документов. В «Чио Чио» мы усилили режим коммерческой тайны, переделали договора о неразглашении о сотрудниками и партнерами. Позвали ИТ-специалистов по безопасности. Проверили уровни доступа у сотрудников к разной информации.
Проверяйте потенциальных партнеров. У одного их них мы нашли кучу судов с франшизами, которые он выиграл. Он зарабатывал на этом.
Уточняйте у партнеров опыт работы с франшизой. Тот, кто покупает франшизу в первый раз, не хочет вас обмануть: он хочет научиться, и ему нужна ваша поддержка.
Все будут приходить с более-менее благой целью. В брак вступают без мыслей о разводе. Все зависит от вас — если вы будете плохо сопровождать франчайзи и давать обманчивые ожидания, то конечно партнеры будут думать о том, чтобы было бы неплохо поработать с идеей самому.
Если кто-то захочет украсть ваши маркетинговые продукты, он их украдет. Сделайте так, чтобы франчайзи понял, что этого будет недостаточно.
Недавно ко мне приезжал потенциальный партнер. Он меня поймал на слове и спросил, могу ли я отдать ему документы просто так. Я отдал.
Через день он пришел и купил франшизу на несколько точек.
https://bi-school.ru/kak-u-menya-ugnali-franshizu/ПорталПубликацииНабиуллин Ильназ,парикмахерская,публикации,франчайзинг,франшиза,Чио ЧиоО том, как защитить свою франшизу 'от угона', рассказывает Ильназ Набиуллин, владелец сети экспресс-парикмахерских «Чио Чио», магазинов мужской (Gentlz) и женской бижутерии (Zifa). Всем привет. Я — Ильназ Набиуллин, владелец сети экспресс-парикмахерских «Чио Чио», магазинов мужской (Gentlz) и женской бижутерии (Zifa). С 2014 года я продал 300 франшиз, и хочу...Менеджер dyukovsky@gmail.comAdministratorБИЗНЕС ИНСАЙТ
Партнёр из Уфы. Пакет франшизы составлен грамотно, продают красиво , все классно. Но только на словах. В Уфе продали настолько много франшиз, что партнеры начали топить друг друга! А управляющей компании все равно, они получают доход с продажи франшиз.