Личный бренд – стратегический ресурс человека и бизнеса. Об этом рассказывает Юлия Диброва, бренд-стратег, занимающийся индивидуальной практикой и персональным брендингом.

Юлия Диброва, бренд-стратег, занимающийся индивидуальной практикой и персональным брендингом
Юлия Диброва, бренд-стратег, занимающийся индивидуальной практикой и персональным брендингом

Кто такой человек-бренд? Ещё несколько лет назад в ответ на этот вопрос можно было услышать — Стив Джобс, Уолт Дисней, Генри Форд и многие другие всемирно известные имена. Сегодня мы наблюдаем, как понятие «личный бренд» врывается в массы. И вот уже владельцы компаний задумываются не только над продвижением собственного имени, но и над персональным брендингом своих сотрудников, специалисты выходят из тени в онлайн-пространство, фрилансеры повышают средний чек на услуги за счёт роста узнаваемости через онлайн-каналы, дети становятся блогерами.

Почему сегодня все говорят о личном бренде

За последние годы социальные сети получили широкое распространение как эффективный инструмент маркетинга не только для бизнеса, но и для персонального пользования. Что позволило более дальновидным людям (предпринимателям, специалистам, домохозяйкам) быстро занять подходящую нишу и сделать своё имя узнаваемым через онлайн, а кто пришёл попозже – сильно расширить свои профессиональные возможности. К концу 2016 года пользователями интернета являлось 46% населения планеты (3,5 млрд человек), по оценкам специалистов к 2025 году этот показатель достигнет порога в 80%. Но только ли с распространением интернета и развитием социальных сетей «личный бренд» стал набирать такие обороты? Причин больше, чем кажется на первый взгляд.

1. Пандемия ускорила цифровизацию. По данным исследования PWC (2020 г.) о таком ускорении заявили 24% руководителей российских компаний. Привыкнуть к работе в домашних условиях, онлайн-мероприятиям, общению с командой через чаты пришлось даже тем, кто был ярым сторонником офиса.

Многие в этот период открыли для себя фриланс: кто-то добровольно, кто-то ввиду сокращений в компании. Удалённая работа и фриланс очень быстро стали нормой для многих профессий, и не только новых. Например, в социальной сети Instagram всё чаще можно встретить бухгалтеров, докторов наук из разных областей знаний, мастеров по ремонту квартир и многих других.

Согласно исследованию рынка фриланс-услуг PWC (2021 г.), Россия в 2020 г. вошла в первую десятку стран по объему рынка фриланса в денежном выражении. Авторы исследования отмечают, что «основной причиной привлечения фрилансера работодателем становится не только снижение издержек и потребность в работе на отдельных проектах, но и доступ к широкой экспертизе». А также, что «в пересчёте на рабочий час фрилансер зарабатывает больше наёмных работников». Таким образом, преимущества такого формата взаимодействия работодателя и исполнителя осознают обе стороны.

Однако возникает объективный вопрос, как выделиться среди растущего количества фрилансеров, привлечь внимание работодателя, становиться участником масштабных проектов и увеличивать свой доход.

76% работодателей изучают соцсети соискателей, а для 22% работодателей соцсети соискателей являются решающим фактором при выборе кандидата на должность (исследование HeadHunter). Поэтому сложно отрицать тот факт, что наличие правильно оформленных соцсетей — теперь необходимость для любого современного специалиста. Но не единственная. Ведь более важнее то, чем вы отличаетесь от других профессионалов и как вы умеете это показать. А социальные сети лишь являются транслятором ваших достижений.

2. Согласно исследованию портала business.com, 92% населения доверяет рекомендациям людей, а не брендов компаний, 82% с большей вероятностью будут доверять той компании, руководство которой активно использует соцсети. Сегодня человек покупает у человека. Личность выходит на первый план, и в этом смысле персональный брендинг работает на разные задачи, в зависимости от целей и от стратегии, которую вы выстроите. Например, владелец бизнеса может развивать бренд компании через свой личный бренд, через личные бренды своих сотрудников или обоими способами.

3. Из-за цифровизации от 9 до 50% всех ныне существующих профессий могут исчезнуть в ближайшее десятилетие, в 57% профессий алгоритмы заменят людей в горизонте 10-20 лет (произойдёт автоматизщация некоторых профессий), до 2025 года России понадобится от 5,8 до 9,2 млн специалистов в категории «Знание» (высококвалифицированный интеллектуальный труд), произойдёт общее усложнение всех профессий, что приведёт к повышению требований к квалификации работников, говорится в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» от The Boston Consulting Group. Также авторы доклада прогнозируют к 2025 г. изменение характера конкуренции за кадры, обусловленное старением населения и выходом на рынок труда работников из поколения Z (к 2025 г. будет составлять около 25% всей рабочей силы).

Это значит, что мы переживаем масштабную трансформацию рынка труда и рынка образования, изменение форм занятости, сокращение жизненного цикла профессий.

4. В этой новой реальности специалисты всё чаще оказываются в условиях неопределённости. Времена, когда карьерный путь выстраивался линейно (школа, университет, трудоустройство, карьерный рост) давно прошли. Так называемый SPOD-мир (устойчивый, предсказуемый, простой и определенный) сменился миром VUCA (нестабильный, неопределённый, сложный, неоднозначный). То есть специалисту уже сегодняшнего дня необходимо обладать высоким уровнем адаптивности к изменениям, постоянно повышать уровень своей квалификации и развивать гибкие навыки (soft skills), которые всё чаще становятся базовым требованием работодателей. Коммуникация, публичные выступления, эмоциональный интеллект, управление несколькими задачами, непрерывное саморазвитие и другие гибкие навыки чаще более важны сегодня, чем знание Microsoft Office. Например, по данным консалтинговой компании West Monroe Partners, 67% HR-представителей в сфере IT отказали перспективным IT-специалистам с недостаточно развитыми персональными качествами.

5. Знания и культура глобализируются. Авторы доклада «Навыки будущего: что нужно знать и уметь в новом сложном мире» отмечают, в последние десятилетия наблюдается возрастание потоков знаний и технологий, а также возрастание необходимости выхода на новые уровни сотрудничества в связи с усложнением задач, стоящих перед наукой. Так, например, для написания научных работ привлекаются авторы из разных стран.

Что такое личный бренд

В общем смысле, личный бренд – это образ, сформированный в сознании аудитории. В современной же реальности это понятие приобретает новые качественные характеристики. Это инструмент, который при правильном применении работает на:

  • Повышение авторитета в профессиональных кругах
  • Приобретение статуса эксперта на национальном и международном уровнях
  • Поиск выгодных сотрудничеств
  • Привлечение новой аудитории
  • Поиск инвесторов
  • Попадание на желаемую должность в компании
  • Рост лояльности и повышение уровня доверия сформировавшейся аудитории
  • Монетизацию проекта / хобби
  • Продвижение коммерческих / благотворительных проектов
  • Попадание в международные проекты
  • Повышение среднего чека на свои услуги
  • Переход из одной ниши в другую без потери узнаваемого имени и многие другие цели

Всё больше людей хотят работать на себя, становятся предпринимателями в разных отраслях. Развитие личного бренда помогает целевой аудитории и потенциальным партнёрам показать, насколько вы серьёзны в своих бизнес-намерениях. В определённый момент людям становится интересно попасть в пространство вашей личности. И чем оно разностороннее, насыщеннее, с выраженной индивидуальностью, тем больше людей захочет проявить лояльность к вам и вашим проектам.

С чего начинать формирование своего личного бренда

И здесь есть очень распространённая ошибка, когда человек думает, что личный бренд – это красиво упакованный аккаунт в Instagram. И как только у вас будет такой блог, автоматически пойдут клиенты, а узнаваемость стремительно возрастёт. Запомните, личный бренд – это образ, сформированный из ваших личностных и профессиональных характеристик; это целая система, отражающая вашу индивидуальность, уникальный стиль, манеру говорить и так далее. Не бывает двух одинаковых людей, а значит, и одинаковых личных брендов. Личный бренд строится на протяжении всей жизни и нет такой точки, когда можно прекратить развитие.

Тогда что такое аккаунт в Instagram? Это один из каналов для продвижения вашего личного бренда, одна из точек контакта с аудиторией. Есть известные эксперты, которых вообще нет в социальных сетях, но они имеют сильный личный бренд. Однако профессионально и современно упакованные социальные сети, с выстроенной стратегией и уверенным позиционированием, безусловно, будут работать на вас.

Так, первый и очень важный этап – задать себе два вопроса «кто я?» и «зачем мне личный бренд?». Дело в том, что каждый человек одновременно сочетает в себе разные качества и разные роли. Но может не осознавать потенциала своей личности, не видеть основы и граней, усиливающих её. Отсюда сразу идёт растерянность, сложности с определением позиционирования и выявления уникального торгового предложения, а затем искажённая трансляция вашего образа через каналы продвижения. Задумайтесь, если вы сами не до конца понимаете, кто вы есть, как целевая аудитория (потребители, бизнес-сообщество, работодатель) сможет правильно считать ваше сообщение.

Если вы нашли ответ на эти вопросы и решили, что личный бренд нужен, начинайте распаковку экспертности, определите грани своего личного бренда (что помимо экспертности вы готовы показывать миру) и цели на разные периоды. Затем переходите к аналитике (портрет целевой аудитории, конкуренты). Вторая распространённая ошибка – занять позицию «я для всех».

Вы можете быть специалистом в туристической сфере и рассказывать, как построить в ней бизнес или как дёшево путешествовать. Аудитории будут разные. При работе со специалистом все эти этапы являются частью персонального брендбука. Но даже если вы решили всё делать самостоятельно, не перескакивайте через этапы. Глубокая аналитика вашей личности и вашей ниши, грамотно прописанная стратегия – это тот фундамент, который поможет быстрее прийти к желаемым результатам.

Когда фундамент сформирован, можно переходить к выбору каналов продвижения. И помимо Instagram есть большое количество социальных сетей, под разные форматы контента и с разными аудиториями. Здесь всё зависит от ваших финансовых и временных ресурсов. Важно работать на качество, а значит, если в ресурсах вы пока ограничены, не стоит распыляться на все соцсети, лишь бы просто там рисутствовать. Это скорее повредит имиджу.

Также важно не ограничиваться социальными сетями. Становитесь участником или спикером на конференциях, профессиональных мероприятиях, в экспертных комиссиях, вступите в экспертное сообщество, публикуйте статьи в СМИ, на профессиональных ресурсах, в научных журналах, активно используйте нетворкинг, проводите совместные прямые эфиры. И, конечно, постоянно повышайте уровень экспертности.

5 страхов, которые мешают строить личный бренд

1. Совершить ошибку. «У всех так здорово получается, а я сделал плохо, поэтому лучше вообще не буду ничего делать».

Работая над личным брендом, вы в любом случае делаете что-то новое, выходите за личные границы. Ошибки – неотъемлемая часть развития. Вы не сможете приобрести новые навыки и вырасти над собой, если не разрешите себе ошибаться и находить в этом опыте преимущества.

2. Синдром самозванца. «Нет веры в себя и мою экспертность. Кажется, лучше не привлекать внимание, вдруг кто-то решит, что я не достоин своих достижений».

В результате — время упущено, вы на том же месте. Но с этой проблемой сталкиваются многие, и её решение в том, чтобы всеми силами от этого синдрома избавляться. Сама по себе работа над личным брендом помогает вам обрести эту уверенность, когда вы действуете и на эти действия начинаете получать обратную связь.

Планомерно развивая личный бренд, вы каждый день прокачиваете soft skills, открываете новые таланты и возможности для развития, ваша уверенность в себе растёт.

3. Критика. Написали дискуссионный пост — получили негативный комментарий, сделали ошибку в слове — добро пожаловать сообщениям в direct.

Но личный бренд связан с публичностью, а публичность с возрастающим к вам вниманием. Важно выработать иммунитет к чужим замечаниям и научиться отличать конструктив от троллинга.

4. Нет комплексного подхода. Не знаете, с чего начать. А нужно ли то или иное действие? В основном это связано с нехваткой знаний по теме личного бренда.

В этом случае нужно либо погрузиться в обучение, самостоятельно разобраться во всех нюансах. Либо работать со специалистом.

5. Потратить деньги впустую. Многие хотят волшебную таблетку и результат в виде очереди клиентов к концу месяца. Некоторые понимают, что результат придёт не сразу, включаются в процесс, но всё равно быстро бросают.

Только единицы готовы вкладывать время, усилия и деньги в развитие личного бренда. И именно они получают наиболее эффективные результаты.

Есть люди с большим потенциалом, которые всё ждут подходящего момента, чтобы начать работу над личным брендом. Причины разные, как и сами люди. Но когда он наступит этот идеальный момент? Создайте его сами и действуйте прямо сейчас.

Юлия Диброва, бренд-стратег
Индивидуальная практика, персональный брендинг

МенеджерПорталПубликацииДиброва Юлия,личный бренд,персональный бренд,публикацииЛичный бренд – стратегический ресурс человека и бизнеса. Об этом рассказывает Юлия Диброва, бренд-стратег, занимающийся индивидуальной практикой и персональным брендингом. Кто такой человек-бренд? Ещё несколько лет назад в ответ на этот вопрос можно было услышать - Стив Джобс, Уолт Дисней, Генри Форд и многие другие всемирно известные имена. Сегодня мы...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА