О бизнесе и личной эффективности предпринимателя с точки зрения психологии и системной феноменологии, — рассказывает практический психолог Александр Рязанцев.

Александр Рязанцев, практический психолог
Александр Рязанцев, практический психолог

Об авторе: Александр Рязанцев — практический психолог, Профессор в области психологии Международного Университета Фундаментального обучения (Оксфордская образовательная сеть), заведующий кафедрой «Психология системных феноменов» на факультете психологии и педагогики МУФО, Доктор философии PhD в области психологии, автор запатентованной технологии «Психология системных феноменов» и основатель Школы феноменологии, гештальт, системный и бизнес-консультант, супервизор и действительный член ЕАС (Европейская ассоциация супервизоров).

Бизнес всегда был уделом смелых и энергичных, а сегодня он требует стрессоустойчивости и отличной ориентации в мире технологий. С приходом пандемии большая часть людей не чувствует себя в безопасности — практически всех поглотила диджитализация.

Как человеку и бизнесу не выживать, а жить в новом нестабильном цифровом мире? Что будет полезно понять и изменить в системе?

Современный мир ищет решения. Как показала пандемия, случившаяся с миром в 2020 году, многие процессы, которые существовали до ее начала, пришли в кризисное состояние, то есть, они оказались не ресурсными в подобной ситуации. Одним из решений стал переход на дистанционную работу, онлайн-мероприятия — это ускорило процесс цифровизации и принесло в нашу жизнь диджитал-работу. Переход к новому стилю жизни потребовал затрат и новых навыков, вложения больших внутренних и внешних ресурсов, как со стороны руководства, так и от сотрудников.

С одной стороны, если сотрудник работает дома, ресурс компании повышается за счет того, что она не несет затрат, связанных с содержанием офиса и оборудования. С другой стороны — эффективность, ответственность в работе могут быть под угрозой, потому что домашние факторы отвлекают человека от его дел, у него может не быть условий для “офиса дома”.

Многие предприниматели столкнулись с некоторой растерянность перед сложившейся ситуацией, которая вызвала лихорадочный поиск различных форм перевода бизнеса на рельсы современных условий. Эти условия не имеют четких границ и ясности, потому что никто не знает, как пандемия будет развиваться, и когда она закончится. Все говорят о приблизительных датах, но новые правила игры если и понятны, то немногим.

Ситуация со всех сторон не простая. Важнейшим аспектом поддержки остается семья, которая играет роль хранителя базовых ценностей, уважения к делам, бизнесу. Она должна быть ресурсом, совестью предпринимателя, его безопасностью, своего рода тылом для достижения результатов. Жить нужно в большем, чем прежде, доверии к тому, что делает член семьи, который занимается бизнесом.

Черпать энергию от родных возможно через любовь, уважение, признание того, что каждый член нужен семье через принадлежность к ней.

Я тоже нахожу для своих близких время, потому что когда я весь увлечен своим делом и не уделяю время жене и детям, тогда семья теряет свою ресурсную роль, и начинают возникать конфликты, которые не дают силы, а отнимают их.

Черпать из семьи энергию — значит находить для нее время, быть с ней, общаться с родными. Близким можно и нужно рассказывать о своих делах, чтобы для них не было тайной, почему вы приходите домой хмурым, раздраженным или, наоборот, счастливым.

Не стоит искать в семье ответов на рабочие вопросы или ситуации, требующие вашего решения, как руководителя. Это ошибочное мнение, что с семьей можно вести деловые встречи и переговоры.

Весь мир, как и бизнес-сообщество, переживает кризис, который на сегодня привел к переоценке принципов работы, исполнителей, самих руководителей. Раньше больше уделяли внимание цифрам и фактам: прибыль, затраты, поощрения, наказания, соглашения. Сейчас фокус внимания людей сместился на здоровье, поддержание состояния, свободное время, образ жизни, поиск ресурсов, в том числе, в семье. Причем, стал важен не только образ жизни руководителя, но и образ жизни сотрудников компании.

Текущий 2020 год показал, что для выживания личность должна быть гармонично развитой, обучаемой, ищущей возможности, понимающей, где брать силы для быстрой адаптации.

Общество начало искать объяснение тому, что происходит. Бизнес тоже начал искать терминологию. «Биохакинг» — работа с организмом в целом (системная тренировка мозга, эмоциональный интеллект, использование скрытых ресурсов человека и т.д.).

Термин VUCA — это акроним, который складывается из 4 английских слов: volatility — нестабильность, uncertainty — неопределенность, complexity — сложность и ambiguity — неоднозначность. Он характеризует современную реальность, в которой все очень быстро меняется, мало что остается стабильным и привычным. В сфере предпринимательства VUCA — изменчивая бизнес-среда, сегодня она является реальностью, в которой бизнесу приходится жить и функционировать. Эта реальность трансформирует подход к ведению бизнеса и модели поведения руководителей.

«VUCA-мир» — непредсказуемый, волатильный, непонятный мир. Он требует умения работать и жить в зоне, когда все нестабильно, несбалансированно, непредсказуемо, небезопасно. При этом надо идти дальше, искать формы решения для новых задач, которые поставлены для реализации бизнес-идеи. В этой гонке за эффективностью в мире, где правил не знает никто, помогает «биохакинг».

И эта гонка за эффективностью закончится тем, что выживут и останутся на плаву только сильнейшие. Ими станут те, кто смогут найти своих проводников, наставников в современных условиях, взять от них максимум и применить в жизни и бизнесе. В том числе, и психологов, так как опытные консультанты, которые в своей практике пережили ни один мировой кризис, уже имеют навык работы с людьми, находящимися в кризисных ситуациях, в ситуациях трансформации и перехода от одного состояния в другое, поиске баланса и гармонии в жизни.

Достичь баланса между эффективностью и гармонией возможно только при согласии с тем, что происходит. Гармоничный процесс можно выстроить тогда, когда окончательно признана существующая реальность. Когда нет сопротивления, попыток вернуться к старому, есть согласие с условиями, появляется стремление системно разобраться в новом. Найти свой баланс и прийти к собственной гармонии. В этом смысле нельзя брать чей-то опыт и слепо его перенимать — важно найти именно свой баланс в отношении бизнеса и личной жизни.

2020 год показал: от нашей внутренней системы на 150% зависит успех бизнеса. Внешний мир может быть очень разным! Сегодня происходят события, к которым он подстраивается буквально на наших глазах. И наша реакция на эти изменения определяет, кто выживет и вырастет. В каком направлении предпринимателю развиваться в реалиях VUCA-мира, которым правят нестабильность и непредсказуемость?

Можно определить 6 позиций в трендах эффективности на ближайшие 10 лет.

Тренд №1 — позволить себе быть не перфекционистом и не обесценивать себя и свои достижения. Перфекционизм часто связан с эмоцией стыда, которую человек не осознает. Я много работал с людьми, которые страдают перфекционизмом, часто они не принимают себя в чем-то, внешне или в способностях. Чтобы компенсировать недостаток, они благодаря стыду совершенствуются в какой-то определенной области. Нужно понять и принять простой факт — стоит расширить границы совершенствования, а не сужать их до определенной темы.

Здесь же рядом — тема самооценки и обесценивания. Самая большая ценность — признание родителей, того, какую жизнь они дали. Многие люди, к сожалению, не испытывают благодарности к семье и к жизни, которую получили. Нужно найти лучшие качества родителей, которые человек перенял, и пользоваться ими. И “вишенка на торте” — не сравнивать себя с другими, потому что они от других родителей, в других условиях живут. Чтобы принять все это в свою жизнь нужно найти подходящего специалиста, психолога. Самому, к сожалению, очень трудно. Мы многое вытесняем из памяти. Наш взгляд замылен. Не умеем чувствовать самих себя. А умение понимать и принимать себя — один из главных принципов успеха в бизнесе!

Тренд №2 — развить широкий кругозор. Когда я готовился к семинарам, узнал одну интересную вещь про Билла Гейтса: он читает много книг, так как, по его мнению, в будущем выиграют люди, которые имеют широкий кругозор знаний, но работают в узком сегменте. Когда человек грамотен во многих позициях, но выбрал определенный узкий сегмент, в котором добивается успешности. Возьмем бизнесмена, который владеет сетью ресторанов — границы его знаний должны быть сильно шире, чем требуемые для этого бизнеса. Это поможет лучше ориентироваться в новом мире и лучше себя ощущать, меньше переживать.

Тренд №3 — научиться быть автономным. Почему это трудно? Потому что люди боятся, что другие их не поймут. И этот страх вынуждает постоянно искать контакты, взаимодействия. Это большая трата времени и сил. Автономный человек может сориентироваться, какие контакты ему нужны, какова их роль, каким образом они могут быть полезны ему лично и бизнесу.

Быть автономным, значит, делегировать в бизнесе и в личной жизни для освобождения времени. Это и замещение некоторых сотрудников компьютерными программами. И самостоятельное владение разными системами, технологиями, потому что это веление времени. И выведение на аутсорсинг части дел.

Тренд №4 — прозрачность бизнеса, способность открыто говорить о своей компании. Люди хотят знать не просто кто ведет дело — а всю кухню, подноготную. Чем больше бизнес открыт для других, чем он прозрачнее, тем выше эффективность работы этого бизнеса и меньше тревоги у предпринимателя.

Конечно, когда случилась пандемия, все поняли, что VUCA-мир волатильный, непредсказуемый, неординарный, нестабильный. Но о ведении бизнеса в таком мире написали еще в начале 21 века шведские профессоры — книга “Бизнес в стиле фанк”. Суть в том, что бизнес не должен быть жестко структурирован. Об этом последние тренды эффективности.

Тренд №5 — бизнес должен уметь быть творческим, импульсивным и не всегда соответствовать тем планам, которые описали. То есть планы должны быть гибкими и ориентированными на глобальную задачу конкретного бизнеса.

Тренд №6 — планировать не работу, не деньги, а себя самого. Отсюда биохакинг — думать о своем здоровье, быть отдохнувшим, выспавшимся, бодрым, самодостаточным. Планирование, каким вы хотите видеть себя, приведет к результатам и в бизнесе. Не помню, где услышал фразу: “Деньги — это отношения”. Способность выстроить коммуникацию с собой и с людьми. От этого будет зависеть эффективность. Если человек будет чувствовать себя наполненным, заинтересованным в других, от этого будет расти его благосостояние и как личности, и как лидера бизнеса.

Навык быть автономным включает в себя необходимость вносить в жизнь цифровизацию. Но сейчас много людей становятся просто зависимыми от современных технологий.

У меня здесь ясный феноменологический подход. Если вы здоровый человек — в плане жизни, поведения, вас цифровизация не захватит. Норма — когда я обедаю вместе с телефоном, могу посмотреть новости, послушать музыку, но я знаю, что сейчас обед главнее. Если я в силах регулировать свое время, то это совершенно безопасный процесс. Конечно, когда телефон — смысл жизни, это не норма.

Резюмируя все сказанное выше, мы можем сделать определенные выводы. Умение быстро и легко адаптироваться к новым условиям — навык, без которого в современных реалиях успешно существовать просто не получится. Уже совсем скоро мы будем жить в мире, где те, кто согласятся с VUCA-миром и будут пользоваться биохакингом в бизнесе, не просто выживут, а поднимутся в разы выше. Да, в бешеном потоке жизни сделать это самостоятельно очень трудно. На помощь приходят опытные наставники, бизнес-сообщества, психологи и бизнес-консультанты, обладающие системным видением и подходом к человеку и организации. В этом смысле хорошим ресурсом могут стать системное организационное консультирование и расстановки.

Александр Рязанцев
Практический психолог

МенеджерПорталПубликацииVUCA,VUCA-мир,биохакинг,публикации,Рязанцев АлександрО бизнесе и личной эффективности предпринимателя с точки зрения психологии и системной феноменологии, - рассказывает практический психолог Александр Рязанцев. Об авторе: Александр Рязанцев - практический психолог, Профессор в области психологии Международного Университета Фундаментального обучения (Оксфордская образовательная сеть), заведующий кафедрой «Психология системных феноменов» на факультете психологии и педагогики МУФО, Доктор философии...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА