Сейчас мы имеем возможность наблюдать вторую волну eCommerce, считает Сергей Устинов, директор по маркетингу онлайн-гипермаркета КотоФото. Именно об этом пойдет речь в статье.

Сергей Устинов, директор по маркетингу онлайн-гипермаркета КотоФото
Сергей Устинов, директор по маркетингу онлайн-гипермаркета КотоФото

Традиционные интернет-магазины сегодня укрупняются. Определенные игроки, которые успели выйти на рынок, сейчас друг с другом консолидируются, объединяются, наращивают вес. В тоже время уходят с рынка малые игроки, не выдерживая конкуренции с гигантами. Уходят и некоторые крупные игроки… вот только в этом году мы попрощались с МедиаМарктом, а Эльдорадо выкупил ТехноСилу …

С другой стороны открываются новые возможности, которые для электронной коммерции предоставляют соц сети: Instagram, ok, вконтакте. Это породило новую волну супер-микробизнеса, теперь можно, даже не делая микросайтов, продвигать свои товары и услуги через свои социальные сети и это развивается параллельно.

Легкий старт через социальные сети для микробизнеса

Каждый год возникает определенное количество микробизнесов, и сейчас им интернет предоставляет немножко больше возможностей для легкого старта. При чем социальная сеть может быть даже гораздо лучше отработает, чем торговые площадки такие, как tiu или blizko, потому что там больше аудитории (практически все сейчас зарегистрированы в социальных сетях). Люди продают через личные сообщения, комментарии к покупкам и постами под картинками, и этот процесс очень активно набирает обороты. За этим действительно интересно наблюдать: получается такая вторая волна eCommerce.

При этом, конечно, не стоит говорить, что все интернет-магазины умрут и останутся одни SMM-площадки для коммерции. Просто потому, что начиная со среднего размера интернет-магазин в конкурентной борьбе начинает разрабатывать свои уникальные инструменты для привлечения и удержания потребителя. Такого шаблона ни одна социальная сеть не даст.

Сюда входит целый информационный спектр, начиная от программ лояльности, заканчивая сбором данных о пользователе. Это не первичная статистика о пользователях, а большие системы данных, которыми мы владеем. При помощи своих алгоритмов мы стараемся предлагать каждому пользователю то, что ему оптимально подойдет. Правильный ассортимент, в том числе даже, не имея информации о его предшествующих покупках, просто исходя из его шаблона поведения на нашем сайте, мы уже понимаем, кто к нам пришел: это опытный игрок, знаток покупок или новичок, в принципе впервые попавший в интернет-магазин. Исходя из этого, мы начинаем подстраиваться. Это очень важная часть в продажах, которую, конечно, соц. сети сейчас не дадут.

Тормоз на пути digital-торговли

В целом нельзя говорить, что на государственном уровне создаются тормозные механизмы для ведения digital-торговли. Если даже посмотреть на опыт других стран, то мы в целом его повторяем. С одной стороны у нас пользователи любят пожаловаться на препоны для малого бизнеса, а с другой стороны посмотрите в Америке, один Amazon и остался, к тому же без всякого диктата со стороны государства.

Если всё же есть желание пожаловаться, то жаловаться нужно лишь на законы рынка, в которых мы все существуем: кто будет лучше и качественнее, тот и победит. Но при этом с развитием технологий, с появлением новых возможностей всегда будет появляться какая-то вторая-третья-четвертая волна интернет-предпринимательства. Процесс поглощения менее крупных интернет-магазинов более крупными, очевидно не может радовать.

Я не приветствую этот процесс, хотя с другой стороны — простая логика — она подсказывает, что это неизбежно. Если не ограничивать этот рост монополии как-то насильственно со стороны ФАС, например, и не поддерживать как-то дополнительно: давать какие-то конкурентные преимущества и преференции для малого и среднего бизнеса, то есть создавать некую искусственную среду для поддержания конкуренции, то все может быстро закончиться… В естественной среде все равно любой капитал старается стать, как можно больше, и было бы глупо отказываться ему от возможности увеличиться.

Распространено мнение, что конкуренция способствует росту качества, но должен сказать, что нельзя так однозначно об этом судить, потому что если конкуренция становится не контролируемой, то в ход могут пойти не самые привлекательные для потребителя ее стороны, такие например, как подделки, контрафакт, понижение качества услуги, и никто из нас не будет рад, если рынок начнет вытаскивать магазин за счет того, что он экономит на персонале, на самих покупателях.

Вторая волна eCommerce
Вторая волна eCommerce

Начинающим бизнесменам

Начинающим бизнесменам ecommerce можно сказать, что все подводные камни этого мира легко могут встретиться и у них на пути. Что может помешать процветанию их стартапа?! Сотни факторов, начиная от плохой бизнес-идеи, например, скопировать уже существующий раскрученный бизнес. Пусть даже с лучшим исполнением, но это все равно будет провально. Заканчивая хорошей бизнес-идеей с халатным исполнением, когда, например, сама идея прекрасна, но человеку не достает опыта, навыков руководства, он не справляется с планированием финансов, или просто не может нормально организовать все бизнес-процессы, — в результате все это очень быстро заканчивается.

Как все мы знаем, 90% бизнеса по статистике закрываются в течение первого года, здесь интернет-магазины, ничем не отличаются от оффлайн проектов и их не следует относить к какой-то особенной, отдельной сфере деятельности. Грамотная интернет-торговля ничуть не проще, чем традиционные розничные магазины. И чем дольше я изучаю электронную коммерцию, тем больше убеждаюсь в том, что наоборот, именно полноценный оффлайн магазин на потоке трафика людей, это гораздо более предсказуемое и контролируемое начинание, чем стремительно развивающаяся и меняющаяся каждый день электронная коммерция.

Для открытия своего дела — очевидно нужен стартовый капитал, и для открытия интернет-магазина нужно сделать не меньше вложений, чем при открытии розничной точки. Если в оффлайне надо арендовать помещение, то в онлайне таким помещением, вашей витриной служит ваш сайт. Если вы хотите вырасти во что-то большее, чем маникюр в инстаграме, то вы будете вынуждены потрудиться над своим сайтом. По трудозатратам поддержание сайта в надлежащем, современном виде и функционировании равносильно постоянному перестраиванию магазина в оффлайне. Вам придется безостановочно оплачивать труд квалифицированных разработчиков, и вам действительно повезет, если вам удастся нанять по-настоящему квалифицированных сотрудников.

Лендинг как инструмент торговли

Отдельно упомяну про лендинги: это тема стала очень популярной не сама по себе. Если внимательно следить за ее появлением, то она возникла одновременно с движением, которое мы все хорошо знаем, это проект «Бизнес молодость», она активно продвигалась, и сейчас продвигается этой бизнес-школой, как способ быстрого заработка в интернете. Лендинги неплохо показывают себя, но в очень узкой нише для очень узкой категории потребителей. Есть целый ряд требований к товару, к его стоимости, к самому предложению, которое мы на этом лендинге выдвигаем, для того, чтобы конкретный лендинг отрабатывал так, как нам хочется.

Этот инструмент я не отнес бы к полноценной электронной коммерции, это лишь способ продавать через интернет очень специфический товар, потому что если, допустим, представить такой эксперимент: берем обычный интернет-магазин на 10 000 товаров , и делаем вместо него 10 000 лендингов — уверяю, что так, как задумано пропагандирующими лендинговый подход, отработает дай бог сто — двести из этих посадочных страниц. С другой стороны, сами карточки товара в современных интернет-магазинах стремятся к максимальной эффективности, понемногу обретают признаки хороших лендингов, сохраняя при этом преимущества многостраничности.

Все остальные наши умозрительные лендинги останутся «мертвым грузом». Первое правило — лендинг хорошо работает, если специализируется на одной четкой услуге, на конкретном товаре. К примеру мы продаем часовой полет на вертолете над городом. Ничего другого мы делать не умеем, и главное — не хотим, то мы можем создать идеально заточенную под эту услугу и аудиторию страницу. За счет этого мы, естественно, продадим эту услугу лучше, чем конкуренты. Но как только мы захотим добавить какие-то другие маршруты, захотим масштабировать свой бизнес, наш лендинг неизбежно превратиться в полноценный сайт.

Интернет-магазин и торговая площадка Я.Маркет

И последнее, многих волнует вопрос, может ли интернет-магазин существовать без основной торговой площадки такой, как Яндекс.Маркет. Может. С одной маленькой оговоркой: если это не магазин электроники. Поскольку эта площадка лучше всего оптимизирована под электронику. Она завоевала себе огромную, лояльную аудиторию, которая ищет себе гаджеты именно там за счет удобства использования и проверенной информации. Но я хотел бы подчеркнуть, что не стоит ограничивать электронную коммерцию электроникой.

Если ваша услуга, например, изготовление мебели на заказ с интернет-конструктором мебели интегрированным в ваш сайт, то вы можете ЯндексМаркет не подключать вовсе. Если вы продаете наборы готовой еды с регулярной доставкой, аналогично, вам не нужна эта площадка. Таких примеров множество. Я как раз хотел бы максимально расширить границы электронной коммерции, и не говорить только об интернет-магазинах, ведь есть услуги, информация, сервисы, игры, и многое другое — и всё это тоже относится к электронной коммерции. Этот рынок гораздо сложнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд.

Набор инструментов для продвижения сайта очень сильно зависит от бизнеса, от планов владельцев этого бизнеса, их тактических и стратегических задач, невозможно посоветовать какой-то один набор инструментов, не погрузившись в бизнес как минимум на неделю, а желательно месяца на три. На выбор инструмента влияет сам бизнес, товар и услуга, их география, аудитория, которой они предназначены, финансовые возможности конкретной компании, рентабельность товара, и еще десятки факторов. Также многое зависит от ситуации, в которой находится бизнес.

Или магазин уже месяца три торговал в минус, сокращает штат и уже задумывается о закрытии, и тогда нужно не выбирать инструменты, а привести в порядок оплаты поставщикам для того, чтобы четко выполнять хотя бы те заказы, которые уже есть. Или, например, это стартап с амбициозными планами, привлекший большие инвестиции: здесь важно проконтролировать, чтобы этот стартап потратил эти инвестиции не на условные мерседесы, а стратегически грамотно. Всем начинающим онлайн предпринимателям — могу пожелать, чтоб вам сопутствовала удача. Дерзайте, и у вас все получится.

Сергей Устинов
Директор по маркетингу онлайн-гипермаркета КотоФото

МенеджерПорталПубликацииeCommerce,публикации,Устинов СергейСейчас мы имеем возможность наблюдать вторую волну eCommerce, считает Сергей Устинов, директор по маркетингу онлайн-гипермаркета КотоФото. Именно об этом пойдет речь в статье. Традиционные интернет-магазины сегодня укрупняются. Определенные игроки, которые успели выйти на рынок, сейчас друг с другом консолидируются, объединяются, наращивают вес. В тоже время уходят с рынка малые игроки,...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА