Упаковать бизнес во франшизу: проверено на себе
О ключевых моментах упаковки бизнеса во франшизу рассказывает Татьяна Федорович, руководитель департамента внешнего развития Лингвистической школы «Еврошкола» (г. Тюмень).
Как понять, что бизнес готов к упаковке?
Если вы выбрали путь развития с помощью франчайзинга в том числе, для начала необходимо критично посмотреть на свой бизнес: а есть ли что упаковывать? Определить и описать, что именно позволяет вам быть успешным в своем деле, что вы хотите продавать будущим партнерам. Для того чтобы передавать свой опыт другим, необходимо, чтобы этот опыт был, чтобы ваша компания на момент упаковки уже прошла несколько циклов, в идеале, чтобы у вас был опыт управления сетью. Потому что именно управление разными точками дает возможность увидеть, как одинаковые подходы по-разному реализуются на местах (даже в рамках одного города).
Оцените, достаточно ли в компании человеческих ресурсов для поддержки партнеров: юрист, бухгалтер, маркетолог, дизайнер – именно к ним будут поступать первые и, возможно, самые сложные вопросы.
Что покупает франчайзи?
Зачастую мы думаем, что франчайзи покупает наш уникальный продукт / услугу. А на самом деле он покупает торговую марку / бренд и ждет нашей поддержки: во-первых, в маркетинге, во-вторых, в выстраивании бизнес-процессов, а в-третьих – ответов на все вопросы, даже те, которые не входят во франч-пакет. И да, вам нужно быть готовым отвечать на вопросы по предпринимательской деятельности (отчетность в ФСС, налоговая отчетность и даже вопрос: «А как оформить счет, у меня нет специальной программы?» к вам может поступить) и обучать, как вам кажется, простым понятиям и бизнес-процессам: делегирование, конверсия, планерки…
Вы можете говорить, что вы продаете франшизу, например, детского развивающего центра и все, что привело вас к успеху, описано в руководстве по управлению, но именно поддержка по всем направлениям обеспечит успешность франчайзи, а значит – и развитие вашего бренда.
Как правильно оформить все документы?
Итак, если первый аналитический этап вы прошли успешно, то можно переходить к юридическому оформлению своей франшизы, а именно – регистрации товарного знака в Роспатенте. Регистрация товарного знака в России занимает от 1,5 лет. Здесь хорошо привлечь специалистов: патентных поверенных, компании, которые специализируются на проверке уникальности вашего наименование и оформлении товарного знака.
Выберите вид договора, который вы будете заключать с будущими франчайзи:
- Лицензионный договор, по которому передается право использовать товарный знак
- Договор коммерческой концессии, который регулирует все отношения франчайзи и франчайзера
Если у вас франшиза услуг, то я рекомендую заключать договор коммерческой концессии и продумывать его до мелочей: определить, что для вас самое важное и значимое, и включить это с формулировками «должен», «обязан» и в раздел «Ответственность и штрафы». А то, что находится под вашим контролем, но не нанесет ущерба бизнесу в случае отступления франчайзи, – «по согласованию», «рекомендуется».
Важно: пересматривать свой договор коммерческой концессии как минимум 1 раз в год, исходя из опыта работы с существующими франчайзи, понимая, какие вопросы, проблемы и сопротивление возникают, включать эти изменения в договоры с новыми партнерами и оформлять изменения в уже действующие договоры.
Упаковывать франшизу самостоятельно или заплатить 500-800 тысяч – и все будет готово?
Я твердо убеждена, что описывать бизнес-процессы, продукт / услугу должен именно обладатель товарного знака. Только вы знаете свой бизнес изнутри и понимаете, на что обратить внимание и что должен делать, а еще иногда важнее – не делать владелец бизнеса. Если у вас к моменту решения создания франшизы нет ни одного документа, не существует описания бизнес-процесса либо они все разрозненные, то рассматривайте написание франч-пакета как свою точку роста – создавайте его для себя.
Регламентированные бизнес-процессы, описание положительного и отрицательного опыта, формирование единой базы документов (постоянно пополняемой!) ведут к стабильности, прежде всего, вашего бизнеса – вы становитесь независимым от своих сотрудников, даже от самых ценных на сегодняшний момент. Придет новый человек и сможет работать по документам, который написал тот самый ценный сотрудник. Потому что в создании Руководства по управлению франшизой / компанией участвуют ваши опытные сотрудники-специалисты каждый в своей сфере (управление персоналом, маркетинг, продажи и т.д.).
Обратите внимание, что в Руководстве должно быть не только описание, как делать нужно, но и указание, как делать не нужно – под грифом «запрещено». Тем самым вы передаете то, что на самом деле покупает франчайзи, – ваш опыт.
На формирование франч-пакета уйдет в среднем от 8 месяцев до 1,5 лет – это зависит от сложности вашего бизнеса. И, конечно, материалы в нем будут меняться постоянно: ведь все, что вы внедряете в свой бизнес, вы передаете партнерам.
Важно: не экспериментируйте на франчайзи – сначала апробируйте на себе новый продукт, новый подход, а затем уже передавайте партнеру.
А стоит ли это начинать?
Однозначно – да! Если вы планируете развивать свой бизнес, то увеличение собственных точек и развитие франчайзинговой сети – это два параллельных пути, которые приведут бренд к успеху. И если сначала многое (да почти все) будет сложно, трудно и непонятно, то дальше вы все больше будете видеть, насколько упаковка бизнеса (описание, стандартизация) помогает оптимизировать процессы в собственной компании, а привлечение новых людей – ваших партнеров, лично заинтересованных в успешности бренда, дает новые идеи и решения.
Татьяна Федорович
Руководитель департамента внешнего развития
Лингвистической школы «Еврошкола» (г. Тюмень)
Добавить комментарий