Про цифровизацию бизнес-процессов и направления по совершенствованию бизнес-экосистемы рассказывает Людмила Гонтарь, эксперт International Cyber-Terrorism Regulation Project (ICTRP).

Людмила Гонтарь, эксперт International Cyber-Terrorism Regulation Project (ICTRP)
Людмила Гонтарь, эксперт International Cyber-Terrorism Regulation Project (ICTRP)

В настоящее время актуальными являются проблемы развития бизнеса в условиях цифровой глобализации и повсевместным внедрением различных цифровых решений. Дело в том, что бизнес-процессы в тех или иных секторах, которые развивает предприятие также претерпевают значительные изменения. Это касается не только IT-отдела, но и отдела по продажам, маркетинга и даже юридического отдела. В данной статье не ставится цель выяснить почему это произошло, как известно бороться с уже случившимся невозможно, но возможно изучить следствие из этих процессов и предложить цифровые методики развития бизнес-направлений в новой реальности.

Следует отметить, что крупные интернет-игроки все больше внедряют цифровые платформы и бизнес-решения в сфере цифры, следовательно остальная бизнес-среда должна изыскивать возможности для поддержания конкурентных преимуществ. Большинство бизнес-решений опирается на процесс автоматизации либо сильных айтишников, в надежде на скорый рост. Однако это лишь вершина айсберга.

«Три всадника цифро-бизнес идей»

Как верно отмечает, Т. Сибел существует несколько процессов цифровой трансформации (я бы их назвала «три всадника цифро-бизнес идей»):

— Облачные решения;
— Big data;
— Искусственный интеллект.

Однако моментальное внедрение бизнесом данных «заголовков» не поможет стать одной из крупных компаний, наоборот принесет большие траты и скорое банкротство. Задача состоит не в том, чтобы осуществлять поиск IT-специалистов, которые это все быстрыми темпами «нарисуют» в вашей компании. Это скорее промежуточный результат и то не первостепенный, хотя является важной ступенью к развитию бизнес-экосистемы.

Важно понимать, что развитие данных направлений должно обеспечиваться не только IT-отделом, но и всей бизнес-экосистемой вашего предприятия. IT-отдел безусловно выступает своего рода «нексусом» всех остальных процессов, но не панацеей. Отделы маркетинга, отделы безопасности, отделы продаж, юридический отдел, отдел аудита (какие-то элементы либо отсутствуют, либо интегрированы между собой), должны напрямую взаимодействовать с IT, а руководители должны задавать вектор внедрения решений цифровой трансформации.

В действительности это не должно выглядеть так, что руководитель IT-отдела и сам отдел, задают идею, а она в итоге не востребована. Как раз наоборот! При отлаженном взаимодействии всех структурных элементов бизнес-экосистемы получится сильная система, способная развивать и продавать готовые решения.

Какие задачи/вопросы важно решить при цифровизации компании нового формата?

Я позволю себе вычленить несколько важных вопросов, которые требуют решения, с точки зрения, цифровой трансформации в бизнес-экосистеме:

— Организационные, которые основываются на выборе той или иной методики управления проектом. Это либо agile-метод, либо DevOps-метод, либо их комбинирование. Данные методы важны для построения отлаженного взаимодействия и четкого формирования процедуры работы, для новых работников. Кроме того, это укрепляет цифровую экосистему (данные методы пришли к нам из IT-сферы);

— Политические, которые основываются на теории игры. Никто не говорил, что у Вас не будет существовать конкуренции между руководящими составом. Теория игры поможет устранить излишнюю конкуренцию между руководителями подразделений и направит на «выигрыш для всех». Подобный алгоритм не является идеальным, так как вопросы финансирования актуальны для всех, если даже существует видимая перспектива получить больше финансирования тому или иному подразделению и упразднению другого подразделения, то в итоге получится замкнутый круг. Обе стороны будут проигравшими, а если существует принцип «выгода для всех», даже это не 30 млн долларов на каждого начальника отдела, это безусловно позволяет компании расширяться и продвигаться в новых бизнес-направлениях. Расширение бизнес-направлений создаст большую выручку и следовательно внутренний бюджет компаний;

— Экономические, которые относятся к сложной задаче маркетинга и продаже продукта. Совершенно неверно полагать, что вы должны выдать всю картину вашим менеджерам и писать за них коммерческое предложение. На моем опыте это приводило лишь к излишней загруженности юридического отдела и создание фигур-незаменимых людей. Незаменимые люди, несмотря на их активность, создают сложности для системы обучения новичков и внедрения процедур работы. Здесь важно, подобно опыту крупных интернет-игроков, внедрять систему коммуникации отдела продаж и маркетинга. Менеджеры должны знать базовые характеристики ваших продуктов и решений;

— Цифровые, которые дорого окупаются любой компании. Написать код быть может не столь сложно, а вот разработать приложение, особенно с финансовой функцией – сложная задача. Это объясняется не только тем, что приложения, это трудоемкая работа и есть отдельное звено разработчиков. Есть вопросы безопасности финансовой информации, персональных данных на кредитных карточках и т.д. Это делает процесс более трудозатратным и диктует условия взаимодействия с различными отделами.

Безусловно данные задачи решаются не одним днем, они должны прорабатываться постепенно. При этом процесс согласования тех или иных вопросов не должен превращаться в «бумажный футбол», который представляет собой формальное согласование проектов и выверку юридическим отделом текстовых неточностей. Необходима единая проектная команда, которая учитывает замечания структурных подразделений и предлагает улучшений той или иной идеи.

Немаловажным является учет не только структурных изменений бизнес-экосистемы, но и рисковых показателей. При этом риски могут быть не только финансовые, но и цифровые, организационные, юридические. Риск-факторы должны определяться постоянным мониторингом бизнес-процессов на предприятии и активности конкурентов. Цифровые риск-факторы не оцениваются по одному риск-фактору, обособленно от других риск-факторов. Необходима оценка цифровых риск-факторов в совокупности и единый гайд, в котором (в заключительной части) будет описано кратко и доступно «если внедрено это….,то….», «если не внедрено……, то……» и наконец «в общем сложности показатели……, следовательно изменения………» и т.д.

Огромные затраты на цифровые проекты. Аутсорсинг в условиях цифровизации предприятия

Чаще всего большинство компаний, полагают, что необходимо отдать некоторые отделы на аутсорсинг (например, юридический или весь IT-отдел). Однако, сам по себе процесс аутсорсинга губителен для компании по двум причинам. Во-первых, Вам придется каждый раз погружать коллег в ваши проекты, что занимает огромное количество времени, в то время как Ваши конкуренты создают идеальный продукт. Во-вторых, необходимо посмотреть на это более конкретно, так как современные соглашения в отношении неразглашения коммерческой тайны и «ноу-хау», действуют слабо и прописать договор и плюс внедрить положение о конфиденциальности информации практически сведет Ваше малое предприятие в нулевую перспективу или шанс на успех.

Большинство компаний в надежде на высокую производительность аутсорсинга полагают, что это увеличит прибыль в разы. Кроме того, не придется нанимать людей, заключать с ними договоры, оформлять и т.д. Однако аутсорсинг только с первого описания в интернет-ресурсах является привлекательным и если Вы не крупная корпорация, то Вам следует внимательно взглянуть на рисковые-показатели:

1) передача внутрикорпоративной информации;
2) передача сведений ноу-хау;
3) подготовка документированной базы для правильного оформления договоров;
4) интеллектуальная собственность на приложения подготавливаемые аутсорсинговой компанией.

Всем известны времена, когда благодаря инсайду информации обвалилось не мало финансовых рынков, а за ними и банковских холдингов и компаний. Потому важно просчитывать, насколько вы готовы идти на риск при использовании аутсорсинга.

Исключить мифы о «Трех всадниках цифро-бизнес идей»

В условиях огромного количества информации большинство бизнес-проектов стремятся повторить ошибку, которая была совершенна в 50-60-х года, а именно использовать «символические подходы» к искусственному интеллекту. Символический подход предполагает проведение исследований искусственного интеллекта на правилах, ему же противоположный метод, предполагает исследование и построение систем статистического распознавания.

Следует анализировать не только технические возможности направлений цифровизации, но и сопоставлять их с существующими потребностями социальной и экономических сфер. В противном случае ваш результат будет включать «исследование ради исследования» и если у вас нет научного сектора, то вероятно Вас не удовлетворит данный результат.

Приведем кейс об успешном внедрении облачных технологий. Компания «Z» проанализировала внедрение облачных технологий на предмет использования в качестве вспомогательного сервиса по увеличению продаж услуги. Далее, Центру речевых технологий был делегирован переход в облако из-за широких возможностей обслуживания большого количества пользователей без задержек. Одним из продуктов также стал облачный сервис синтеза речи, который синтезировал речь прямо с веб-сайта или при помощи API ключа. Таким образом, компания получила не только высокий поток клиентов ввиду спроса на услугу, но предприняла попытки внедрения новой услуги исходя из обратной связи клиентов.

Подобный кейс применим не только к социальной сфере, облачные хранилища также применяются в сфере курьерских доставок, в сервисной разработке продукта и, кроме того, в оптимизации процесса внутри компании. Особенно важно подчеркнуть оптимизацию внутри компании, так как вам совершенно не обязательно отягощать свой процесс внутренними информационными приложениям, для связи 15 человек, вам достаточно облачного обмена данными. Подобное решение позволит вам гораздо быстрее проводить работу над документами и осуществлять общение в реальном времени. Также полный отказ от облачного хранилища как внутренней оптимизации процессов, даже при внедрении внутреннего приложения для компании, является опрометчивым решением. Это объясняется повсеместной виртуализацией процессов, которая будет полезна как для хранения данных, так и построения бизнес-процессов.

Юридические риск-факторы не прикладной материал, а реальный движок к ресурсам предприятия (в особенности малого и среднего бизнеса).

С цифровизации бизнес-процессов и внедрения новшеств в бизнес-экосистему, приходят новые юридические алгоритмы. Юридические алгоритмы – положения, регламенты взаимодействия отделов, регламент функционирования цифровых платформ или технологических решений, инструкции к продуктам и т.д. Эти алгоритмы необходимы для устойчивого развития бизнес-системы и исключения воздействий со стороны органов контроля. Мы приведем кейс, чтобы продемонстрировать взаимосвязь юридических вопросов с IT и заметим, что в кейсе приведена достаточно крупная компания с сильным штатом юристов.

Кейс о защите персональных данных пользователей

Жители Иллинойса подали коллективный иск к Facebook в 2015 г. Предметом иска стало нарушение прав на защиту персональных данных в связи с внедрением технологии распознавания лиц. В соответствии с законодательством штата Иллинойс о конфиденциальности биометрической системы, любая организация, осуществляющая сбор биометрических данных, включая отпечатки пальцев, образцы голоса, а также сканирование сетчатки или радужной оболочки глаза, должна получать прямое согласие человека. В частности, в иске упоминается, что компания предложила теги, не получив предварительного согласия пользователя. В июне 2020 г. Facebook согласился подписать мировое соглашение с условием возмещения ущерба в размере 550 млн долларов, однако условие было скорректировано и в итоге компания выплатила 650 млн долларов.

К данному кейсу не стоит относится как к абстракции, так как в законодательстве большинства стран (в т.ч. России) достаточно требовательные условия по обработке персональных данных, их хранению и получении согласия субъекта персональных данных. Данные процессы необходимо регламентировать и относиться с должным вниманием при разработке продукта и его внедрения. Потому как риски, связанные с внедрением цифровых продуктов, зачастую носят юридические последствия.

Таким образом, цифровизация бизнес-процессов является многогранным явлением, которое нуждается в анализе и тщательной проработке вопросов взаимодействия бизнес-процессов для формирования единой цифровой бизнес-экосистемы.

Людмила Гонтарь,
эксперт International Cyber-Terrorism Regulation Project (ICTRP), руководитель Цифрового образовательного проекта «knowledge+», член ТРГ «Сколково»,
член Комиссии по высшему юридическому образованию МО АЮР,
аналитик-эксперт цифровых платформ,
советник государственной гражданской службы 3-го класса

МенеджерПорталПубликацииГонтарь Людмила,публикации,цифровизацияПро цифровизацию бизнес-процессов и направления по совершенствованию бизнес-экосистемы рассказывает Людмила Гонтарь, эксперт International Cyber-Terrorism Regulation Project (ICTRP). В настоящее время актуальными являются проблемы развития бизнеса в условиях цифровой глобализации и повсевместным внедрением различных цифровых решений. Дело в том, что бизнес-процессы в тех или иных секторах, которые развивает предприятие также претерпевают...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА