О трендах в медицине рассказывает Линар Гарифуллин, эксперт в сфере здравоохранения. Опыт работы в страховой и коммерческой медицине — 15 лет. Основатель сервиса персонального медицинского биохакинга МедМаркет.

Линар Гарифуллин, эксперт в сфере здравоохранения
Линар Гарифуллин, эксперт в сфере здравоохранения

Медицина во всем мире переживет самое серьезное испытание за многие десятилетия. В России эпидемия коронавируса продемонстрировала не только слабые места системы здравоохранения, но и необходимость более быстрого развития отрасли в конкретных направлениях.

По данным FinExpertiza, в 2019 году в России от различных заболеваний скончались 1,8 млн человек. Из них большинство, 50%, — от сердечно-сосудистых заболеваний: гипертонии, инфаркта миокарда, ишемической болезни; 8% скончались от онкологических заболеваний; 6% — от болезней пищеварительной системы и столько же, 6% — от болезней нервной системы. Еще 130 000 россиян умерли по причинам, не связанным с болезнями — попали в ДТП, отравились или совершили суициды. В статистике последний показатель занимает менее 1%. С 2016 года в России отмечается естественная убыль населения, в 2019 году ее показатель был самым высоким за последние 11 лет (данные Росстата).

Заболеваемость в стране продолжит расти. Критической является и убыль населения. В России для стабилизации с целью улучшения здоровья населения, уменьшения показателей заболеваемости и смертности принята в качестве основы концепция здравоохранения 4P, в основе которой — персонифицированный подход к пациенту. Он базируется на предупреждении (prediction), предотвращении (prevention), персонализированном подходе (personalization) и участии, вовлеченности специалиста в процесс наблюдения за пациентом (participation). Этот подход разработал американский биолог Лерой Эдвард Худ. В США некоторые превентивные процедуры и анализы в рамках 4Р входят даже в самый дешевый страховой пакет.

Для реализации 4Р в России у врача должна быть максимально полная информация об анамнезе пациента, возможность оперативного консультирования и сбора консилиумов, специальное оборудование и методики для дистанционного ведения пациентов, в том числе с тяжелыми заболеваниями; необходим новый подход к реабилитации, в том числе теле-реабилитации. Аналогичные преференции должны быть и у пациента — он должен иметь возможность оперативно получить консультацию специалиста или нескольких, сдать необходимые анализы, пройти лечение у специалиста, который обладает наиболее полной информацией о конкретном заболевании. Должны появиться новые медицинские специальности и кардинально измениться система консультирования пациентов.

Очевидно, что реализация даже части 4Р требует перестройки фундамента российского здравоохранения, сегодня процесс взаимодействия пациента с системой в целом настроен с точностью до наоборот — очереди, отсутствие централизованных баз данных пациентов и возможности пройти превентивные процедуры, деперсонифицированный подход к пациенту. Переход будет долгим и постепенным. Однако, мы видим конкретные шаги в новом направлении — к 4Р.

Превентивная медицина

Превентивная медицина работает “на опережение”. Задача специалиста в этой области — выявлять системные дефициты в организме и помогать их устранять. Благодаря превентивной медицине качественно улучшается самочувствие пациента и можно предотвратить многие серьёзные заболевания, улучшить качество жизни, замедлить старение. Направление базируется на диагностике и предполагает, что пациент обращается к врачу при легком недомогании или даже до проявления конкретных симптомов, например, в условиях гиперактивного образа жизни или стресса либо — планово, в рамках диспансеризации. Превентивная медицина нашей стране только начинает активно развиваться. Хотя, по данным Global Wellness Economy Monitor, объем мирового рынка оздоровительной медицины в 2019 году оценивался уже в $4,2 триллиона.

Необходимо различать превентивную и антивозрастную медицину. Последняя, в большинстве случаев, работает с конкретными симптомами, достаточно узкими — помогает убрать морщины, выровнять давление. Превентивная медицина предполагает более широкий подход к поддержанию здоровья и актуальна не только для пациентов в возрасте, но и тем, кто еще не вступил в этап биологического старения.

Превентивная медицина принципиально отличается от традиционной не только трендом “на опережение”, но и подходом к диагностике. Можно прийти к врачу превентивной медицины с болью в колене, но всё равно сделать биохимический чек-ап организма и, возможно, несколько скринингов. В большинстве случаев такой подход оказывается правильным. Однако, часто встречаются случаи, когда пациенту приходится проходить через процедуры, которых можно было избежать.

Именно невозможность выстроить четкую линию диагностики сегодня называют одним из сдерживающих факторов превентивной медицины. Каждый дополнительный анализ увеличивает стоимость услуг, что затрудняет его включение в ОМС. Сегодня позволить себе заботиться о здоровье “заранее” могут те, у кого есть возможность пользоваться услугами частных клиник.

С другой стороны, благодаря превентивному подходу, выявляется множество заболеваний, протекающих бессимптомно или их предвестников, и со временем это направление, однозначно, станет одним из главных в медицине.

Основные проблемы превентивной медицины сегодня — нехватка врачей, привычка населения игнорировать симптомы, кажущиеся им типичными для их возраста или образа жизни и — отсутствие цифровой медицинской инфраструктуры на федеральном уровне и законодательной базы. Сертифицированных специалистов превентивной медицины в России пока меньше 1000 человек. Для того, чтобы подтвердить квалификацию, врач должен пройти дополнительный образовательный курс. Но это направление включено новую концепцию здравоохранения 4Р, поэтому нам обещают существенное увеличение количества специалистов и построение инфраструктуры направления. В сочетании с переходом на электронные медкарты, уже в ближайшие 2-3 года мы действительно увидим рост популярности превентивной медицины.

Телемедицина

Во время карантина поликлиническая система продемонстрировала самую большую свою слабость — стало очевидно, что она совсем не может функционировать в режиме ограниченного передвижения. Этим, в том числе, объясняется резкое увеличение количества дистанционных консультаций. В Москве дистанционное общение врачей и пациентов обеспечил Центр телемедицины, открытый Правительством Москвы. Специалисты центра за первые два месяца работы проконсультировали более 340 тысяч пациентов. В регионах телефонные и онлайн-консультации были по возможности организованы врачами на местах, мы не видим этой статистики.

«Аналоговый» подход в медицине, когда пациент идет к врачу, демонстрировал свою неэффективность и ранее. Каждый из нас сидел в очереди к терапевту и знает, что запись к профильному специалисту чаще всего исчисляется неделями. Больные хроническими заболеваниями, проходящие лечение в разных мед учреждениях, также знают, что с собой приходится носить свою мед карту и самостоятельно объяснять новому врачу свой анамнез.

Телемедицина в России в целом развивается медленнее, чем в США или странах-лидерах ЕС. У нас существует несколько основных препятствий для отрасли, при этом у каждого из них есть конкретные пути решения, которые, как мы ожидаем, будут пройдены уже в ближайшие два года.

Для полноценного оказания телемедицинских услуг в России сегодня отсутствует полноценная законодательная база. ФЗ 242 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья”, позволяющий консультировать пациентов дистанционно, вышел только в 2018 году. При этом пока законодательно не закреплена возможность выписывания врачом на основании телемедицинской консультации назначений. Плюс, телемедицинские услуги еще не включены в полис ОМС во всех регионах.

Вторым сдерживающим фактором развития медицины является низкий уровень цифровизации отрасли. У большинства россиян медицинские карты представляют собой тетради с вклеенными в них результатами анализов и назначений, плюс — отдельная папка с фото исследованиям. В таком виде сложно обмениваться информацией с врачом и еще сложнее собрать консилиум из нескольких специалистов. С января 2020 года в Москве на портале мера Москвы гражданам доступны электронные их электронные мед карты. Минздрав недавно сообщил, что все мед организации России перейдут на электронные медкарты уже в 2021 году. Даже если процесс затянется, возможности телемедицины будут расти пропорционально цифровизации информации о пациентах.

Третьим фактором, тормозящим телемедицину, является психологический. Часть пациентов пока не воспринимает онлайн-консультацию врача, как полноценный приём. При этом существуют исследования, часть из которых стартовала еще в 2015 году. В них говорится, что различий в последствиях лечения на основании дистанционной и очной консультаций специалиста выявлено не было. В рамках исследования наблюдались пациенты с сердечной недостаточностью, дерматологическими диагнозами, различными зависимостями психологическими проблемами. Разницы в результатах лечения у пациентов, проходивших терапию под очным и телемедицинским контролем, выявлено не было, как и разницы в летальных исходах. Проще говоря у врачей, консультировавших дистанционно и очно, вылечилось и умерло одинаковое количество пациентов.

Реабилитация

Направление реабилитации в России с 2014 года показывает отрицательную динамику развития. Объем рынка медицинской реабилитации в России с 2014 г по 2018 г сократился на 4,3% и составил 92,5 млн приемов (данные BusinesStat). Причинами называют нестабильную экономическую ситуацию в стране, устаревшую инфраструктуру реабилитационных центров и санаториев, находящихся на гособеспечении, отсутствие множества реабилитационных программ в ОМС, снижение доходов и, как следствие, покупательской способности населения. Говоря обывательским языком — реабилитация сегодня недоступна многим нуждающимся, как и превентивная медицина.

Министерство здравоохранения понимает необходимость реанимации этого направления, для чего в центре и регионах проходят профильные мероприятия. В некоторых регионах запускается реабилитация пациентов, переболевших COVID, разрабатываются программы для пожилых, детей-инвалидов и прочих категорий нуждающихся граждан. Особенное внимание сейчас уделяется разработке новых реабилитационных методик и технологий с использованием интернета вещей и теле-реабилитации, которая бы позволила пациенту восстанавливаться на дому, без посещения специализированных медучреждений. В рамках всё той же концепции 4Р реабилитация становится важным направлением, кардинально влияющим на качество жизни пациента, поэтому в ближайшие годы, теоретически, можно ожидать изменений и в этой области.

Новые специализации

Сегодня врачу мало одной специализации. Всё больше специалистов осваивают смежные со своей дисциплины в качестве дополнительных, чтобы иметь возможность шире смотреть на проблему пациента.

В 2018 году специалисты АСИ и Сколково создали Атлас новых профессий. В соответствии с гипотезой, до 2030 года только в медицине появится 16 новых специальностей, таких как биоэтик, генетический консультант, эксперт персонифицированной медицины или сетевой врач.

Часть прогнозируемых специальностей, например — тканевый инженер — пока кажутся названиями из фантастических фильмов. Но уже сейчас терапевты проходят те же курсы превентивной медицины и учатся дистанционному ведению пациентов; педиатры получают специализацию в гематологии; есть онкологи с психологическим образованием и ортопеды с инженерными компетенциями, которые позволяют им «печатать» кости на 3D принтерах. Уже через несколько лет мы будем идти не просто к кардиологу и хирургу, большинство из нас будет обращать внимания на дополнительные компетенции выбранного специалиста и выбирать врача, комплекс образований которого будет для пациента наиболее подходящим.

Репутация

Одним из важнейших трендов медицины станет репутационный. Именно благодаря дистанционному консультированию в разных форматах обострится проблема качества оказания медицинских услуг. Проверить диагноз врача с помощью альтернативной телемедицинской консультации станет проще. Нельзя исключить и сам интернет в качестве пусть не всегда компетентного, но в некоторой степени конкурента врача. Уже сейчас есть ресурсы, на которых можно найти отзывы о врачах, но пока в этом направлении царит скорее любительский разгул, оно только начинает формализоваться. Но в ближайшие годы врачи вынуждены будут не только получать дополнительное образование, оперативно осваивать всё новые технологии для компетентного дистанционного ведения пациентов, но и следить, что о них пишут, от этого, скорее всего, будет зависеть их работа.

Линар Гарифуллин
Эксперт в сфере здравоохранения

МенеджерПорталПубликацииГарифуллин Линар,медицина,публикации,тренд,тренд 2020,тренды в медицинеО трендах в медицине рассказывает Линар Гарифуллин, эксперт в сфере здравоохранения. Опыт работы в страховой и коммерческой медицине - 15 лет. Основатель сервиса персонального медицинского биохакинга МедМаркет. Медицина во всем мире переживет самое серьезное испытание за многие десятилетия. В России эпидемия коронавируса продемонстрировала не только слабые места системы здравоохранения, но...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА