Своё дело по франшизе. С чего начать?
Как открыть свой бизнес по франшизе и с какими юридическими тонкостями при этом придется столкнуться, рассказывает Роман Шабанов, юрист компании Tenzor Consulting Group.
Предприниматели часто сталкиваются с проблемой – деньги есть, но в какой вид бизнеса их вложить? Рынок насыщен ресторанами, аптеками и маникюрными салонами, у которых зарегистрированы товарные знаки; потребитель их знает, и составить им конкуренцию – задача не из лёгких. Согласитесь, что большинство населения в любом населенном пункте предпочтет перекусить в сетевом ресторане быстрого питания «М», чем заглянуть в условную «Шаверму». Тогда, после анализа конкурентов по местности, на ум приходит очевидное решение – открыть в своей местности сетевой ресторан «М». Эту марку знают, ей доверяют, она славится хорошей трудовой политикой – появятся новые рабочие места, и местное население будет довольно новым заведением. Для удобства в статье будем говорить именно про открытие ресторана.
Юридический ликбез
Вы уже поняли, что речь идёт о франчайзинге. В российском законодательстве отношения, связанные с франчайзингом регулируются главой 54 Гражданского кодекса, которая называется «Коммерческая концессия». По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в своей деятельности комплекс принадлежащих правообладателю прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). То есть, заключив договор, за определенную плату вы получите право на использование товарного знака в своей деятельности, интерьера в корпоративном стиле; получите технологию приготовления эксклюзивных бургеров.
Как в любом договоре у пользователя будут не только права, но и обязанности, основная из них — обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем.
С чего начать?
Часть первая. ФНС.
В первую очередь нужно зарегистрировать юридическое лицо. Лучше регистрировать общество с ограниченной ответственностью, а не себя в качестве индивидуального предпринимателя – так вы снизите имущественные риски (предприниматель рискует всем своим имуществом). Для этого необходимо обратиться в местную Федеральную налоговую службу и предоставить пакет документов:
- заявление
- решение о создании юридического лица
- учредительные документы
- квитанцию об оплате государственной пошлины
Государственная регистрация юридического лица происходит в течение 5 дней со дня подачи документов. Отнеситесь серьезно к вопросу выбора генерального директора и юридического адреса для того, чтобы не было отказа в регистрации.
После того как вы получите регистрационные документы в налоговой инспекции, вам будет необходимо открыть счет в банке.
Часть вторая. Франчайзер.
Обращаемся к правообладателю с предложением о заключении договора. Если вы пришли к общему решению, договор заключается обязательно в письменной форме и подлежит государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). Если иное не установлено договором, регистрация в Роспатенте осуществляется силами правообладателя. Государственная услуга по регистрации договора осуществляется в срок, не превышающий 45 дней.
При анализе источников по ходу написания статьи не удалось найти случаи отказов правообладателя в предоставлении франшизы. Если у желающего есть необходимое количество денежных средств, отказа в предоставлении прав быть не должно, если только у франчайзера нет уже заключенного договора с кем-либо, предусматривающего ограничение правообладателя в праве предоставления другим лицам той же франшизы.
Ограничения, риски:
— правообладатель может быть ограничен в праве предоставления другим лицам аналогичных комплексов исключительных прав на закрепленной за пользователем территории. То есть, договором коммерческой концессии может быть предусмотрено, что на территории подмосковного города Дубна может быть расположен только один ресторан «М», и правообладатель никому больше не позволит вести подобную деятельность под своим товарным знаком.
— правообладатель может потребовать отказа пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов правообладателя. Т.е. юридическое лицо, решившее работать по франшизе ресторана «М» не может заключить аналогичный договор с кофейней «С», так как такое действие нарушает интересы правообладателя.
— на пользователя в рамках договора коммерческой концессии может быть наложено обязательство реализовывать товары, выполнять работы и оказывать услуги потребителям по установленным правообладателем ценам, то есть пользователь не может определять ценовую политику предприятия самостоятельно.
— вы наверняка обращали внимание, что большинство сетевых ресторанов выглядят примерно одинаково. Это требование также может быть наложено договором концессии.
Заключение договора коммерческой концессии – идея не дешёвая. По договору франчайзинга вы платите только за право использования комплекса, представляющего собой ресторан, характерного для определенного бренда. Ведь еще нужно купить (снять) помещение, привести его в надлежащий вид, закупить дорогостоящее оборудование, обучить сотрудников до открытия ресторана – они еще не приносят пользу вашему бизнесу, а им уже нужно платить зарплату. По данным каталога франшиз, сумма инвестиций в американские рестораны быстрого питания может иметь разброс от 10 до 100 миллионов рублей. При нехватке денежных средств нужно озаботиться о получении кредита под развитие бизнеса.
После заключения договора
Большинство франчайзеров принимает оплату по договору коммерческой концессии не единовременно, а на регулярной основе, заранее определяя сумму вознаграждения (роялти), как правило, составляющую определенный процент от выручки за определенный период, например, 3% в месяц.
По ходу переговоров вы с правообладателем определите алгоритм действий, который и будет включен в объём прав и обязанностей сторон. Гражданским кодексом РФ установлена обязанность франчайзера оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников. Таким образом, правообладатель по ходу организации ресторана обязан помогать и контролировать, чтобы всё прошло по стандартам франчайзера – в тех же ресторанах «М» раз в несколько месяцев приезжает консультант по производству, которого боятся все – от директора до кассиров. Консультант по производству оценивает работу всех сотрудников, контролирует всё, вплоть до чистоты подносов, и какое-либо несоответствие стандартам компании влечёт за собой санкции в соответствии с договором. Но подобные проверки направлены не на жестокое штрафование руководства ресторана, а на помощь в надлежащей организации работы, касающейся всего, что есть в ресторане. Так, при наличии профессиональных натавников, серьезных проблем на предприятии не возникает, и именно поэтому потребители доверяют сетевым компаниям. При успешном выборе франшизы для своего бизнеса ваше дело ждет успех!
Роман Шабанов
Юридическая компания Tenzor Consulting Group
Франшиза — готовый бизнес. Упаковать франшизу не составляет особого труда для предпринимателя. Он может сделать это сам или нанять экспертов за деньги. Для покупателя бизнеса Важно другое! Анализ работы этого бизнеса в его регионе. Примеры и достижения схожих направлений, спрос, реальная помощь и поддержка франчайзи (бухгалтерия, налоги, маркетинг, hr). Если компания предлагает красивую упаковку, а за ней ничего нет, то в топку эту компанию. Франчайзи — это партнер.