Что такое SaaS и IaaS-решения и какие плюсы и минусы для клиентов у них есть, рассказывает Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group.

Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group
Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group

Что такое вообще SaaS — это готовое прикладное программное обеспечение. А IaaS – это оборудование или инфраструктура (их еще называют виртуальными серверами) как сервис. Оба решения предоставляются сторонней компанией-провайдером в аренду.

Если говорить о крупных компаниях, то они точно пока не готовы к использованию Saas-решений, но при этом к использованию IaaS-решений они немного все же склоняются. Под использованием IaaS-решений я имею ввиду переход на использование Data Centre, арендуемых (чтобы не закупать оборудование). А вот среди малых и средних компаний Saas более востребован. Это связано с тем, что компаниям не нужно заботиться о «содержании» продуктов (закупка свежих версий, обновления, бэкапы, поддержка инфраструктуры и т.д.) и держать в штате IT-специалистов, соответствующих компетенций. А это сокращает расходы компании.

Поэтому, я считаю, что крупным корпоративным клиентам, у которых есть своя инфраструктура, не имеет смысла предлагать такие решения как SaaS и IaaS как основные. Безусловно, их можно предлагать, как временные решения. Когда нет свободного программного оборудования или же до поступления закупки. Кроме этого, использование SaaS- и IaaS-решений как сервис крупными компаниями не будет используется, так как политикой безопасности такие сервисы, как правило, не допускаются. Согласно политике безопасности, все данные хранятся внутри КСПД (корпоративная сеть данных) и наружу ничего не выходит.

Но, вот, мелким и средним компаниям предлагать такие решения выгодно. Например, когда в компании слабое или полностью отсутствует ИТ-подразделение. И закупка оборудования или программного обеспечения для них довольно трудоемкий и сложный процесс (на первых этапах еще и финансово затратный). И в такой ситуации гораздо проще арендовать, либо оборудование, либо готовый программный комплекс. И если крупные клиенты практически не используют коробочные решения, потому что хотят уже кастомизацию решений, то малые и средние — готовы к тому, чтобы перестроить свои бизнес-процессы под то, как они реализованы в готовом решении, чтобы не вносить изменения и не поддерживать изменения, связанные с обновлениями.

Плюсы, которые я вижу в использовании SaaS- и IaaS-решения – это, в первую очередь, мобильность, то есть доступность из любой точки и в любое время.

Еще один важный плюс таких решений – это небольшой бюджет. То есть клиент покупает только тот функционал, который необходим и востребован в данный момент. Взять, например, покупку пакета программ Office. Совершая покупку, необходимо выбирать минимальный набор программ, входящих в пакет. А используя Saas, можно арендовать только необходимые программы, например, только excel. Кроме этого, такое решение дает возможность для совместной работы. Если взять для сравнения, например, Google docs, где работать с документом может только один пользователь, остальным же данный документ доступен будет только для чтения. То через Saas работа с данными гораздо проще — это одновременная работа с одним документом нескольких пользователей. Каждый подключился к документу, работает с ним и при этом видит, какой пользователь и какую информацию меняет. Так как такие решение изначально заточены на совместные решения. Также не требуется установка excel на персональный компьютер каждого пользователя. Достаточно просто подключиться к сервису. Сам документ хранится в облаке, а доступ к нему осуществляется через веб-ссылку.

Плюсы Iaas – не требуется закупка собственного программного оборудования. И есть возможность быстрой масштабируемости. То есть, например, мы заказали сервер с интегрированными параметрами, поняли, что нам необходим сервер мощнее. При этом через Iaas с минимальными затратами можно просто расширить «мощность» сервера, не покупая новый.

У этого решения так же плюсом является его невысокая стоимость. Нет необходимости закупать новое оборудование и набирать в штат квалифицированных специалистов для его обслуживания. Вы берете только необходимое оборудование в аренду и обслуживание выполняют сотрудники компаний, представляющих данный сервис и оборудование.

Но при этом, конечно же, минусы у таких решений тоже есть, как при использовании Saas, так и при использовании IaaS. Главный минус таких решений – невозможность подключения из-за низкой скорости или полного отсутствия интернета.

Также я бы отнесла и к плюсам, и одновременно к минусам — безопасность. Да, с одной стороны, за безопасностью достаточно серьезно следит компания-провайдер, которая предоставляет сервис, а не сам клиент. Но при этом, хранить информацию, относящуюся к коммерческой тайне на стороне провайдера — это все же риски для клиента.

Светлана Гацакова
Директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group

МенеджерПорталПубликацииIaaS,SaaS,Гацакова Светлана,информационные технологии,ИТ,публикацииЧто такое SaaS и IaaS-решения и какие плюсы и минусы для клиентов у них есть, рассказывает Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group. Что такое вообще SaaS - это готовое прикладное программное обеспечение. А IaaS – это оборудование или инфраструктура (их еще называют виртуальными серверами) как сервис. Оба...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА