Что такое псевдо франшиза и как не попасть на удочку мошенников, рассказывает Ольга Костяная, руководитель отдела маркетинга компании FILANCO.

Ольга Костяная, руководитель отдела маркетинга компании FILANCO
Ольга Костяная, руководитель отдела маркетинга компании FILANCO

Я хотела бы предостеречь франчайзи и посоветовать очень внимательно подходить к вопросу выбора франчайзера. Несколько лет назад мне довелось работать в известной на тот момент некой ассоциации франчайзинга. К сожалению, это был негативный опыт, так как компания попросту обманывала своих клиентов, выдавая придуманные ей франшизы за реальные бизнес-модели. Офис компании находился в самом центре Москвы, в районе Арбата, чтобы ни у кого из потенциальных франчайзи не возникало сомнения, после посещения такого шикарного офиса, что деятельность компании нелегальна и рано или поздно, их попросту «кинут».

Итак, давайте разберемся, что такое франшиза-пустышка или псевдо-франшиза. Такие франшизы продают некоторые ассоциации франчайзинга. Как это происходит. Лже-франчайзер создаёт торговую марку и копирует все атрибуты известного бренда, весь его визуальный образ: фирменный стиль, корпоративные цвета. А также предлагает условия франчайзингового пакета схожие на оригинальную франшизу. Зачастую, такая торговая марка не зарегистрирована, потому что это лишние затраты, а лжефранчайзеру нужна быстрая прибыль. Так образом, франчайзи покупает бесполезную франшизу, а попросту пустышку – незарегистрированную марку без истории и репутации. Такие франшизы не имеют ничего общего с известным брендом, кроме как внешней похожести. Единственная цель создания таких франшиз – быстрая нажива, они не представляют никакой коммерческой ценности.

Я знаю не один пример псевдо франшиз. Например, «ZaraZara» (плагиат известного одноименного бренда) в определённый момент имела больше торговых точек в России, чем сама торговая марка. Я работала в той компании (ошибка молодости) и знаю всю кухню изнутри.

Псевдофраншизу активно покупали регионы. Договоры ваялись на коленях, поставщики одежды искались уже после получения денег, а иногда и вовсе не находились. Были случаи, когда просто и откровенно «кидали». Бизнес-планы и бренд-буки прописывались некомпетентными сотрудниками, часто просто скачивались из интернета, которым главное было предоставить хоть какую-то документацию.

Псевдо франшиза: Остерегайтесь подделок!
Псевдо франшиза: Остерегайтесь подделок!

И, несмотря на большое количество негативных отзывов в интернете, покупатели находились регулярно. Было создано порядка 300 сайтов с предложениями различного рода франшиз (все они вели в одну контору), где было размещено пару известных торговых марок для привлечения внимания, но их, естественно никто не продавал. Весь бизнес был построен на псевдофраншизах во всех сферах – общепит, одежда, аптеки и т.д.

Франчайзи теряет время, деньги и репутацию. Кроме того, правообладатель оригинального бренда, может подать в суд на покупателя франшизы, а не только на компанию, продавшую её.

Меры предосторожности:

  • Обязательно пообщайтесь с действующими франчайзи. Уточняйте про продолжительность сотрудничества, про выполнение обязательств и помощь франчайзи в развитии бизнеса.
  • Посмотрите отзывы в интернете. Обратите внимание, как франчайзер отвечает на негативные отзывы, приводит ли аргументы в свою пользу, пытается ли сгладить ситуацию. Если нет никакой реакции на негатив — значит франчайзеру неважна репутация, и он не заинтересован в долгосрочном сотрудничестве. Также оцените соотношение отзывов, если они практически все положительные, вероятнее всего, это заказные отзывы.
  • Оцените юридические риски франшизы. Договор должен заключаться на основании зарегистрированного товарного знака. Поэтому стоит запросить патент на владение и использования торговой марки или самому проверить на сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Сервис бесплатный и общедоступный.

Если представители компании отказываются отвечать на эти вопросы, ссылаясь на коммерческую тайну, то стоит поискать другого франчайзера. Официальный франчайзер предоставляет все подтверждающее документы без колебаний.

Стоит воспользоваться услугами юриста для профессиональной оценки договора. Не надо подписывать документы без согласования с юристом. Убедитесь в благонадёжности компании со всех сторон, не спешите подписывать договор и переводить деньги. Проверьте репутацию компании. Если есть сомнения, не стоит связываться с таким франчайзером, какие бы золотые горы он вам не обещал – быструю окупаемость, минимальные вложения и помощь в развитии бизнеса.

Просчитывайте риски, проверяйте информацию, не гонитесь за обещаниями быстрых денег. Как правило, хорошие продавцы тонкие психологи и они приведут массу аргументов в пользу покупки франшизы. Я видела такие примеров, когда людей за несколько часов убеждали подписать договор, обещая светлое и безбедное будущее. Возьмите тайм-аут, обдумайте всё, не принимайте скоропостижных решений.

Ольга Костяная
Руководитель отдела маркетинга компании FILANCO

МенеджерПорталПубликацииКостяная Ольга,мошенник,мошенничество,подделка,псевдо франшиза,публикации,франшизаЧто такое псевдо франшиза и как не попасть на удочку мошенников, рассказывает Ольга Костяная, руководитель отдела маркетинга компании FILANCO. Я хотела бы предостеречь франчайзи и посоветовать очень внимательно подходить к вопросу выбора франчайзера. Несколько лет назад мне довелось работать в известной на тот момент некой ассоциации франчайзинга. К сожалению, это...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА