Про рынок coffee2go рассказывает Алексей Шалохин, коммерческий директор компании «Кофейные решения» (официальный дистрибутор KAFFIT).

Алексей Шалохин, коммерческий директор компании «Кофейные решения»
Алексей Шалохин, коммерческий директор компании «Кофейные решения»

В последние несколько лет все мы незаметно для себя освоили совершенно новую для нашей страны культуру потребления кофе и кофейных напитков. Теперь мы буквально «на бегу» покупаем стаканчик хорошо сваренного кофе, берем его с собой и мчимся дальше по своим делам. И у многих это происходит не раз и не два в день – по оценкам различных исследовательских агентств, человек, «распробовавший» такой способ потребления качественных кофейных напитков, делает это, в среднем 6-8 раз в неделю. Причем, по прогнозам аналитиков, эти цифры будут только расти.

Причин здесь много, но ключевые из них – устойчивый тренд превращения нашей страны в «кофейную» державу и вынужденное изменение нашего образа жизни, связанное с пандемией. Естественно, что рост потребности россиян в ежедневном потреблении вкусного качественного кофе открывает возможности для развития на этой основе действительно успешного бизнеса – как небольшого, так и глобального. И если о первом нередко говорят и потенциальные предприниматели, и поставщики соответствующего оборудования и технологий, то о крупном масштабе пока мы слышим совсем не так часто.

Данный материал поможет предпринимателям, которые решили заняться бизнесом coffee2go всерьез, стремятся его расширить или находятся в поисках внешнего финансирования. С другой стороны, будет он полезен и потенциальным инвесторам, которые ищут возможности для построения серьезной разветвленной и приносящей прибыль сети на этом, набирающем обороты, рынке.

Что сейчас происходит в сегменте coffee2go

Как любая инновация, возможность взять кофе с собой смешала все привычные формы, форматы и технологии предоставления таких услуг. Крупными мазками – в настоящее время нам доступны напитки из непопулярных уже вендинговых автоматов (в большинстве случаев – это порошковый невкусный кофе и молочные суррогаты); кофе, приготовленные бариста в точке общепита (кофейня, ресторан, корнер на фудкорте) и проданный навынос; «уголки» в магазинах, оборудованные обычными кофемашинами – покупатель наливает себе кофе, стоит в очереди и оплачивает его потом на кассе (может быть и обратная последовательность, но суть остается неизменной). Есть, конечно, еще и возможность посидеть в кафе, заплатить втридорога и потратить на это много времени. Очевидно, что все эти «заманчивые предложения» нас устраивают все меньше и меньше.

На самом деле, все мы хотим просто выпить хороший кофе, заплатить за него разумные деньги, и при этом быть уверенными в том, что все ингредиенты соответствуют нашим индивидуальным потребностям (например, кто-то любит крепкий эспрессо, а кто-то отдает предпочтение кофе с молоком, причем не с любым, а, порой, с безлактозным). Как раз эту возможность дает сегодня новый формат автономных точек coffee2go, которые оснащаются умными кофемашинами, платежными терминалами, позволяющими осуществлять оплату во всех привычных клиенту формах и, при этом, иметь возможность выбора из большого числа напитков, способов приготовления и т. д. Именно такой формат сегодня набирает популярность в нашей стране. Пока, пожалуй, в основном в крупных городах, но тенденция к его проникновению во все основные населенные пункты очевидна.

Почему так происходит? Во-первых, спрос всегда рождает предложение. А вот порог входа в этот бизнес совсем невелик: достаточно приобрести интеллектуальную кофемашину (со стандартным «пластиком» с простейшим «базовым» функционалом дело иметь не стоит), арендовать в магазине, бизнес- или торговом центре полтора квадратных метра, поставить туда кофейную стойку (самостоятельно или с помощью вендора), подключить устройство к информационной системе, в автоматическом дистанционном режиме обеспечивающей функции аналитики и контроля, закупить базовый набор расходников и ингредиентов – и немедленно начать работать.

В настоящее время стоимость открытия такой точки «под ключ» колеблется в районе 220-240 тыс., а окупаемость (конечно, тут много зависит от проходимости) составляет в среднем 5-7 месяцев. Дальше владелец может рассчитывать на прогнозируемую просчитанную прибыль. И важно, что умные кофемашины и правильно организованное их обслуживание в любом случае гарантируют достаточно быструю окупаемость, – даже при размещении кофейных точек в местах со сравнительно низкой проходимостью (30 чашек в день).

Нередко бывает, что успех одного такого мини-предприятия подвигает людей к расширению бизнеса. Появляются новые точки, часто они соединяются в небольшие сети с помощью ИТ, при этом предприниматель нанимает одного-двух человек для дополнительного физического контроля и обслуживания, и, получая дополнительный доход, успокаивается на этом.

Практика показывает, что основные информационные и торговые сообщения, которые вендор доносит сегодня до своего покупателя в этой сфере, сводятся к следующему:

1. «Твоя основная работа – это очень хорошо. Не бросай ее, просто подзаработай еще и на кофе»

2. «Ты ничем не рискуешь, кроме своих собственных денег, а потратить их придется немного. Арендуй площадь, поставь устройство, и все будет хорошо. Тем более, что стаканчик стоит столько-то, сахар – столько-то, и это недорого. И свою небольшую копейку ты всегда получишь. А еще технологии, элементарная статистика…»

3. «Ты владелец бизнеса — или торгового центра. У тебя и так все хорошо. Купи же, пожалуйста, кофе-машину! И сотрудникам приятно, и тебе перепадет кое-какая дополнительная прибыль. А затраты будут минимальны»

4. «Самое главное – найди уголок! Наше устройство можно поставить везде. Никаких проблем с тем, чтобы найти место для нашей кофе-машины, не будет! А мы тебе еще и дадим бумажные рекомендации, и предоставим цифры, показывающие усредненную себестоимость»

Все это действительно так. Другое дело, что при таком подходе как вендоров, так и «кофейных бизнесменов» небольших сетей coffee2go, речь о превращении этого направления в реальный бизнес, тем более масштабируемый, идти не может. А предпосылки, в том числе для создания крупной сети coffee2go, все есть.

Тем не менее, чтобы реализовать масштабный проект в этой сфере, должны сойтись три составляющих: позиция вендора, commitment предпринимателя (его готовность «играть всерьез», быть открытым к инновациям, их созданию и внедрению) и желание, и возможности потенциального инвестора (будь то бизнес-ангел или венчурный фонд).

Теперь рассмотрим, на что же именно нужно опираться всем трем сторонам при принятии соответствующих решений.

Итак,

Что нужно сделать предпринимателю, чтобы привлечь инвестиции в свою автономную кофейную сеть:

1. Изначально рассматривать и просчитывать бизнес формата coffee2go (автономные интеллектуальные точки) не просто как перспективный, но как основной и потенциально очень большой проект с широкими возможностями масштабирования – как на уровне отдельных городов, так и регионов

2. Сразу же делать ставку на то, чтобы добавить к уже известному формату и технологиям работы свое ноу-хау: придумать и реализовать ни на что не похожий индивидуальный формат автономной кофейной точки (вплоть до авторского дизайн-проекта)

3. В обязательном порядке поставить во главу угла ИТ-технологии как основной драйвер управления, продаж и маркетинга

4. Продумать строительство собственного бренда

5. Начинать с главного, где с первого же дня каждый шаг направлен на строительство федеральной кофейной сети с унификацией качества напитков, уровня устройств, технологий, процессов обслуживания (своего рода McDonalds в сфере кофе на вынос)

6. Осваивать свою собственную «демократичную» рыночную нишу в ТЦ/БЦ/коворкинги/транспортные узлах за счет более конкурентного соотношения цены и качества: за счет безлюдной технологи и невысокой стоимости оборудования точка может работать на доступных ценах с небольшой проходимостью, давая при этом более качественный напиток по сравнению с вендинговым решением. Даже при продаже всего 30 чашек в день можно окупить затраты и выйти на прибыль можно уже через 7-8 месяцев

7. Проработать пул потенциальных партнеров из числа небольших предпринимателей. Здесь возможны различные формы: от простого приобретения ими ряда устройств до локально объединения под мини-брендом (кобрендинг)

8. Рассчитать и представить потенциальным инвесторам бизнес-план и питч – в соответствии с правилами и форматами, принятыми в инвестиционном мире (посмотрите, как это делают ИТ-предприниматели – изучите меморандумы, размещенные на сайтах подавляющего большинства действительно серьезных венчурных фондов; все они находятся в открытом доступе)

Если фаундер выполнил все перечисленные выше пункты, то будущему инвестору стоит:

1. Взять инициативу в свои руки, не игнорировать, а изучить рынок coffee2go, совместно с перспективным фаундером выработать систему критериев оценки конкретных инвестпроектов, проанализировать (а в ряде случаев – даже скалькировать) зарубежный опыт, задать оптимальную модель инвестирования

2. Рассмотреть возможность вложиться не только в бизнес фаундера, но и в бизнес серьезного стратегического вендора, а также в смежные ниши (например, в производство ингредиентов)

3. Активно участвовать в развитии нового бизнеса по строительству сети coffee2go – на управленческом, маркетинговом и финансовом уровнях. Именно инвестор должен помочь здесь своим опытом, связями, ресурсами

Наконец, мощному вендору следует:

1. Добавить технологию разговора с инвестором в свое УТП: помочь в составлении бизнес-плана и предложить варианты масштабирования (вплоть до базовых пошаговых инструкций)

2. Гарантировать в своих продуктах и технологиях возможность быстрого развития. Здесь ИТ является стратегическим инструментом для достижения этой цели

3. Строить «кофейную экосистему», например, обеспечив использование с кофемашиной разнообразного и широкого набора оборудования и технологий для продажи снеков, хранения и охлаждения молока (интеллектуальные холодильники), систем приема оплаты и мн. др.

А теперь практика

Современная умная кофемашина – это:

  • «Мозги». Опорные узлы, начиненные возможностью самодиагностики, передачи аналитики, алертов, автоматической трансляции данных в бэк-офис и в информационно-управленческую среду, обеспечивающую глобальный контроль от каждого узла конкретного устройства до микросетей и сети в целом
  • Открытость к расширению: интеллектуальные интерфейсы, позволяющие в оперативном режиме обеспечить подключение новых сопутствующих устройств, технологий, аналитических модулей и др.
  • Возможность быстрого апгрейда – как на уровне функций, так и на уровне корректировки рецептур новых напитков, управления расходными материалами, дополнительными модулями, собирающими и обрабатывающими статистику и передающими эту информацию в единый управляющий центр
  • Полная интеграция со всеми современными платежными системами и модулями оплаты – от стандартных до RFID-карт

Средний расчет окупаемости одной автономной точки формата coffee2go – это:

  • Расходы на оборудование: приобретение интеллектуальной кофемашины с интегрированными платежными модулями и встроенной системой самодиагностики и контроля – от 120 до 150 тыс. руб.
  • Автономная стойка для размещения – порядка 40 тыс. руб.
  • Начальный набор расходников и ингредиентов – от 6 до 10 тыс. руб.
  • Холодильник для хранения и охлаждения молока – 12 -20 тыс. руб.

Прогноз (при наличии сети от 5 точек):

  • По статистике, усредненная продажа составляет не менее 30 чашек в день (из них кофе-молочные напитки – 70%, американо – 20%, эспрессо – 10%)
  • Средний цена напитка: эспрессо – 39 рублей; американо – 49 рублей; капучино/латте – 79 рублей
  • Время работы автономной точки: 30 дней в месяц в торговом центре
  • С учетом аренды, расходы владельца стандартной автономной кофе-точки составляют около 13-15 тыс. рублей (в зависимости от локации)
  • Ингредиенты (себестоимость) – 11-12 тыс. руб. в месяц
  • Усредненная выручка за месяц ¬– 60+ тыс. рублей
  • Средний срок окупаемости – от 7 месяцев*

* Обращаем внимание, что данный расчет произведен на реальных данных об использовании кофемашин Kaffit. Однако, при соблюдении перечисленных условий, он может использоваться в качестве базового при принятии решения о развитии этого бизнеса и инвестирования в него.

Таким образом, сегодня на рынке автономных точек coffee2go сложилась уникальная ситуация, когда интересы предпринимателей, вендоров и инвесторов сходятся, и каждый из них может усиливать другого. Общеизвестно, что перспективные рынки как губка впитывают в себя лучшие инициативы, технологии и возможности. Важно, кто здесь будет первым.

Алексей Шалохин
Коммерческий директор компании «Кофейные решения»
Официальный дистрибутор KAFFIT

МенеджерПорталПубликацииcoffee2go,KAFFIT,Кофейные решения,кофейный бизнес,публикации,Шалохин АлексейПро рынок coffee2go рассказывает Алексей Шалохин, коммерческий директор компании «Кофейные решения» (официальный дистрибутор KAFFIT). В последние несколько лет все мы незаметно для себя освоили совершенно новую для нашей страны культуру потребления кофе и кофейных напитков. Теперь мы буквально «на бегу» покупаем стаканчик хорошо сваренного кофе, берем его с собой и...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА