Что нового появилось в алгоритмах поисковиков в 2020 году, рассказывает Николай Полушкин, директор веб-студии DIUS, эксперт в области поискового продвижения, интернет-маркетинга.

Николай Полушкин, директор веб-студии DIUS, эксперт в области поискового продвижения, интернет-маркетинга
Николай Полушкин, директор веб-студии DIUS, эксперт в области поискового продвижения, интернет-маркетинга

В 2020 году в Рунете по-прежнему популярны два поисковика – Яндекс и Google. Суммарная доля их пользователей – более 95%.

  • 17 декабря 2019 года Яндекс объявил о большом обновлении алгоритмов поискового ранжирования под названием «Вега»
  • 4 мая 2020 года сообщил об очередном изменении в работе своих поисковых алгоритмов и Google, запустив «May 2020 Core Update»

В официальном обращении Яндекс рассказал, что было улучшено:

  • Созданы смысловые кластеры, куда собираются страницы сайтов похожего содержания. Если раньше при запросе пользователя поиск информации велся по всей базе, то теперь поисковик определяет смысл запроса и ищет в соответствующем кластере
  • Скорость формирования результатов выдачи увеличена и варьируется от нескольких секунд до миллисекунд. В этом помогает технология «турбо-страниц», которую поисковик рекомендует внедрять на сайтах
  • В сложных сферах для оценки контента приглашаются эксперты из соответствующих областей. Это должно способствовать улучшению алгоритма отбора и оценки страниц ресурсов определенной тематики
  • Для коммерческих запросов поисковик становится гиперлокальным. Алгоритм определяет местонахождение пользователя, задающего запрос, и помогает найти решение в пределах его микрорайона и даже дома

Гугл был менее информативен, порекомендовав администраторам сайтов сосредоточиться на создании максимально полезного контента для посетителей по концепции E-A-T (Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness). За это поисковик пообещал вознаградить высокими позициями в выдаче.

Как добиться высоких позиций в новых условиях

Как сайты заинтересованы в высоких позициях в поисковиках, так и поисковики заинтересованы в сайтах, с полезным для пользователей содержимым. Чем качественнее ресурс, тем выше его место в выдаче. Аналитики поисковых систем изучают запросы пользователей, их поведение, привычки, благодаря чему улучшают алгоритмы ранжирования, чтобы страница с результатами поиска по запросу давала развернутый и исчерпывающий ответ. Отсюда и постоянное повторение сотрудниками Яндекс и Google: делайте сайты для людей, и тогда не будет проблем с поисковым трафиком.

Итак, над чем работать в 2020 году, чтобы получить эффективное SEO.

Установите SSL-сертификат

SSL (от англ. Secure Sockets Layer) — специальный протокол, защищающий соединение пользователя с сайтом. Если раньше поисковики просто рекомендовали устанавливать SSL-сертификат, то сейчас в ТОП-10 сайтов без сертификатов не увидишь. Особенно если речь идет о конкурентных нишах.

Оптимизируйте скорость загрузки страниц

Поисковики трепетно относятся к скорости работы сайтов, о чем свидетельствует обновление «Вега». При долгой загрузке сайта, его позиции в выдаче понижаются. Один из лучших сервисов для проверки скорости – Gtmetrix. Он не только показывает результаты, но и даёт рекомендации по оптимизации, указывает некорректные файлы и говорит, что с ними сделать.

Предусмотрите адаптивный дизайн

Рост трафика с мобильных устройств неизбежно растет. Это привело к тому, что поисковики не пропускают в ТОП-10 сайты без адаптивной вёрстки. Более того, специально для мобильных устройств на страницах нужно создавать дополнительные блоки и элементы, упрощающие взаимодействие пользователя с каталогом, корзиной, формами обратной связи.

Настройте AMP и Турбо-страницы

AMP и турбо-страницы – технологии от Google и Яндекс соответственно. Используются в основном для мобильной выдачи, позволяя поисковикам загружать заточенные под них страницы в 15 раз быстрее, чем обычные. Такой формат технически настраивается один раз. Сейчас поисковики только рекомендуют внедрять AMP и турбо-страницы для удобства пользователей, но возможно, скоро это станет обязательным условием, чтобы попасть в ТОП-10. Так произошло с мобильной вёрсткой и SSL-сертификатом. Сначала этот функционал был лишь рекомендацией, а сейчас на первой странице выдачи трудно найти сайты без этих, казалось бы, «мелочей».

Определите интент запроса

По интенту (намерению) поисковые запросы делятся на коммерческие и информационные. В первом случае, при вводе запроса в поисковую строку пользователь хочет найти товар или услугу. Часто в них присутствуют слова: купить, цена, заказать и т.п. Для таких запросов на сайте используются страницы услуг, каталог товаров.

Набирая информационный запрос, посетитель хочет получить дополнительные сведения, инструкции и т.д. В этом случае часто используются вопросительные конструкции: как, какой, почему и т.п. Для них создаются и оптимизируются разделы «Полезная информация», «Блог», «Вопрос-ответ».

Если интент запроса непонятен, обращайтесь к поисковику, у которого накоплена достаточная статистика, на основе которой формируется выдача. Наберите запрос и посмотрите, на какие страницы из ТОП-10 ссылаются Яндекс или Google. Если ссылки на страницы услуг или товары, то интент коммерческий.

Сделайте акцент на LSI-копирайтинг

Сегодня главное в контенте для поисковиков – полезность. Если раньше от SEO-текста требовалась уникальность и наличие ключевых слов, то сегодня, благодаря семантическому анализу, алгоритмы способны понимать его смысл. Насыщенный ключевыми словами, но «пустой» текст, вряд ли достигнет первых страниц выдачи. Поисковики открыто об этом заявили:

  • Яндекс для оценки текстов воспользуется помощью экспертов-асессоров
  • Google предлагает концепцию E-A-T – Экспертиза, Авторитетность, Достоверность

Требования к качеству содержания текста продолжают расти. Все больше востребованы авторы – профессионалы в узких областях.

Оптимизируйте сниппет

Поисковики постоянно совершенствуют свои алгоритмы. Поэтому сейчас сайты, достойные места в ТОП-10, определяются не на основе технических параметров — за них голосуют пользователи. Этому способствует «Поведенческий фактор» (ПФ), внедренный и постоянно дорабатываемый аналитиками Яндекс и Google. ПФ – это показатель, отражающий поведение пользователя в поисковой выдаче и на сайте.

В ТОП-10 поисковики добавляют особым образом оформленную ссылку на сайт. Этот блок называется сниппетом. Чем привлекательнее он оформлен, чем заметнее на фоне других, тем больше шансов, что кликнут именно на него. А чем чаще на него кликают, тем выше он поднимается в списке.

На отображение сниппета можно влиять при помощи метатегов Title и Description. Сервисы поисковых систем для вебмастеров, где можно получить дополнительную информацию о сниппетах:

  • «Яндекс Вебмастер»
  • «Google Search Console»

В них предусмотрены специальные разделы о представлении сайта в поиске.

Дополнительном плюсом будет подключение сервиса «Яндекс Диалоги», позволяющего потенциальным клиентам общаться с менеджерами прямо из сниппета, не заходя на сайт.

Улучшайте поведенческие характеристики страницы

Если посетитель перешел из выдачи на страницу сайта и остался на ней, это сигнал поисковику, что она даёт исчерпывающую информацию по запросу. Поэтому проектировать страницу нужно с учетом того, чтобы увлечь пользователя. Что улучшает ПФ страницы:

  • Понятная структура: от главного к второстепенному
  • Оформление информационного контента. Для этого используются подзаголовки, списки, таблицы, иллюстрации, фотографии, видеоролики
  • Коммерческий контент должен содержать прайс-листы, формы заказа, призывы к действию, свойства продукции, информацию о скидках

Для улучшения поведенческих свойств страницы, при помощи «Яндекс Метрики» отслеживайте, как ведут себя на ней посетители. Вам понадобятся:

  • Вебвизор – записывает действия пользователя на странице (их можно просматривать как видео)
  • Карта кликов – отмечает на странице ссылки, на которые кликают посетители

Из этих отчетов становится понятно, что важно и интересно посетителям. Эту информацию нужно поднимать на странице как можно выше, чтобы лучше их вовлекать.

Принесите больше пользы посетителям

Поисковики обращают внимание не только на конкретную страницу, релевантную запросу. Для них важно и то, сколько вообще на сайте страниц, дающих вспомогательную информацию по запросу. Если взять по умолчанию 2 сайта, на котором только 1 страница с продажей велосипеда, и другой сайт, где таких моделей – 10, то скорее всего, второй сайт будет выше чем первый, т.к. на нем выбор больше.

Это касается и дополнительной информации. Если на сайте опубликованы вспомогательные материалы по уходу за велосипедом, про частые поломки и как их предотвратить, или как выбрать велосипед для девочки – то это также даёт сигнал поисковикам, что сайт будет полезен пользователям, и они всё чаще будут добавлять его в выдачу.

Поэтому выгодно развивать ресурс – добавлять полезную информацию, которая поможет клиентам компании подобрать продукцию и ею пользоваться. Итак, главные преимущества:

  • Поисковые системы ранжируют сайт выше
  • На сайт приходят не только по коммерческим запросам, когда, например, ищут товар, но и по информационным, когда требуется косвенная помощь для принятия решения
  • Пользуясь товаром, покупатели будут чаще возвращаться на сайт за советами и рекомендациями, что также сигнализирует поисковикам о его полезности
  • Хорошие статьи пользователи с удовольствием посылают знакомым в мессенджерах или репостят в социальных сетях – а это дополнительная бесплатная реклама

SEO: найти профессионала или заняться самостоятельно

На старте, когда рекламные бюджеты скромные, можно заняться SEO самостоятельно с акцентом на контент-маркетинг. То есть продвигать сайт по информационным запросам, т.к. по ним конкуренция существенно ниже. Закажите разовую оптимизацию у профессионалов: они корректно настроят модули CMS, подключат необходимые сервисы, дадут рекомендации по размещению контента. Далее создавайте и публикуйте материалы, которые интересны пользователям.

Сейчас есть масса блогов и групп, где публикуются статьи с советами и рекомендациями по продвижению, которые пригодятся при самостоятельной работе. При успешном продвижении информационных запросов переключайтесь на коммерческие. В идеале, лучше доверить это профессионалам, т.к. получив даже базовые знания SEO, не составит труда найти результативного исполнителя и на скромный бюджет.

Компаниям, которые на рынке несколько лет, целесообразно начать с удаленного подрядчика и, при успешном развитии проекта, переключиться на штатных исполнителей.

Николай Полушкин
Директор веб-студии DIUS
Эксперт в области поискового продвижения, интернет-маркетинга

МенеджерПорталПубликацииDIUS,SEO,оптимизация,поисковая оптимизация,Полушкин Николай,продвижение сайта,публикации,раскрутка сайтаЧто нового появилось в алгоритмах поисковиков в 2020 году, рассказывает Николай Полушкин, директор веб-студии DIUS, эксперт в области поискового продвижения, интернет-маркетинга. В 2020 году в Рунете по-прежнему популярны два поисковика – Яндекс и Google. Суммарная доля их пользователей – более 95%. 17 декабря 2019 года Яндекс объявил о большом обновлении алгоритмов...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА