О подводных камнях российского франчайзинга рассказывает Ирина Топоркова, директор по развитию франчайзинга компании Domino’s Pizza.

Подводные камни российского франчайзинга
Подводные камни российского франчайзинга

Франчайзинг появился в США около ста лет назад. За это время правительство США успело установить четкую правовую систему, цель которой ― наладить и узаконить сотрудничество между франчайзером и франчайзи. В России, к сожалению, такого законодательства нет, и его отсутствие упрощает продажу некачественных франшиз недобросовестными франчайзерами, а это, в свою очередь, осложняет развитие франчайзинга в стране.

Единственная организация, оказывающая поддержку франчайзи, ― Российская Ассоциация Франчайзинга. Но нельзя забывать, что РАФ, хоть и помогает франчайзингу развиваться, все равно не является официальным исполнительным органом.

Все это создает неблагоприятные условия на рынке франчайзинга. Мошенники пользуются неопытностью франчайзи и, обещая высокую прибыль в рекордные сроки, наживаются на начинающих предпринимателях. Чтобы понять, насколько это положение серьезно, достаточно обратить внимание на то, что, по данным РАФ, в России существует около двух с половиной тысяч франшиз, по крайней мере половина из которых ― подделка.

Даже если франшиза не является подделкой, она может принести немало неприятностей неопытному франчайзи. Сегодня самой распространенной проблемой считается потеря качества на местах. Франшиза, ассоциирующаяся у предпринимателей с долгосрочной устойчивостью и гарантией качества работы, может подвести в ближайшем будущем. Недобросовестные франчайзеры заинтересованы лишь в том, чтобы быстро продать свою бизнес-модель и заработать на этом. Контролировать качество работы заведения после его открытия ― не в их планах.

Проблема не теряет своей актуальности, потому что франчайзеры совершают одну и ту же ошибку ― стараются в точности повторить свою модель. Но работа «под копирку» оказывается неэффективной, если не учитывается специфика требований каждого франчайзи.

Однако не стоит недооценивать силу франчайзинга ― самостоятельное открытие бизнеса принесет вам гораздо меньше прибыли, а то и вовсе будет безрезультатным. Большинство компаний-новичков закрываются в первый же год работы. Гораздо лучше довериться проверенной бизнес-модели. Мировое признание компании-франчайзера и многолетний опыт обеспечат вашему бизнесу поддержку и прибыль.

Франшиза гарантирует вам устойчивость и является страховкой от банкротства. Следовательно, франчайзинг предоставляет надежность для начинающих предприятий, чем не может похвастаться собственный бизнес. Например, Domino’s Pizza уже много лет занимает достойную нишу на рынке и будет держаться там еще многие десятилетия.

Второе благоприятное условие, которое предоставляет российский рынок для развития франшизы, ― это неоспоримое господство именитых брендов. Эти «гиганты» бизнеса буквально выталкивают из рынка частные концепции, делая их не конкурентно-способными.

Также стоит отметить, что при покупке франшизы вы лишаете себя головной боли по поиску сотрудников в сфере маркетинга, IT, HR. Всем этим будет заниматься ваш партнер: он проследит за оснащением оборудования, закупкой мебели, наймом и тренингом персонала. Добросовестный франчайзер предоставит вам профессиональную команду специалистов, которые будут помогать по всем вопросам: от выбора места до экономических расчетов.

Несмотря на то, что РАФ ― общественная организация, а не надзорный орган с набором контролирующих функций, франчайзинг в России становится все более популярным, а франчайзи стали уделять больше внимания выбору качественной франшизы, и таким образом настаивать на честных правилах игры в классический франчайзинг.

Ирина Топоркова
Директор по развитию франчайзинга компании Domino’s Pizza

МенеджерПорталПубликацииDomino’s Pizza,публикации,Топоркова Ирина,франчайзинг,франшизаО подводных камнях российского франчайзинга рассказывает Ирина Топоркова, директор по развитию франчайзинга компании Domino’s Pizza. Франчайзинг появился в США около ста лет назад. За это время правительство США успело установить четкую правовую систему, цель которой ― наладить и узаконить сотрудничество между франчайзером и франчайзи. В России, к сожалению, такого законодательства...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА