Почему практическое образование стоит дорого? На этот вопрос дает ответ Александр Вальцев, СЕО SF Education.

Александр Вальцев, основатель и генеральный директор онлайн-университета SF Education
Александр Вальцев, основатель и генеральный директор онлайн-университета SF Education

Мы живем в интересное время. С одной стороны, в Интернете навалом информации на все интересующие темы. Правильнее даже сказать не то, что информации навалом, а то, что ее слишком много. Сейчас, если человек хочет чему-то научиться, ему не нужно отдавать последние деньги. Есть масса возможностей обучиться как за деньги, так и бесплатно: ресурсы вроде YouTube, Coursera, Udemy, Edx и т.д.

С другой стороны, стоимость формального образования достигает рекордных значений в истории: например, вы можете посмотреть, как выросла стоимость обучения в США в колледжах и университетах по сравнению с другими услугами и инфляцией в целом. Россия не является исключением: хорошие бакалаврские и магистерские программы стоят сотни тысяч рублей в год. Так получается контраст глобальных масштабов, в связи с чем возникает логичный вопрос: почему в 21-ом веке образование бывает дорогим? Давайте разберем экономику обучения, для чего рассмотрим именно практическое образование: то, после которого человек приобретает навыки, которые востребованы на рынке труда.

Поговорим сначала о самом продукте – обучении. Самая дорогая составляющая обучения – время, которое тратится на подготовку информации, ее передачу ученикам и проверку их знаний. Как известно, время – невосполнимый ресурс. В модели офлайн-обучения, в которой оперируют ВУЗы и многие учебные центры, происходит двойной расход времени: ученика и учителя. Это необычайно дорого, так как учитель за всю свою профессиональную жизнь может провести лишь ограниченное количество обучающих циклов. Именно поэтому репетиторство такое дорогое!

Частично эта проблема решается тем, что учитель обучает в моменте не одного ученика, а целую группу: таким образом отношение времени учителя ко времени ученика серьезно падает (например, с 1:1 до 1:15). Но всему есть предел: эффективность группового обучения падает, когда размер группы начинает превышать 20-30 человек – особенно если говорить про школьников и студентов, которые часто учатся «по инерции», не ставя перед собой конкретные цели (не держат фокус на информации, потому что не считают ее важной и полезной).

Онлайн-модель позволяет экономить время учителя с помощью технологий. Здесь подразумевается формат видеоуроков. С их помощью преподаватель может создать контент один раз и показывать занятия тысячам человек в любое время суток весьма продолжительное время. Это беспрецедентное преимущество, дающее экспертам возможность за короткие сроки передать огромное количество информации: повторять материал не приходится, и сэкономленное время можно использовать для создания новых уроков!

Однако формат видео – не панацея

Во-первых, контент приходится часто обновлять, так как вопросы от учащихся только и делают, что копятся. А это временные и финансовые затраты: то есть экономия времени преподавателя в целом происходит, но издержки не исчезают полностью, а перетекают в другую плоскость (затраты на съемочную группу, монтаж, хостинг материалов на LMS-платформе и т.д.). В офлайн-модели этой проблемы нет, так как ученики задают вопросы учителю во время самой лекции.

Во-вторых, как только урок переходит в формат видео, он становится менее ценным для учащегося. Почему? Начнем с того, что участник понимает, что урок может посмотреть в любое время и поэтому откладывает на потом: нужно очень веская причина, чтобы он придерживался дисциплины. Здесь также нет человеческого фактора: ученик никак не обидит учителя, если не изучит материал в определенное время. Кстати, именно поэтому люди, занимающиеся в зале, часто любят работать с тренерами: если пообещал, что придешь на тренировку, придется ехать в любую погоду и с любым настроением, иначе подведешь наставника и испортишь отношения с ним!

В-третьих, видеоконтента стало в сети столько, что его ценность обратно пропорционально уменьшилась. Это как с Интернет-маркетингом: у большинства людей уже возникла так называемая «рекламная слепота». Люди все больше обращают внимание на интерактивные занятия и геймификацию. Поэтому вебинары – и симуляторы в большей степени – набирают популярность на рынке.

Так как видеозаписи не являются решением проблемы времени, в онлайне используется формат вебинаров: по сути это живой урок, который проводится дистанционно. У вебинаров такие же проблемы, что и у оффлайн-занятий: они не масштабируемы без потери качества обучения. Их основной плюс в том, что они позволяют экономить время на логистике: никому никуда не нужно ехать: нужен лишь доступ к Интернету.

С концепцией учебного времени разобрались. Теперь пора взглянуть на это с финансовой точки зрения. Нельзя забывать, что, если преподаватель – специалист с большим опытом, он априори дорогой: особенно, если он не просто педагог, а действующий профессионал в определенной отрасли (преподавание – не его основная работа). Почему так? Ответ прост: спрос и предложение. Спрос – потребность в специалистах со стороны учебного заведения. Чем больше учебных заведений, тем выше спрос: следовательно, преподаватель имеет выбор и возможность устраивать аукцион, продавая свое время на самых лучших условиях.

Предложение – время специалистов и их наличие в принципе. Если учебному центру нужны узкие специалисты, предложение сильно уменьшается. В случае, если такие специалисты знают о своем уникальном положении, они будут требовать высокие ставки. Также, если у этих специалистов много релевантного и качественного опыта, у них часто мало свободного времени. А преподавать им как раз придется в свое свободное время. Логично, что, чем меньше у них свободного времени, тем дороже оно ценится: отдыхать ведь нужно всем! И даже если человек – трудоголик, скорее всего у него есть возможности заработка на сторонних проектах.

Процесс обучения не ограничен вопросами времени преподавателя и ученика: есть масса других расходов, которые увеличивают стоимость обучения. Рассмотрим основные.

1. Стоимость привлечения клиентов

В образовании, особенно если говорить про онлайн-обучение, это, пожалуй, самая большая статья расходов. Если используется диджитал-маркетинг, образовательный центр может тратить до 30%-40% от выручки на привлечение. Это в первую очередь связано с тем, что рекламы в Интернете небывалое количество, и за внимание потенциальных клиентов идет нешуточная борьба. Кроме того, во многих странах, особенно в Азии, принято face-to-face общение с представителями компании до покупки: для продажи курсов нужны менеджеры по продажам, которые также стоят компании денег.

Конечно, крупные и известные учебные заведения могут не тратить больших денег на рекламу в Интернете, так как их бренд сам по себе привлекает клиентов. Например, контекстную или таргетированную рекламу известного среди финансистов CFA Institute практически невозможно увидеть, так как в ней нет нужды: сарафанное радио и PR делают всю работу. Однако, нужно помнить, что для создания такого бренда нужны годы (если не десятилетия) и огромное количество ресурсов, которые стоят денег. Резюмируем: бесплатно привлечь клиента не получится, с какой стороны на это ни посмотреть.

2. Стоимость привлечения преподавателей

Преподаватели-практики – люди занятые. Сейчас у них есть время обучать, через пару месяцев оно может пропасть. Не стоит также забывать про перемены в настроениях у людей: если сейчас человеку интересно делиться знаниями, через какое-то время это может стать неактуальным. Обычно так и происходит, что ведет к дополнительным расходам: как временным, так и финансовым. Нового преподавателя-практика нужно не только найти (что совсем не просто и не быстро), но и подготовить к обучению людей – а это уже работа отдельного коуча. А чаще всего ситуация такая: классный специалист, хорошо знающий свою профессиональную область, не умеет преподавать. Кроме того, нужно учесть затраты на людей и сервисы, которые занимаются поиском преподавателей и участвуют в организационной работе с ними.

3. Стоимость разработки образовательных продуктов

Это затраты на продуктологов и методологов, которые изучают рынок, формируют обучающие программы, участвуют в маркетинге курсов, запускают пилотные потоки и т.д. Так как рынок онлайн-образования довольно молодой (и, откровенно говоря, перегретый), эти специалисты стоят недешево. Расходы, связанные с этими людьми, также повышают себестоимость курсов.

4. Организационные расходы

Сюда входят: коммерческие (они, правда, учтены выше отдельно), общие и административные расходы. Проще говоря, «бэк офис». Они нужны для нормального функционирования организации.

5. Защита информации

Здесь речь идет про пиратство. Дело не в том, что учебный центр теряет много денег на «слитых» в сеть видеокурсах, так как ценность обучающего материала не должна в 21 веке зависеть целиком и полностью от этого. Кроме того, люди, регулярно ищущие материалы на пиратских ресурсах, в любом случае не стали бы за них платить. Но это, признаться, неприятно: Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетология-групп», пару лет назад публично высказывал недовольство на эту тему. В реальности компаниям приходится тратить ресурсы на борьбу с пиратством прежде всего для того, чтобы защитить инвестиции клиентов в себя.

6. Прочие расходы (реинвестиции)

В финансах это называется инвестиционным резервом. Учебные материалы стареют, их качество со временем перестает удовлетворять современным нормам. Короче говоря, курсы амортизируются. Соответственно, образовательным организациям нужно откладывать деньги на обновление продукта, что недешево (см. пп. 2 и 3).

Выше мы обсудили сугубо затратную часть обучения, ничего не сказав про стоимость пользы практического образования для выпускников. Здесь уместно провести аналогию с инвестициями. Как известно, чем выше риски, тем выше доходность (и наоборот): проще говоря, рискованные активы стоят дешевле, а менее рискованные – дороже. Допустим, для студента курса важны перспективы трудоустройства. Если учебное заведение имеет подтвержденную историю в виде выпускников (alumni), которые показали успех в карьере или бизнесе, то оно делает образование дорогим, так как риски того, что студент не окупит потраченные на обучение ресурсы, сильно уменьшается. Это одна из главных причин, почему обучение в лучших университетах мира на порядок дороже, чем в локальных ВУЗах.

Переводя в цифры, можно привести такой пример. Если после обучения вы с большой вероятностью можете получить работу, допустим, с доходом 200 тысяч рублей в месяц, ваш(и) курс(ы) вряд будет стоит меньше 100 тысяч: и чем выше вероятность, тем выше цена.

Александр Вальцев
СЕО SF Education

МенеджерПорталПубликацииSF Education,Вальцев Александр,образование,практическое образование,публикации,стоимость,стоимость образованияПочему практическое образование стоит дорого? На этот вопрос дает ответ Александр Вальцев, СЕО SF Education. Мы живем в интересное время. С одной стороны, в Интернете навалом информации на все интересующие темы. Правильнее даже сказать не то, что информации навалом, а то, что ее слишком много. Сейчас, если человек хочет чему-то...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА