На наши вопросы о рынке франчайзинга в России отвечает Алексей Войтов, опыт во франчайзинге 6 лет.

О франшизах!
О франшизах!

Количество франшиз на рынке стремительно растет, больше половины из них недобросовестные компании, которые под видом франшизы продают пустышку. Я имею уникальный опыт создания и покупки франшиз федерального уровня, знаю как отличить хорошую франшизу от плохой.

1. Как выбрать правильную франшизу (недорогую и выгодную)

Давайте определимся с тем, что такое правильная франшиза. Правильная франшиза:

  • Экономит время на поиск верных бизнес-решений, так как у Вас уже будут четкие инструкции
  • Правильная франшиза — прибыльная франшиза
  • Правильная франшиза — честные показатели, соблюдение договоренностей, профессиональная команда. Не придется идти в суд

Чтобы правильно выбрать франшизу, я анализирую по чек-листу из 24 пунктов. Такой глубокий анализ позволяет создать целостную картину франчайзера и принять правильное решение о ее покупке. Ключевые из них: финансовое состояние действующих франчайзи (с ними надо связываться), зарегистрированный товарный знак и «правдивая» бизнес модель.

2. Какие франшизы бывают, чем отличаются?

Франшизы бывают 4 типов:

  • Товарные франшизы. В этом случае вы по сути являетесь производителем товара, а франчайзи открывает магазин и продает товар под вашей маркой и вашими стандартами.
  • Производственные франшизы. При реализации данной модели, вы как франчайзер передаете право производить товары по разработанной вами технологии.
  • Классическая франшиза. Это передача комплекса прав франчайзера – пользование брендом, бизнес-моделью и ноу-хау создателя бренда.
  • Франшиза под ключ. Вид франшизы, при которой создатель бренда запускает бизнес под ключ, а будущему франчайзеру остается только управлять новым детищем.

3. На какие самые важные моменты нужно обратить внимание перед покупкой?

Прибыльность действующих франчайзи – пожалуй главный фактор. Проверить это легко – заходите на официальный сайт – выбираете любую точку из представительства – далее находите группу франчайзи в соц.сетях – просите связаться с руководителем и дальше задаете любые вопросы. Как правило партнеры охотно делятся этим. Обзвоните не менее 5 партнеров.

Как долго работает франшиза / сколько франчайзинговых точек – важно какое количество времени и как эффективно работает именно франчайзинговая компания. Бывают случаи, при которых сеть обладает своей мощной корпоративной компанией, но не умеет масштабировать по франшизе свой бизнес.

Наличие финансовой модели и ее точность – финансовая модель показывает, как работает бизнес и сколько можно зарабатывать. Проанализируйте ее на предмет «правдивости расходов». Например, бывает такое, что франчайзер сознательно не закладывает или занижает расходы на аренду или себестоимость продукции. Запросите фин.модель у франчайзера и разберите ее с опытным предпринимателем из вашего региона, чтобы понять как «поедет» выбранная франшиза именно в вашем регионе.

Наличие УТП – уникального торгового предложения, фишки компании — сейчас на рынке франчайзинга огромная конкуренция, взять хотя бы суши- бары – SushiWok, SushiLove, СушиШОП, MyBox и прочие. Важно понять какой «крючок» они используют для клиентов. Если его нет – вам будет сложно выжить и тем более зарабатывать на этом рынке.

4. Какие плюсы в работе по франшизе?

Покупая франшизу, вы прежде всего покупаете опыт предпринимателя, построившего сеть, вы покупаете стоимость его ошибок. А она бывает очень высока:

  • Неправильно спроектировали помещение для суши – поплатитесь производительностью труда и снижением выручек суши-бара
  • Неправильно обучили барбера – получите негатив из разряда «побрили как в армии, только за 1800»
  • Выбрали неправильную систему учета (CRM) для кофейни – не учитываете списание молока и кофе, порчу продукта, не досчитываетесь денег
  • Не знаете правильных каналов продвижения – купили 7 билбордов за 150 тыс. и потеряли эти деньги, потому что ваша целевая сидит в другом месте
  • Не знаете, как правильно варить кофе и чем отличается каппучино от латте – расплатитесь низкой возвратностью клиентов
  • Неправильно посчитали трафик – и открыли убыточную точку, деньги в трубу

Перечисленные пункты – это лишь малая часть ошибок, которые уже совершил «правильный» франчайзер, но еще не совершили вы. Для этого и надо покупать франшизу!

5. Какие минусы в работе по франшизе?

Работая по франшизе вы развиваете не свой бренд, а чужой. Вы подчиняетесь правилам франчайзера, а не сами их устанавливаете.

Это влияет:

  • На ментальную составляющую ведения бизнеса. Вы – не полноценный хозяин всей компании и не можете вводить новые напитки, исключать калифорнию из меню или разливать виски в детской парикмахерской. Вы получите штраф от франчайзера или даже разрыв договора.
  • Экономическая часть. К примеру, сегодня вы покупаете кофе у франчайзера, так называемый фирменный бленд – по 700р, а завтра франчайзер заключает «выгодный» договор с другим обжарщиком и обязывает брать по 750р за 1кг, а вы теряете свою прибыль.

А еще в один прекрасный момент вы можете просто лишиться рабочего бизнеса. Возьмем ДоДо Пицца для примера. Они дают крутую систему управления производством – DoDo IS, федеральный сайт, приложение и единый колл-центр – все это офигенные инструменты увеличения продаж и автоматизации бизнеса. Но принадлежат они франчайзеру, а не вам. Если в один прекрасный момент Федор Овчинников решит бросить это сложное дело и закроет компанию – вы останетесь с грудой железа в виде печей и кучей клиентов, которые просто не будут знать как у вас заказать пиццу.

6. Где лучше всего смотреть каталог франшиз (ссылки на сайты)?

Франчайзинг в России растет семимильными шагами и сейчас на рынке насчитывается около 4000 франшиз. Естественно их необходимо систематизировать, поэтому появились каталоги франшиз, которые помогают определиться в многообразии франчайзингового мира.

Самые крупные и авторитетные порталы – это Top Franchise, БИБОСС, Franshisa. Эти площадки являются лидерами в агрегирование франшиз всех мастей. Есть площадки поменьше, но не менее значимые, например платформы РБК (Проект «РБК Бизторг») и Сбербанка (Франшизы — готовое решение для старта бизнеса). На этих же площадках можно воспользоваться услугами подбора франшизы или воспользоваться сторонними сервисами, типа «Франшиза Live».

7. Перечислите недорогие ТОП франшиз по вашему мнению, на которые можно обратить своё внимание, почему именно они?

Я бы обратил внимание на формат образовательных франшиз, в особенности детского образования. По трем причинам:

  • Детская индустрия – это растущий тренд, именно сейчас нужны зарабатывать деньги на детях
  • Образование – это второй тренд на рынке. Учиться – стало модно, а родители выражают себя в своих детях, помните как у Басты – «наши дети будут лучше, чем мы»
  • Франшизы в области услуг как правила недорогие, так как основные затраты – это косметический ремонт помещения и паушальный взнос. Отсутствуют капитальные вложения

Хорошими примерами могут служить Бизнес-Школа «ТОП-ТОП МЕНЕДЖЕР» — школа обучения навыкам предпринимателя и лидера у детей. Это проект Батырев групп – к вам пойдут учиться сейчас уже только потому, что Максим Батырев – крутой.

В общепите – отличный пример Coffee-Like. Рынок «кофе с собой» растет каждый год на 20% и в Coffee-Like уже 686 баров, а через 2 года будет 3000. Это несложный и прибыльный бизнес – с одного кофе-бара можно зарабатывать от 50 до 300тыс Открытие под ключ – 1млн.

Франшиза детской футбольной школы также является хорошим вариантом недорого старта франшизы, например Чемпионика.

8. Нужно ли стремиться покупать такие известные, но дорогие франшизы по типу: фикс прайс, додо пицца, папа джонс, шоколадница?

Ответ – да, стоит. Но есть одно «но». Я советую покупать такие франшизы уже опытным предпринимателям, потому как управление технологичной пиццерией или крупной кофейней – это все равно, что управлять заводом. Необходимы компетенции во многих областях – HR, технологии производства продукта, управление продажами, клиентский сервис и прочее.

К тому же открытие Папа Джонс стоит от 10 млн – и это большой риск для начинающего предпринимателя.

Алексей Войтов, опыт во франчайзинге 6 лет
Сооснователь и владелец франшизы суши-баров Kapibara
Партнер-франчайзи международной сети кофеен Coffee Like
Партнер-франчайзи федеральной сети детских парикмахерских Воображуля
Руководитель молодежного комитета по предпринимательству «Опоры России»
Создатель подкаста о франшизах Франшиза Live

МенеджерПорталПубликациибизнес по франшизе,Войтов Алексей,публикации,франчайзинг,франшизаНа наши вопросы о рынке франчайзинга в России отвечает Алексей Войтов, опыт во франчайзинге 6 лет. Количество франшиз на рынке стремительно растет, больше половины из них недобросовестные компании, которые под видом франшизы продают пустышку. Я имею уникальный опыт создания и покупки франшиз федерального уровня, знаю как отличить хорошую франшизу от...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА