На вопрос, как продвигать личный бренд в интернет без вложений, дает ответ Пётр Галигабаров, практикующий психолог, автор книг по психологии, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Пётр Галигабаров, практикующий психолог, автор книг по психологии, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии
Пётр Галигабаров, практикующий психолог, автор книг по психологии, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии

В любых условиях предприниматели (в том числе самозанятые, частные специалисты) ищут способы снизить затраты и повысит доход. Интернет пестрит предложениями пройти обучение тому, как без денег раскрутить бизнес. Получится ли в реальности продвигать личный бренд без вложений?

Более 20 лет я работаю в рекламной сфере, обладая образованием психолога и навыками журналиста. За время карьеры я принимал участие в создании и развитии различных брендов: торгового комплекса, детской-игровой площадки, парка аттракционов, крупнейшего производства продуктов питания, торговой сети, экофермы и, безусловно, собственного — как психолога и автора книг.

Давайте на наглядных примерах рассмотрим очень популярный способ продвижения личного бренда в интернет? В финале подведём итоги и ответим на вопрос, вынесенный в заголовок статьи.

У 95% руководителей бизнеса, в котором я работал, сложилось первичное впечатление о минимальных затратах и максимальной отдаче от популяризации бренда компании (личного в том числе) через социальные сети.

Примеры. Работая в крупной торговой сети, в экоферме, в кинотеатре, кредитно-финансовом учреждении и ещё нескольких компаниях, как эксперт по продвижению, я столкнулся с верой руководства в силу социальных сетей. Разные люди, отличного друг от друга возраста и опыта, сферы деятельности были убеждены, что только создав страницу бренда в ВКонтакте, ОК, Facebook, Инстаграм и так далее они смогут сэкономить.

Как рассуждали руководители бизнеса? Достаточно зарегистрировать страничку, размещать красивые картинки про товары, фильмы, акции, экологические помидоры и люди начнут подписываться. После они начнут репостить, а затем заработает сарафанное радио. Всем известно (и это факт), что самое большое количество клиентов приходит от знакомых, друзей, родственников имеющихся и довольных клиентов.

С предвкушением лёгкой и быстрой окупаемости мне, как ответственному за продвижение в интернет, поручалось: создать профиль, наполнять его информацией, привлекать для этого минимальное количество средств.

Как выглядит реальность?

Во-первых, вложения в оплату труда экперта – уже вложения.

Во-вторых, часто компании берут на аутсорсинг смм-щиков – уже вложения.

В-третьих, на начальном этапе требуется грамотное вливание средств в таргетированную рекламу и подарки для потенциальных клиентов.

В-четвёртых, или вы тратитесь на создание оригинального концепта и наполнения (дизайн и тексты — копирайт) или, что грустно для имиджа, публикуете чужие креативы.

В-пятых, если вы сам себе хозяин (как я в своей практике психолога) и работаете один, то вам придётся расплачиваться самой ценной валютой – временем.

Список можно продолжать, но суть такова — сэкономить благодаря социальным сетям на продвижении не получится. Не в 2021 году точно.

Давайте рассмотрим конкретные примеры того, как мечты владельцев бизнеса разбиваются о реальность (случаи реальные, входные данные изменены из этических соображений). Посмотрите со стороны и, возможно, увидите себя.

Мечта о быстром наборе подписчиков посредством административного ресурса: в одной из компаний заместители босса заставили сотрудников подписаться на созданную страничку в ВКонтакте. Жёстко обязали, через угрозы, что за лояльностью каждого следят с высоты кабинета Шефа. Каким был результат? Оскорблённые подписчики, которым плевать на контент, репостить который себе на страницы они не желали.

Почему?

Про обиду, уверен, понятно. Насильно загонять в группы и профили опасно. Но есть другая причина отсутствия репостов со страницы группы работодателя в личные аккаунты. Смотрите!

Вы – личность! Что для вас страничка в Инстаграм или другой социальной сети?

Личная страничка — это ВЫ! Это ваша интимная, выставленная на всеобщее обозрение, жизнь. Даже в расцвет бизнеса на рекламе, люди смотрят на людей, их сокровенное. Никто, кроме самого производителя колбас и его технологов, не захочет показывать всем сосиски, шпикачки и прочие мясные продукты категории Б на своей странице. Поэтому умерли такие способы продвижения в инстаграм, как репосты, например.

Вот ещё пример отсутствия лояльности к репостам в личное общественного (рабочего, трудового).

В крупной финансовой компании через руководство ко мне обратились сотрудники с «гениальной идеей»: «Давайте создадим группу в ВК и ОК и будем через сотрудников продвигать наши продукты». Хорошо, пожалуйста. Вы уже догадались, что продвижение страницы за счёт лояльных сотрудников не сработало. Те же представители персонала, что ратовали за аккаунт компании, его и игнорировали. Единственным способом продвижения было вливание крупных сумм денег на блогеров, подарки, рекламу.

Теперь про мечту быстро затащить подписчиков через подарки!

Пример. В элитном маркете продуктов меня настоятельно попросили, игнорируя мои доводы, организовать розыгрыш последней модели айфона. Слушать про целевую аудиторию владельцам было вообще не интересно. Мысль о том, что элитные продукты для людей, которым не нужен халявный айфон, не овладела ими, как я не старался. Что в результате?

Да, был ажиотаж. Были подписки, репосты (самолётики), сторисы. Был победитель и обиженные проигравшие. Но больше всего было подростков, безденежных бездельников, совершенно не лояльных к маркету элитных колбас, устриц, соусов и прочей снеди. В результате «мёртвые подписчики», которые охладели к благодателю айфонному до следующего розыгрыша.

Мечта, что будет, как у Нагиева или у Киркорова. Встречается часто, уж поверьте. Руководитель торгового центра искренне возмущается тому, что аккаунт не набирает восторженных подписчиков. «Вот у этого, смотри, как круто»! Показывается обычно поп-звезда или любой другой профиль паблисити.

Пример. Помните клип «Литл Биг» для «Евровидение»? Помните рыжего вогера из видео? Знали ли вы о нём до просмотра клипа? Я знал, смотрел «Танцы» на ТНТ. Но не следил за ним после отсеивания. После выхода продукта «Литл Биг» аккаунты танцора взорвались, к нему начали поступать денежные предложения, он стал популярным и узнаваемым. Хватило одного клипа.

Какая альтернатива есть у того же торгового центра? Приглашать для фото и видео паблисити в свои интерьеры, креативно подталкивать покупателей использовать геолокацию и выкладывать снимки, видео. Это вложения в рекламу и PR. Даже снять вирусный ролик требует средств.

Поэтому, как и в личной жизни, так и в построении успешного бренда в интернет, учитывайте только свои возможности и реальность интимную, а не успех тех, кто вообще не соотносим с вашим делом. Сравнение аккаунта производителя продуктов, финансовых услуг, торгового центра если и делать, то с аналогичным направлением и с поправкой на ваши возможности финансовые и временные.

Мечта о вирусном клипе. Раз уж зашла речь выше про возможность сделать один креатив, который выстрелит и привлечёт к вам внимание, то… Изучая работу рекламного направления «Альфа банка» легко заметить, насколько они творчески. Зная эффективность выходивших роликов, становится очевидным, что фантазии часто разбиваются о реальность. То, что менеджеру, копирайтеру и прочим членам команды продвижения покажется 100% результатом прекрасно, если будет остановлено на этапе фокус-группы.

Всегда важно осознавать, для кого ваш бизнес, учитывать другие объективные обстоятельства и не впадать в идеализацию. То, что допустимо для напитка «Санто Стефано» в клипе «Ибица» Филиппа Киркорова и Николая Баскова, неприемлемо для шампанского «Вдова Клико». Согласны?

Как видите, вы не сможете построить личный бренд в интернете без вложений. Вложения или денежные или в виде времени. Как правило, выстреливает совокупность — деньги и время.

Понимая данные вещи, смотря на продвижение широко открытыми глазами, свой личный бренд психолога я создаю иначе.

Я не использую гивы (в инстаграм), а также розыгрыши подарков в виде денег и техники. Через данный инструмент, который вам обязательно предложат нанятые смм-щики, приходит безразличная к вам аудитория. Это подписчики, которые сразу в нескольких конкурсах могут участвовать. В данном инструменте важно применит креатив.

Например, я дарю свои книги, гайды по психологии, скидку на консультацию. Только реально интересующиеся вопросом повышения качества своей жизни, снятия тревожности и повышения уверенности подписчики привлекаются через такие призы.

Я тщательно отбираю, у каких блогеров можно результативно дать информацию, а какие — это слив бюджета. Со стороны может показаться, что психолог — это услуги для всех. Но это не так. Понимание своей целевой аудитории (вспомните пример с элитным маркетом) очень важно в любом деле.

Материалы для наполнения профилей составляются под каждую сеть конкретно. То, что востребовано в ВКонтакте, не пройдёт в Инстаграм, Одноклассниках, Тик Токе. Поэтому важно определить ту площадку, которая более результативна. Я остановился на Инстаграм.

Наилучшим вариантом будет изучить основы продвижения в сети интернет – это уже вложения и денег и времени. Лично я так и поступил, когда взялся конкретно за личный бренд. За более чем 20-ть лет в рекламе у меня не сложилось впечатления, что «я всё знаю». Скорее наоборот. Особенно невозможно понимать алгоритмы инстаграм и других социальных сетей раз и навсегда. Они меняются еженедельно. Вложения в самообразование или найм профессионала неизбежны для эффективной работы в сети интернет.

Если вы самостоятельно пройдёте хотя бы один курс, то, возможно, сможете понять, когда смм-щик привлёк к вам живую аудиторию, а когда накрутил подписчиков и лайки с комментариями (это делается минимальными вложениями средств, но не решает цели бизнеса – роста дохода и комфорта жизни владельца). В любом случае ваш кругозор расширится, осознанность увеличится.

Поэтому, если вы серьёзно решили развивать свой бренд в интернет (да хоть где), то без вложений не получится. Розовые очки, увы, разбиваются стёклами внутрь. Предлагаю снять их заранее и подойти к процессу с учётом реальности.

Пётр Галигабаров
Практикующий психолог, автор книг по психологии
Член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии

МенеджерПорталПубликацииГалигабаров Петр,личный бренд,продвижение личного бренда,публикацииНа вопрос, как продвигать личный бренд в интернет без вложений, дает ответ Пётр Галигабаров, практикующий психолог, автор книг по психологии, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии. В любых условиях предприниматели (в том числе самозанятые, частные специалисты) ищут способы снизить затраты и повысит доход. Интернет пестрит предложениями пройти обучение тому, как без денег...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА