Как правильно выбрать франшизу, рассказывает Виктор Колектионок, CEO франчайзинговой сети «Frite’s» Бельгийский картофель фри.

Виктор Колектионок, CEO франчайзинговой сети «Frite's» Бельгийский картофель фри
Виктор Колектионок, CEO франчайзинговой сети «Frite’s» Бельгийский картофель фри

Мое имя Виктор. У меня есть опыт в покупке франшизы маркетингового агентства, а также в упаковке своей собственной фастфуда. Какая бы ни была франшиза, важно знать, как правильно ее выбрать.

Для начала нужно понять, нужна ли она вам вообще.

Чтобы выбрать недорогую и выгодную франшизу, надо ответить на вопросы, какой вид бизнеса вам по душе и какую конкретно проблему вы хотите решить, потратив сумму в пару сотен тысяч рублей и выше. Будь это просто набор документов или комплексная работа управляющей компании, которая сопровождает до первой прибыли или убытков, вам надо понять, сколько денег готовы потратить и сколько в среднем хотите зарабатывать. Недорогие франшизы (от 100 тыс. руб.) можно выбирать из сферы общепита, например кофейный киоск или островок, но помимо стоимости франшизы необходимо иметь деньги для строительства торговой точки, покупки оборудования, ингредиентов и прочее. Объективно, при вложениях до 500 тыс. рублей тяжело открыть качественный бизнес по франшизе.

Правильная франшиза – это:

1. Наличие собственных торговых точек или объектов с периодом работы не менее 2-х лет. Бизнес модель должна быть проверена временем, выявлена сезонность, а также присутствует опыт запуска и анализа минимум 3 разных локаций в одном городе или разных городах. Франшиза — это ваш действующий успешный бизнес, который вызывает у других людей желание работать под вашим брендом. Не наоборот.

2. Зарегистрированный товарный знак. Регистрация ТЗ на территории России длится чуть больше года и стоит около 50-70 тыс. руб. При регистрации товарный знак проходит проверку на уникальность и ему присваиваются классы, которые соответствуют определенной уникальности. Не все компании станут тратить на это время и деньги.

3. Договор коммерческой концессии — официальный договор для франшизы, который возможен только после регистрации ТЗ. Каждый подписанный договор с новым франчайзи необходимо регистрировать в Роспатенте. Возможен альтернативный договор оказания услуг, но слово «франшиза» там фигурировать уже не может.

4. Наличие положительных отзывов действующих франчайзи. Попросите перед покупкой франшизы номера телефонов действующих партнеров. Спросите, помогали ли им при выборе места, помогают ли после запуска бизнеса, быстро ли управляющая компания реагирует на запросы франчайзи, обучает сотрудников стандартам компании и работе с клиентами. Их ответы выстроят полную картину о франшизе и расскажут сами о ее репутации.

Франшизы бывают:

1. Товарные, когда покупаешь Товарный знак, процессы и перепродаешь товар, который производит франчайзер.

2. Производственные, когда покупаешь товарный знак, технологию производства и право производить товар самому для последующей продажи.

3. В сфере услуг, по типу ресторанов, кофеен или фастфуда, когда помимо ТЗ покупают технологический процессы, стандарты и фирменный стиль заведения.

При выборе франшизы важно обратить внимание на количество собственных открытых точек и количество франчайзинговых. Неплохим соотношением считается 30% собственных на 70% франчайзинговых.

Важно оценить репутацию в интернете по отзывам на франшизных сайтах, типа Бибосс, ТопФраншиза и другие. Если контакты партнеров франчайзер не дает, найдите сами, прозвоните всех и проведите короткое интервью. Крайне важные вопросы звучат так: почему решили купить данную франшизу? Что стало решающим при выборе? Соответствовала ли покупка ожиданиям и наконец, порекомендовали бы вы данную франшизу. По ответам сделаете выводы сами.

Во франшизе должна быть уникальность. Например, кофейни, где все за 1$. Там цена в рублях по актуальному курсу доллара или фиксированно низкой стоимостью продукта — 69 рублей. Или кафе Угрюмочная, где все матерятся, хамят и ведут себя с гостями как захотят.

Плюсы работы по франшизе:

1. Деньги. Покупая правильную франшизу, вы экономите деньги. Без покупки франшизы, открывая бизнес самостоятельно, вам все равно придется создавать с нуля логотип, фирменный стиль, искать исполнителей сайта, продукта, технологических процессов и т.д. Опыт показывает, что с первого раза найти хороших исполнителей и сделать качественный результат практически невозможно.

2. Время. Самое страшное, что по пути выполнения вышеописанных задач есть риск слиться и вообще не запустить бизнес. Придется много ошибаться, искать подходит и правильно формировать техническое задание для желаемого результата, переплачивать исполнителям для устранения недочётов или вовсе искать новых и платить снова. В лучшем случае на запуск вы потратите 3-5 месяцев, а на отладку бизнес-модели 2 года и больше.

3. Проверенная бизнес-модель. Просто бери и делай. Собирай как конструктор Lego, но не забывай, что предпринимательские риски в данном случае также на тебе. Покупая франшизу будь готов выкладываться по полной.

Минусы работы по франшизе:

1. Выбрать бизнес, который не по душе. Если заниматься нелюбимым делом, вас надолго не хватит. Какая бы хорошая или плохая франшиза не была.

2. Если нашли близкую по духу нишу для бизнеса, то выбирайте франшизу правильно, по вышеуказанным пунктам. И снова не забывайте, что франшиза не волшебная таблетка. Пакет готовых решений дадут, но реализовывать их вам.

Вот мой мини ТОП франшиз, достойных внимания:

  • Фастфуд — Чебурекми. Фишка — чебуреки с мраморной говядиной. Низкая стоимость, большие очереди на открытии.
  • Кофейня CityFix, где все за 69 рублей. Очень вкусный кофе, среди дешевых франшиз.
  • Фастфуд Frite’s. Бельгийская картошка фри с натуральными соусами и добавками. Новая концепция на рынке. Гарантируют окупаемость паушального взноса.
  • Restorcom — франшиза по продаже техники Apple. Быстрый запуск и невысокая стоимость. Гарантируют доход от 40 тыс.
  • TeaFunny холодный чай. Подходит для кинотеатров в ТРЦ.
  • Франшиза Colizeum Arena. Компьютерные клубы снова набирают обороты.

И напоследок, стремиться ли покупать дорогие франшизы, типа DodoPizza, Шоколадница или Cofix решать вам. Имея опыт общения с действующими франчайзи крупных брендов, я всегда слышал претензии и ряд минусов, которые неизбежно есть везде. Вопрос в вашем отношении к бизнесу и партнерству между франчайзером и франчайзи. Что бы вы ни хотели получить, покупая франшизу и какой суммой ни располагали, важно уметь правильно ее оценить.

Виктор Колектионок
CEO франчайзинговой сети «Frite’s» Бельгийский картофель фри

МенеджерПорталПубликациибизнес по франшизе,Колектионок Виктор,публикации,франчайзинг,франшизаКак правильно выбрать франшизу, рассказывает Виктор Колектионок, CEO франчайзинговой сети «Frite's» Бельгийский картофель фри. Мое имя Виктор. У меня есть опыт в покупке франшизы маркетингового агентства, а также в упаковке своей собственной фастфуда. Какая бы ни была франшиза, важно знать, как правильно ее выбрать. Для начала нужно понять, нужна ли она...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА