Как открыть химчистку? Рассказывает Морозов Яков Михайлович, сооснователь химчистки «Кристаллино».
Если вы серьезно заинтересовались рынком бытовых услуг и подумываете открыть свою химчистку, вот вам наш кейс, пусть он станет путеводной карточкой.
Сейчас на рынке сложилась интересная ситуация, на нём присутствуют серьезные игроки (например Диана, Лисичка), которые еще у самых истоков сформировали свои правила и хорошо на нем закрепились, но самое главное, что количество прачечных и химчисток падает, рынок консолидируется в руках нескольких крупных игроков. Незаполненные ниши по-прежнему остаются, а химчистки – один из немногих видов бизнеса, где вновь пришедшие игроки могут достаточно быстро занять свое место на рынке Москвы даже с небольшим, по современным меркам, бюджетом. Но, не все так просто, новым игрокам придется столкнуться с многими трудностями, барьерами при входе в отрасль. Ниже мы затронем некоторые из них и постараемся эти проблемы раскрыть.
Выбор ниши
Наша химчистка — это семейное дело. Отец давно мечтал об открытии собственной химчистки, долго вынашивал название компании. Наверное это был судьбоносный выбор. Всё шло своим чередом. Я постепенно закрывал свои предыдущие проекты и параллельно помогал ему в организации химчистки. Сначала нашёл дизайнера, он нарисовал нам логотип и презентацию. Нашёл архитектора, который спроектировал нам столешницу в виде айсберга и сделал дизайн-проект помещения. Нашёл курсы в техникуме по пятновыводке и устройству машин химчистки, чтобы лучше разбираться в этой отрасли. Начал заводить знакомства в этой среде, общаться с людьми и изучать изнутри, как устроена сама отрасль в которой будем расти. И постепенно, мелкими шагами, мы начали вместе заниматься общим делом.
Хотим чтобы люди приходя к нам получали: постоянное качество, время исполнения чистки их изделий (принесли сегодня и получили завтра) и не очень большую стоимость чистки изделий.
В этой нише — огромный потенциал для развития!
Поиск места
Для начала вам нужно было решить, фабрика или мини-цех (формат химчистки в торговом центре)?
Наш менеджер по развитию искал подходящее место для мини-цеха около 2 месяцев. Ещё месяц вели переговоры с арендатором, подписали договор и начали заниматься ремонтом помещения.
В поиске места ориентируйтесь на большие торговые центры, где большая проходимость и заполненность магазинов выше 80%.
Лучше всего если помещение, которое вы выбрали, до вас занимала химчистка, меньше проблем будет с подводом инженерных коммуникаций.
Под химчистки часто выделяют места рядом с гипермаркетами, а нам как раз это и было нужно.
Нам только оставалось заинтересовать и привлечь к себе людей, чем мы начали усиленно заниматься.
С фабрикой сложнее процесс, в короткие сроки нужно нарастить объём, так как если этого не сделать, можно остаться ни с чем.
Проблемы
Проблемы возникали на каждом шагу. Мы доверились «толковому» знакомому (агенту), который был проводником в этом новом для нас бизнесе, который в итоге продал нам технику за безумные деньги (видимо поимев хороший процент), установил кое-как и не смог наладить её. Он просто не понимал, что делать с проблемами, которые возникали при работе оборудования, хотя опыта за плечами у него немало было. Машина химчистки делала забросы (потратили в два раза больше на растворитель, чем планировали ранее), программы чистки вещей для растворителя не были правильно настроены, сам растворитель кое-как чистил вещи (хорошо что мы это поняли в период ремонта). В итоге мы поменяли растворитель, благо машина позволила это сделать, и следом отказались от назойливого механика, который вместо работы с оборудованием впаривал свои «услуги».
У нас было два месяца на ремонт и установку оборудования, мы еле вписались в эти цифры.
Нашли подрядчика по заготовке столешницы (заказ был сложный, делали месяц); подрядчика по ремонту помещения. И здесь были проблемы, но пройдя все эти шаги, обросли мышцами и опытом. Даже если вы несколько раз всё подсчитали и всё учли, обязательно что-то пойдёт не так. Все наши планы разбиваются о могучую глыбу действительности, но благодаря этому — приобретаем бесценный опыт. Всегда будьте готовы к дополнительным денежным тратам.
Цифры
Вам потребуется от 13.500.000 до 14.000.000 — закупка оборудования из Италии, заказ растворителя, химия для аквачистки, расходники (вешалки, пакеты (для прямого белья, для галстуков), брендированные пакеты для вещей, ярлыки для вещей, одежда для сотрудников и т.д.)
Аренда помещения в крупном торговом центре 1.200.000 аванс и последующая месячная аренда по 600.000 рублей (везде она разная, где-то больше, где-то меньше).
На программу автоматизации ушло около 100.000 — 150.000 (два моноблока, кассовые аппараты, принтер бирок, принтер для договоров-квитанций, настройка в программе автоматизации нашего прайса и т.д.)
Зарплаты сотрудников — технолог (самый главный человек в цехе химчистки) и по совместительству аппаратчик-пятновыводчик от 70.000 тысяч в Москве, швея — от 25.000; специалист аквачистки — от 30.000, приёмщицы — от 25.000; гладильщица — от 30.000, инженер обслуживающий оборудование — от 15.000 рублей.
Расход на химию и растворитель — 200.000 рублей
Бухгалтерия — тут уже ваше решение, аутсорс или собственного сотрудника заводить (цены в зависимости от выбора тоже разные) от 30.000 рублей.
И куча мелких расходов связанных с реализацией вашей идеи в действительности.
Если вы написали бизнес-план и подсчитали, то проверьте его ещё 20 раз и постарайтесь указать даже мелкие расходы связанные с поломкой или заменой оборудования, то есть подготовьте план Б. А чтобы и этого избежать, прежде чем покупать технику узнайте про гарантийные обязательства поставщика! Вам от и до должно быть понятно за что поставщик оборудования отвечает, дабы не остаться у разбитого корыта. Не жалейте денег на хорошую технику и в эту отрасль приходите осознанно, здесь развивается и окупается процесс только в долгосрочной перспективе.
Прежде чем начать
Постарайтесь найти и обратиться к разным специалистам в этой области. Выслушать советы всех людей, связанных с отраслью до кого только дотянетесь — это первое правило! Если будете разговаривать только с одним агентом-инженером (как это было у нас) продающим оборудование, нарвитесь на неприятности. Одна машина химчистки весит тонну, затащить в ТРЦ очень сложно и соответственно назад вывести, если она вдруг откажется работать, тоже проблематично. Значит, чтобы не было таких ошибок повторю снова: разговаривайте, интересуйтесь и погружайтесь в эту сферу деятельности!
Подумайте, кого будете набирать в цех: молодых специалистов, которых будете обучать сами или найдёте опытные кадры. Со вторым тоже непросто, хороших сотрудников днём с огнём не сыщешь. Проблема кадров здесь стоит очень остро, так как молодых нужно научить всему, а опытных нужно найти.
Самое главное — найти технолога! Это голова всего цеха, она отвечает за пятновыводку и за технологический процесс химчистки.
Если в дальнейшем люди будут приходить снова и снова, могут возвращаться из-за технолога, её опыта и бережного отношения к вещам.
Последний институт, где обучали специалистов для этой отрасли, закрыли совсем недавно. Самый простой вариант, создать вакансии и собеседовать откликнувшихся людей. И так по крупице собрать команду.
Старайтесь проводить собеседования в готовом цеху, чтобы будущие сотрудники увидели с каким оборудованием будут работать, потрогали, пощупали и показали свои навыки.
Есть определённый технологический процесс в любой химчистке, от приёма до выдачи изделия — его нужно соблюдать!
1) Приём изделия. Приёмщица должна максимально описать изделие клиента и зафиксировать все нюансы: порезы, потертости (которые могут в процессе чистки оказаться дырками), определяет цвет, состав вещи (если бирка не соответствует действительности), смотрит съёмная ли фурнитура, какой процент загрязнения вещи, какой процент износа вещи и выписывает квитанцию-договор. Клиент должен поставить подпись, что он согласен с описанием и тогда вещь отправляется по цепочке в цех.
2) Обшив изделия. Далее вещи попадают к швее. Она осматривает фурнитуру, обшивает или снимает её, если это возможно.
3) Предварительная зачистка и пятновыводка изделия. Изделие попадает на стол к технологу, перед чисткой в машине аквачистки или химчистки, технолог обрабатывает пятна на вещах специальными препаратами и мыльным раствором проходится по самым засаленным и загрязнённым местам на изделии (рукава, карманы, подол, шея). Дальше изделия отправляются в подготовленных мойках (тёмные вещи, светлые и так далее) либо в сухую чистку, либо в аквачистку.
4) Сухая чистка. В машине химической чистки изделие прогоняется по специальной программе, затем проверятся технологом на наличие загрязнений и общего состояния. Если всё хорошо, изделие отправляется в сушку.
5) Мокрая чистка. В машинах аквачистки изделие проходит тоже через программу стирки, после отжима проверяется специалистом аквачистки на загрязнения. Если все загрязнения ушли, вещь уходит в сушку.
6) Сушка изделия. Здесь изделия досушиваются и после отправляются к гладильщице.
7) Глажка изделия. Вещь попадает к гладильщице, она отпаривает, гладит и приводит вещь к идеальному состоянию. Важно помнить, что в процессе глажки могут проявиться пятна, которые не были заметны на предыдущих этапах технологической цепочки, но такое бывает редко. Если это происходит, вещь заново отправляется к технологу для решения и устранения проблемы.
8) Комплектовка изделия. Приёмщица собирает поглаженные изделия, упаковывает их в брендированную плёнку, прикрепляет квитанцию и вешает изделие на карусель (можно дополнительно прикрепить скидку для клиента в честь открытия химчистки).
9) Выдача изделия. Когда клиент приходит со своей квитанцией (на основе неё мы выдаём ему готовый заказ) приёмщица находит изделие по этой квитанции и кладёт перед клиентом. Он осматривает, проверяет и если всё хорошо, а это чаще бывает, довольный уходит домой. Здесь можно предложить упаковать в пакет, чтобы удобнее было нести. И снова процесс возвращается на приём вещи.
Важно — чтобы эти условия были соблюдены и правильно реализованы, так как каждое звено в цепи играет свою роль и если одно вылетит, процесс будет тормозиться. Отладьте каждый винтик в этой последовательности и вас будет ждать успех!
К выбору оборудования подходите очень осторожно, не бегите за первым продавцом техники, старайтесь поговорить со всеми фирмами и поставщиками.
Сравните предложения, подумайте что вам потребуется в цех для полноценной работы. Для этого нужны: машина химической чистки, машина аквачистки (минимум 2) , хотя бы один гладильный стол (лучше два), еще нужен гладильный каток (для прямого белья), сушка, тандем (стирка и сушка), аппарат для упаковки вещей, парогенератор, карусель для вещей (либо перекладины, куда будут приёмщицы вещать скомплектованные и готовые к выдаче изделия).
Запомните: оборудование легко купить, а вот продать сложнее. Выбирайте очень осторожно, аккуратно и без спешки.
Машин химической чистки есть два вида: работающая на перхлоре или на угле-водороде. Есть ли вы выберете перхлорную, то залить другой растворитель не получится (если вас он в последствии не устроит), придётся работать только на нём. С семейством угле-водородных растворителей проще, их несколько разных (силикон, intense, sensene, higlo), но сами машины на таких растворителях сложнее по устройству и более капризные в быту — это тоже нужно учитывать.
Здесь нужен чёткий подход к проблеме чистки вещей и от неё отталкиваться, при выборе машины химической чистки.
Нужно понять преимущественно какой будет ассортимент вещей и из этого исходить при выборе растворителя, больше верхней одежды или текстиля и т.д.
Перхлор будет у вас или угле-водородный растворитель, нужно будет правильно их утилизировать, договориться с компанией, которая будет забирать у вас шлам от растворителя для последующего его уничтожения. На руках у вас будет договор с компанией утилизирующей шлам и паспорт растворителя. Эти документы нужны для проверяющих органов, что вы не в раковину сливаете шлам от машины химической чистки!
Шлам — это грязь в перемешку с растворителем, которая остаётся в дистилляторе после чистки вещей.
Химии для аквачистки очень много, здесь тоже нужно определить ассортимент, который будете прогонять и после выбрать подходящий вариант.
Чаще это делает ваш технолог, он выбирает машину химической чистки, химию для аквачистки и препараты для пятновыводки. Так как ему с этим работать в цеху, а не вам, лучше предоставить это ему.
Идите от сотрудников, слушайте что нужно от опытных людей, но и тоже спрашивайте и разговаривайте если что-то непонятно.
Агенты, которые советуют оборудование и продают, могут вам «насоветовать» больше оборудование, чем нужно. Поэтому слушайте своего технолога!
Когда у вас на руках есть: помещение и список оборудования (которое вот-вот к вам приедет), приступайте к архитектурному и инженерным планам помещения.
Арендатор потребует целую кучу документов, согласовывать нужно будет всё, начиная от архитектурного плана до инженерных планов.
Для подрядных работ связанных с ремонтом, найдите компанию которая вам сделает всё под ключ. Начиная от разработки инженерных чертежей по помещению до последнего штриха краски на стене. Чтобы они общались напрямую с торговым центром и согласовывали строительные работы, обхождение от плана и так далее. Арендные каникулы даются на два месяца, за них вам нужно успеть сделать ремонт, найти сотрудников, расставить оборудование, навести порядок, проверить технику на работоспособность вместе с сотрудниками, отправьте уведомление об открытии в Роспотребнадзор (за две недели до предполагаемой даты открытия), получите бумаги в СЭС и наконец — открыться для посетителей!
Постарайтесь красиво оформить фасад (это лицо вашей компании) пункта химчистки, клиентам будет приятно отдавать и получать вещи именно у вас. Идите от того, чего ещё нету на рынке бытовых услуг, дизайн помещения, оформление фасада, сервис и так далее.
Перебарщивать тоже не нужно, найдите золотую середину во всём!
Иногда нужно ко всему подходить со стороны клиента, будто вы сами клиент.
Поймите, самое главное — место приёма вещей, это лицо вашей компании!
Старайтесь удивить, поразить и ошеломить вашего клиента.
Первое впечатление — самое главное, после него клиент либо вернётся снова, либо не вернётся совсем!
Морозов Яков Михайлович,
сооснователь химчистки «Кристаллино».
Интересная статья!