О важности отслеживания трендов в мире развлечений и на каких этапах стоит инвестировать в развлекательные проекты, рассказывает Сергей Картинцев, операционный директор компании Anvio VR.

Инвестиции в рынок развлечений: Охота на тренды
Инвестиции в рынок развлечений: Охота на тренды

Прекрасное издалека

Какая часть жизни самая привлекательная? Работа? Пробки? Бюрократия? Решение скучных бытовых задач? Или кино, клубы, концерты, игры? Конечно, последнее! Индустрия развлечений украшает обыденность каждого человека. Именно благодаря ней вокруг нас пестреют интересные афиши, происходят яркие и необычные события типа биеналле современного искусства. Не удивительно, что так много инвесторов обращают на индустрию развлечений свой взор. Ведь эта сфера бизнеса привлекательна как с имиджевой точки зрения, так и очень интересна благодаря сути процессов, ее наполняющих.

Риск и аналитика

Основная особенность индустрии развлечений в России — это сумасшедшая скорость смены тенденций. Наше общество не любит все старое, быстро устает от одинаковых форматов, постоянно ищет нечто бодрящее. Консерватизм и традиции в вопросе развлечений чужды русскому человеку. В нашей стране, в отличие от Европы, крайне мала привязанность к любимому спектаклю или аттракциону. Все хотят постоянных ошеломляющих новинок. Причем чем больше адреналина прокачивает новинка, тем она будет востребованней.

Самая важная мысль, которую должен понимать каждый, кто собирается инвестировать в рынок развлечений в России, это то, что важно ловить тренд на раннем этапе. Не надо брать те форматы, которые проверены временем и кажутся надежными. Это не работает в нашей стране. В России нужно почувствовать, или увидеть с помощью аналитики, успех нового и пока еще малоизвестного тренда. Первые инвесторы нового формата получают сверхдоходы. Именно эти суперпоказатели столь заманчивы и делают вопрос инвестиций в рынок развлечений настолько популярным. Но для того, чтобы их добиться, нужно поймать тренд в самом зачаточном состоянии.

Примеров удачной охоты на молодые тренды в России масса. Это история невероятного успеха Клаустрофобии и квестов в реальности, популярности пейнтбола, лазертага и бильярда. В каждой из этих историй те компании, которые стояли у истоков тренда, получали сверхдоходы при минимальных вложениях. При этом же те, кто выходил на рынок через пару лет после них, получали совсем иную финансовую картину.

Этапы развития

Стоит разобраться в том, какие этапы эволюции проходит каждый тренд индустрии развлечений в нашей стране. И на каком этапе инвесторам стоит вкладываться в проекты хайп-сферы.

Итак. Первый этап — это взрывной рост спроса. Обычно он обусловлен шквалом материалов журналистов или блоггеров. СМИ и социальные сети обладают максимальным влиянием на аудиторию, поэтому обилие информации о каком-то новом виде развлечений непременно приводит к геометрической прогрессии спроса. Именно на этом этапе нужно вкладываться. Конечно, для инвестора существует доля риска, так как кажется, что одного только ажиотажа вокруг отрасли мало. Но, на самом деле, чаще всего этого хватает для получения ROI в 100% и более в год.

Следующий этап — это насыщение рынка. Возьмем пример с квестами в реальности. У истоков стояла всего пара компаний. Их знали «в лицо», их уважали и любили. А через несколько лет рынок квестов стал переполненным множеством мелких компаний, уровень качества игр и сервиса которых был зачастую настолько низким, что достаточно сильно испортил имидж всей отрасли. В итоге пользователи начали бояться идти в новые квесты, а постоянно посещать старые, известные до мелочей, надоело.

Третий этап обычно охарактеризован практически полным умиранием всего создавшегося рынка конкретного типа развлечений. Спрос снижается до предельно-низких значений, большинство компаний вымирает, кто-то банкротится, а кто-то просто перекладывает средства в другой тренд. Конечно, несколько брендов остается на рынке. Чаще всего это именно та пара брендов, которая стояла и у истоков. Их аудитория настолько любит, что готова воспринимать как непреложную ценность. К ним люди возвращаются. Они вызывают ностальгию. Но чистая прибыль этих компаний через три-четыре года после рождения тренда снижается многократно.

Путь инвестора

Инвестировать в развитие нового тренда, как я уже говорил, нужно на этапе его зарождения. Максимум — через полгода-год после старта этапа супер-хайпа. Тогда инвестор насладиться не только рисками, но и сверхдоходами.

Второй этап жизни тренда, насыщение рынка до его предела, это знак для инвестора, что не стоит вкладываться в такие проекты. Всего через полгода рынок войдет в период «shake out» и тогда точно не стоит его касаться. Выгоднее подождать еще 8-12 месяцев и купить за треть или четверть стоимости самую крупную компанию-основателя тренда. Тогда есть высокий шанс преумножить каждый вложенный рубль, так как ваш бренд, будучи самым сильным и ярким, будет вызывать ту самую пресловутую ностальгию и уважение аудитории.

Думаете, что купить гиганта рынка за четверть стоимости нереально? Зря. Многие участники рынка, увидев последовательное снижение прибыли, разочаруются и захотят продать свой бизнес “хоть за сколько”. Будьте терпеливы, ведь время играет на вас. Приходите с предложение раз 1-2 месяца, планомерно снижая предложение. Через 4-6 месяцев вы сможете заключить хорошую сделку. Правильный ориентир составляет 60-40% от пиковой стоимости компании.

Шоу продолжается

Играть на рынке развлечений в России инвестору не только весело, но и выгодно. Новые тренды появляются с регулярностью в три-четыре года. Соответственно, при правильном финансовом менеджементе есть возможность с регулярностью собирать сверхдоходы. Для этого нужно только правильно чувствовать грядущую популярность зарождающихся трендов и оперативно производить инвестиции в выбранный тип развлечения. Длительная, дольше полугода, оценка активов и рентабельности, может привести к тому, что вы опоздаете. Финансовые модели на рынке развлечений обычно крайне прозрачны, так как основные точки в виде стоимости аренды, оборудования и процента купленных билетов ясны и просты.

Сейчас на рынке развлечений в России есть три основных тренда. Первый тренд — это «детские городки», которые обычно запускаются в ТЦ. На большой площади открываются несколько разноформатных развлечений для детей. Допустим, детский кинотеатр, парк развлечений, мастерская кукол и небольшой контактный зоопарк. При этом на территории такого «городка» обязательно должна находиться детская парикмахерская или магазин детской одежды. Это делает локацию более привлекательной для родителей, так как позволяет не только подарить чадам праздник, но и решить насущные проблемы типа стрижки или покупки сезонных вещей.

Второй тренд — это мода на виртуальную реальность. Аудитория, которая любила квесты в реальности и заядлые геймеры, которые следят за обновлениями игр-мировых бестселлеров, объединились в едином порыве ажиотажа вокруг высокотехнологичного VR. Благодаря бесспорным плюсам новинки в виде очень высокого качества визуализации картинки и звука и безграничности модификаций игр, спрос на VR растет в геометрической прогрессии. Пока что тренд еще не находится в зачаточном состоянии, но это не на долго. Уже идет активизация инвесторов в данном направлении.

Третий тренд — это мобильные приложения, касающиеся ЗОЖ-развлечений. Этот тренд близится к своему второму жизненному этапу. Игроков на рынке уже достаточно много. Аудитория очень хорошо осведомлена о сути предложений, начинает уставать от чего-то приевшегося. Но все же прибыль на данном рынке еще очень высока. Многие инвесторы еще не покинули данное направление, так как продолжают генериться высокие доходы. Но будущее где-то рядом, так что близится закат ЗОЖ-веселья.

Сергей Картинцев
Операционный директор компании Anvio VR

МенеджерПорталПубликацииAnvio VR,виртуальная реальность,индустрия развлечений,Картинцев Сергей,публикации,развлечения,сфера развлечений,тренд,тренд 2018О важности отслеживания трендов в мире развлечений и на каких этапах стоит инвестировать в развлекательные проекты, рассказывает Сергей Картинцев, операционный директор компании Anvio VR. Прекрасное издалека Какая часть жизни самая привлекательная? Работа? Пробки? Бюрократия? Решение скучных бытовых задач? Или кино, клубы, концерты, игры? Конечно, последнее! Индустрия развлечений украшает обыденность каждого человека....ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА