Интернет-маркетинг. Тренды. 5 ценных советов руководителю в 2021 году
О трендах интернет-маркетинга в 2021 году рассказывает Марк Каменских, интернет-маркетолог со стажем более 10 лет.
Маркетинг — это коммуникация между Продуктом (товаром или услугой) и клиентом. Это эмоциональная связь, физическая и финансовая. Все просто? Не правда ли? Однако не каждый специалист сразу легко и понятно ответит Вам на этот вопрос. Почему? Потому что хорошего образования по теме маркетинга в России пока что мало, либо оно в таком дефиците и находится в закромах, о которых знают только избранные. Простому смертному порою крайне тяжело или вовсе невозможно добраться до такого просветления, и все знания он получает в большинстве случаев интуитивно и на своем собственном опыте.
А вот систематизировать эти простые истины удается мало кому. Те, кто умеет и понимает — создают продукты, развивают компании (свои или чужие), а вот так чтобы поделиться, так чтобы кто-то сказал потом: «Это крутой учебник о маркетинге». Такого почти не бывает.
Кто-то может сразу навскидку посоветовать хороший учебник по маркетингу?
Да и вообще это такая тонкая материя, которую сложно описать. А даже если и получится, то усвоить этот материал еще сложнее. Если хочешь действительно это осознать, то лучше всего сделать это на своем опыте. То же самое, например, с программированием. Можно читать учебники, смотреть лекции, но пока ты сам не попробуешь написать хотя бы Hello World — ничегошечки не уложится в голове и не запомнится.
Практика, практика и еще раз практика.
Как познать маркетинг?
Конечно, если ты управляешь продуктовым магазином, а еще лучше, если твоя зарплата зависит от количества продаж в нем, то волею или неволею ты начнешь разбираться в том, что такое маркетинг. Расставляя одни товары выше, а другие ниже, ты наверняка задашь себе вопросы: «Почему эти конфеты люди разбирают на ура, а эти так тяжело продаются?», «На какой товар сегодня поставить ценник со специальной акцией?», «Как мне сегодня заработать больше, и чтобы покупатели вернулись довольными ко мне завтра?».
Все это — маркетинг: кто покупает, как покупает, когда покупает, сколько покупает. Можно решить, что тут всегда обязательное слово «покупка». И тогда получается, что это все обязательно связано с продажей? А как иначе! Но не только. Ведь маркетинг начинается еще до продажи, он создает эту заинтересованность, он создает информационное пересечение клиента и продукта, точку плотности, где рождается намерение, которое перерастает в потребность и находит реализацию во внешнем мире.
Продукт — это товар или услуга. Мы будем называть их одним словом, чтобы было понятнее. Продукт потребления. А клиент — это потребитель.
Цель маркетинга сделать потребление комфортным, интересным и увлекательным, а также выгодным для обеих сторон, чтобы клиент чувствовал, что получил больше, чем потратил денег. А для производителя — заработать не меньше того, чтобы человек почувствовал счастье и выгоду для себя, а потом поделился им с другими и возвращался снова и снова.
Есть такая книжка «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюелла — название яркое и громкое, оно так лаконично и ясно описывает идею, что многие из вас уже смогли догадаться о чем речь. Об основе маркетинга — взаимодействии с клиентом. И не на один раз или даже не один год, а на всю жизнь. Смело?
Привлечь человека бывает очень сложно и дорого, поэтому очень важно, чтобы ему все понравилось при взаимодействии с Продуктом. Да так сильно, чтобы никаких других поставщиков он больше никогда не выбирал. Возможно ли такое? А вы попробуйте!
Самые большие проекты рождаются там, куда никто не смотрит.
Маркетинг — это интуиция предпринимателя и страстное желание заработать, привязанное к любви к людям. Без этого сложно будет что-то продать. Да, ты можешь «втюхать» что-то по-быстрому, зная особенности человеческой психологии, с помощью манипуляций. Но далеко ты на этом не уйдешь и не уедешь. Завтра человек скажет, что ты его обманул, а послезавтра уже всем будет очевидно, что ты обманщик. Это не работает уже сегодня, когда продавцу и Продукту нужно быть максимально открытыми и понятными для потребителя, который хочет взаимодействовать теперь и в онлайне и в офлайне.
А что же такое интернет-маркетинг?
Это все та же коммуникация, только через всемирную сеть. Чуть более сложная, чуть сложнее уловимая, имеющая еще большее количество вероятностей. Ведь на рекламном баннере ты можешь написать 100 разных слоганов и проверить их все одновременно, выявить, какой из них эффективнее работает («цепляет») аудиторию. Это называется сплит-тестом. И мы постепенно подбираемся к бесчисленному многообразию терминов, от которых первое время может пойти голова кругом. Зато как приятно интернет-маркетологу слышать от простых людей осознанно произнесенные: «контент», «таргетинг», «контекст», «smm» и другие термины из digital.
Интернет-маркетинг проникает в нашу жизнь, но он не врывается в нее с криком: «теперь я тут главный». А наоборот — тихо и спокойно заявляет о своем существование, о своих преимуществах и полезности. Когда продукты питания доставляют прямо домой, а еще лучше — готовую еду. Когда не нужно тратиться на содержание автомобиля, а достаточно нажать лишь кнопку в приложении, когда жилье в любой точке планеты можно найти напрямую от собственника за 1 минуту. Посредников становится меньше, а люди чаще покупают друг у друга. Хотя, различные приложения — это ведь тоже роботы-посредники.
Прежде всего диджитал легко измерить. Мы пригнали 100 человек в новое приложение и сразу видим, какими функциями они воспользовались, сделали ли люди подписку на платную версию, или это им не интересно. Мы потратили 15.000 рублей, посмотрели аналитику, узнали, сколько человек обратилось к нам за эти деньги, сколько мы сделали продаж. Вложили 50.000р., получили обратно 15.000р. — канал не работает. Получили обратно 45.000р. — что-то подкрутить и можно выйти в плюс. Получили обратно 70.000р. — уже можно оптимизировать и масштабировать.
И-измеримость
С-скорость
А-адаптивность
Что имеется ввиду под адаптивностью?
Адаптивность тестов гипотез, Продуктов и оферов. То есть, если мы видим, что набор носков за 299р. у нас не продается, то мы можем быстро поменять на сайте цену на 199р. и попробовать снова. Также мы можем закупить клики по другим ключевым запросам, использовать другой источник трафика. В отличие от офлайна, где нам нужно было бы поменять ценники, а источник трафика у нас был бы всего один — посетители магазина.
Куда движется интернет-маркетинг?
Сейчас очень большую роль начинает иметь личностная составляющая в маркетинге: кто продвигает продукт. Люди охотнее покупают у людей, особенно если те еще и сами производители Продукта. То есть цепочка посредников сокращается. В тренде «трушный» маркетинг без манипуляций и явного желания что-то втюхать.
Многие слышали про личный бренд, но мало кто знает, как его выстраивать, страшно сделать первый шаг, открыться миру, открыться интернету, перестать все скрывать и шифровать, начать записывать видео, сторис, писать посты, ставить себя на аватарки и участвовать в жизни других людей на просторах интернета.
Интернет-маркетинг движется к открытости, к личностям. Впереди планеты всей будут бренды, чья рекламная и маркетинговая политика будет выстроена вокруг открытости, вокруг историй и жизни людей, которые участвуют в создании Продукта. На первый план будет выходить эмоциональная составляющая, а стандартные «манипулятивные» методы воздействия скоро перестанут работать и будут вызывать лишь отторжение. И ребрендинг после такого уже не поможет. Выживут компании, которым нечего скрывать перед своими потребителями, перед своими сотрудниками, которые готовы открыто отчитаться за каждый этап производства Продукта.
Советы для топ-менеджеров и собственников бизнеса:
Но давайте вернемся к практике. Что конкретно я, как опытный маркетолог, могу посоветовать сегодня директору фирмы, собственнику бизнеса?
1. Постоянно выделяйте деньги на тестирование новых гипотез, новых каналов и источников трафика. Ок, сегодня контекстная реклама показывает хорошие результаты, продажи идут, все классно. Именно в этот момент надо уже пробовать новое — таргетированную рекламу, коллаборацию с блогерами, рекламу в сообществах и другие варианты, которые предложит Ваш маркетолог. Эти деньги могут, на первый взгляд, тратиться в пустоту. Но это не так. Ведь Эдисон перед тем, как изобрел лампочку, сделал 10.000 неудачных попыток. Также и Ваша каждая попытка будет приближать компанию к сенсационному прорыву!
2. Вкладывайте деньги в обучение. Интернет-маркетинг — это самое неуловимое существо, из всех известных Вам. Уверяю Вас, также это ощущает и маркетолог с опытом 10+ лет. Каждое утро появляется что-то новое. А завтра оно может стать абсолютным трендом. И, занимаясь привычными вещами, решая обыденные задачи, мы можем не успеть уловить все это. Поэтому лучшим решением здесь будет — инвестировать в собственное образование и образование своих сотрудников. Казалось бы, платить кому-то за информацию, которая есть в открытом доступе? Нет, это не просто информация, это знания, которые окупятся в ближайшем будущем много раз!
3. Разрабатывайте и тестируйте новые оферы. Вы, наверное, знаете, что такое УТП? Так вот каждое УТП можно постоянно совершенствовать, пока конкуренты не наступили на пятки или вовсе не съели с потрохами Вас и Ваш бизнес! Когда рынок иссякнет, и всем известное предложение перестанет приносить такие сверхприбыли, как раньше, у Вас будет козырь — новое предложение. Только Ваше. И только Вы будете снимать все сливки!
4. Общайтесь со своим сотрудниками больше. Я имею ввиду сейчас прежде всего своего интернет-маркетолога, он наверняка знает все последние фишки и тренды, но лишний раз стесняется проявить инициативу. А вдруг его заставят делать то, чего он бы мог не делать? А будет ли ему за это печенька? Правильные вопросы могут привести к гениальным умозаключениям. Многие руководители думают, что видят более глобально, что итак все знают, им не нужно знать ничего нового. Но это не так, скорее снимайте корону и общайтесь со своими смертными маркетологами. Они — кладезь ценной информации, последних трендов, которые уже завтра выведут Вашу компанию на новый уровень!
5. Развивайте личный бренд. Наращивайте свою экспертность и смело идите в мир, в социальные сети. Перестаньте скрываться и шифроваться. Будущее интернета однозначно за открытыми людьми, которые рассказывают о своей жизни. А если нет — Вам есть что скрывать? Встает вопрос о Вашей честности и порядочности. Сейчас многие компании выбирают стратегию развития через личный бренд руководителя. Кроме того, это очень увлекательно и полезно, ведь Вы начнете знакомиться с такими же открытыми руководителями и собственниками бизнеса. А здесь и крупные сделки, судьбоносные контракты не за горой! Сделать первый шаг непросто. Главное — создать намерение, найти опытного проводника, который поможет делать первые шаги, а очень скоро Вы поймете, насколько это просто и интересно! Пишите экспертные статьи и материалы, снимайте видео, которые помогут другим людям, делитесь ценной информацией. Но не только, всем также интересная и личная жизнь, не надо ничего скрывать, расскажите о своей истории, как Вы пришли в этот бизнес, расскажите о успехах и провалах. Пришел неожиданный инсайт? Поделитесь им со своими подписчиками. Взамен Вы получите обратную связь, доверие и ценные советы, ведь кто-то тоже прожил что-то похожее.
Интернет-маркетинг постоянно развивается и меняется, не нужно относиться к нему, как к чему-то твердому и стабильному. Имеет смысл просто перестать отрицать его важность, значимость и перспективность. Специалисты из этой области — не какие-то инопланетные существа, которые транслируют страшные термины на непонятном языке. Эти люди трудятся на передовой современных технологий, их ценность не всегда ощутима на первый взгляд, но ни в коем случае нельзя ее недооценивать!
Интернет-маркетинг — это коммуникация между создателем Продукта и Потребителем самым невероятным образом — через глобальную сеть.
Марк Каменских
Интернет-маркетолог 10+ лет
Автор онлайн-курса «Запустись в онлайн»
Автор книги «Поколение Интернет»
Добавить комментарий