Задумывались над созданием своего образовательного центра? Идеей для малого и среднего бизнеса делится Бобкова Елена Юрьевна, к.п.н., доцент, руководитель РКМЦ по Самарскому региону, эксперт Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ).

Идеи для бизнеса: Как создать свой образовательный центр
Идеи для бизнеса: Как создать свой образовательный центр

Рано или поздно любого человека посещает мысль об открытии своего собственного дела. У очень многих эта мысль разбивается о типовой набор страхов: «у меня нет начального капитала», «я не умею делать то, что можно продать», «огромные налоги» и так далее. Между тем, практически каждый человек обладает определенными компетенциями, которые, совместно с личным уникальным опытом, образуют неплохой старт для открытия своего дела в сфере образовательных услуг.

Ведь у истоков большинства отечественных частных образовательных центров, зачастую стоит один-два человека, не испугавшиеся в свое время начать продавать свою систему знаний и опыта. В данной статье представлен достаточно несложный алгоритм для тех, кто начинает задумываться о собственном бизнесе в системе образования.

Образовательные центры – это направление не только для малого бизнеса. Если организация производит и реализует товары, требующие дальнейшего сопровождения (например: сложные устройства, требующие первичного обучения персонала заказчика, или продукцию в сфере индустрии красоты, образцы которой показывают на вариативных семинарах и мастер-классах), то гораздо эффективнее открыть свой образовательный центр, чем обращаться за помощью в образовательные организации.

Итак, в целом – алгоритм открытия образовательного центра достаточно несложен, в настоящее время услуги в области образовательной деятельности могут оказывать не только некоммерческие организации, как это было раньше, но и индивидуальные предприниматели, а так же – общества с ограниченной ответственностью. Только для себя надо четко различать: образовательная организация – это именно некоммерческая организация, у которой есть не только лицензия, а для которой образовательная деятельность является основным видом деятельности. А вот организацией, осуществляющей обучение может являться любое юридическое лицо, которое на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, осуществляет образовательную деятельность в качестве дополнительной. Действующий закон об образовании объединяет образовательные организации и организации, осуществляющие обучение – в одну группу — организации, осуществляющие образовательную деятельность, и, что немаловажно, приравнивает к ним и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют образовательную деятельность.

Лицензирование дополнительного образования является немаловажной вехой образовательного бизнеса. Закон, конечно, позволяет проводить семинары, мастер-классы, вебинары и иные виды разовых обучающих мероприятий без лицензии, но если Вы решили заняться образовательным бизнесом всерьез – процедуры лицензирования не избежать.

В упрощенной форме схема открытия образовательного центра выглядит следующим образом: выбрали организационно-правовую формы > оформили помещение (собственность, аренда, безвозмездное пользование и т.д.) > получили лицензию > начали работать.

На каждом этапе есть свои «подводные камни». Первый из которых – человеческие ресурсы. Именно правильно подобранные человеческие ресурсы позволят или создать и развить образовательный центр любой направленности, даже при острой нехватке финансовых ресурсов и слабой материальной базе, или, наоборот, при неудачном подборе команды, Ваш центр будет представлять собой «пылесос для выкачивания сил и денег». На самом деле, начать работу по созданию образовательного центра, можно и в одиночку. Успешные примеры такие есть. Но, со временем, все равно возникнет потребность не только в наемном персонале, работающем по схеме: выполнил свою трудовую функцию «от и до» — получил денежное вознаграждение, а, в первую очередь, в сотрудниках, которые будут разделять стратегическую цель образовательного центра. Поэтому, на «нулевом» этапе, еще до выбора организационно-правовой формы центра, необходимо для себя структурировать перечень бизнес-процессов, которые в центре будут функционировать всегда, разделив их для себя на основные и вспомогательные (обеспечивающие). Перечень основных бизнес-процессов будет возглавлять процесс набора клиентов, особенно на начальном этапе жизненного цикла центра. Не обучение, а именно набор! Грамотный педагог, умеющий увлечь обучаемых – это многое, но не основное. Поэтому, если у Вас «под рукой» нет «суперпедагога», это не беда, спланируйте обучение с курса, который лично Вы сможете провести, главное – решить задачу привлечения клиентов в центр, и обеспечить высокий уровень их удовлетворенности оказанной услугой.

Типовой перечень процессов образовательного центра включает: процесс документационного обеспечения управления центра, образовательный процесс, процессы материально-ресурсного обеспечения центра, процесс информационного обеспечения деятельности центра, процесс правового обеспечения деятельности центра и т.д. Большую часть этих процессов можно на начальном этапе отдать на аутсорсинг, особенно бухгалтерское и юридическое сопровождение. Безусловно, специалисты люди в этой области необходимы и на начальном этапе, но и без них можно обойтись – при условии нехватки ресурсов. Бухгалтерию – на аутсорсинг, заказ нескольких видов договоров в юридическом агентстве – при условии, если Вы лично почитаете нормативно-правовые акты из КонсультантаПлюс и хоть немного разберетесь в сроках сдачи отчетности и системе штрафов для образовательного центра – и эти процессы будут работать.

Таким образом, на начальном этапе создать и «поднять» образовательный центр могут два «образовательных мультитаскера» — люди, которые в состоянии привлекать клиентов, обучать, создавать методический продукт, вести учет обучаемых и иные виды документооборота. Ну – или один мультитаскер (владелец) и несколько «узких» специалистов (педагог, методист, специалист по продвижению и др.), что обойдется гораздо дороже, но позволит существенно сэкономить Ваше время.

Следующий «подводный камень» — выбор организационно-правовой формы центра. Выбирая НКО, необходимо помнить о том, что для получения лицензии в этом случае потребуется разрешение МЧС. Для ООО и ИП такое требование в законе отсутствует. Процедура получения лицензии – тема отдельной статьи, но, по большому счету, в настоящее время она достаточно прозрачна. При наличии определенного запаса финансовых ресурсов и ограниченности временных ресурсов, данную процедуру так же можно отдать на аутсорсинг.

Выбор помещения зависит исключительно от Вашей стратегии – на какой вид образовательной деятельности Вы планируете получать лицензию. Практика показывает, что на дополнительно образование эффективнее получать сразу две, а лучше – три лицензии. Несмотря на то, что это ужесточит требования к помещению – в дальнейшем эти затраты окупятся с лихвой. В свое время из образовательного центра, занимающегося только курсами повышения квалификации и профессиональной переподготовки на территории города, за два года силами небольшой команды была создана образовательная платформа, в настоящее время предлагающая вариативные многоуровневые образовательные услуги по нескольким регионам РФ.

Нельзя не отметить такую форму стартапа в образовательном бизнесе, как франчайзинг. В настоящее время сеть Интернет заполнена предложениями по образовательному франчайзингу «под ключ», при это цены варьируются от 40 тысяч до нескольких миллионов. Разумеется, данная форма может стать достаточно эффективным бизнес-инструментом, но только для тех, кто уже имеет опыт работы в образовательной сфере. Для лиц без опыта, к сожалению, подобный выбор, зачастую оборачивается потерей вложений и горькими разочарованиями, особенно, когда речь идет о лицензируемых видах образовательной деятельности.

Образовательный центр, как и любой долгосрочный бизнес, требует определенных вложений. Но это далеко не всегда миллионные затраты. Разумеется, все зависит от многих факторов, но можно начать с самого бюджетного варианта: создать ИП, получить патент, провести несколько занятий, не требующих лицензирования (например: мастер-классы по робототехнике, по садовому дизайну, по финансово грамотности и т.д.), понять, насколько то, что Вы предлагаете, востребовано в Вашем регионе, определить для себя нишу: обучение только он-лайн, смешанное, или исключительно личный очный контакт с обучаемыми, а дальше уже последовательно реализовать все этапы открытия полноценного образовательного центра.

Основное, о чем необходимо помнить при выборе для себя данного бизнеса – это долгосрочный бизнес, требующий колоссальных временных затрат, а первая прибыль начнет появляться в лучшем случае – через год.

Бобкова Елена Юрьевна
к.п.н., доцент, руководитель РКМЦ по Самарскому региону
эксперт Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ)

МенеджерПорталПубликациибизнес-идея,Бобкова Елена,идея для бизнеса,идея для малого бизнеса,идея для своего бизнеса,публикацииЗадумывались над созданием своего образовательного центра? Идеей для малого и среднего бизнеса делится Бобкова Елена Юрьевна, к.п.н., доцент, руководитель РКМЦ по Самарскому региону, эксперт Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ). Рано или поздно любого человека посещает мысль об открытии своего собственного дела. У очень многих эта мысль разбивается о типовой набор...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА