Хастл в России
Танцоры, это такие же люди, как и все остальные. Только лучше.
Юрий Деточкин
Хастл — современный парный танец, основанный на ведении партнером партнерши и их совместной импровизации. Может исполняться практически под любую музыку — от попсы и шансона до рэпа или хард-рока.
Танец состоит из трех десятков базовых фигур, выдавая которые в произвольном порядке можно получить красивую танцевальную «импровизацию». Конечно, при условии, что в головах партнеров наборы базовых фигур совпадают.

Как появился хастл?
Принято считать, что «хастл» — иностранный танец, привезенный в Россию откуда-то из-за границы. Но если вы поинтересуетесь, где еще в мире танцуют хастл, то окажется, что… нигде.
— У меня для вас плохая новость. Нигде в мире нет хастла…
— Как нет? Но мы то есть!!!
Возможно, вы смотрели фильм «Стиляги» и помните разговор Мэлса с Фрэдом, главным и образцовым стилягой, который только что вернулся из Америки:
— Мэл, у меня для тебя плохие новости. Там нет стиляг.
— Как нет?
— Так, нет. Если бы нас… таких вот… выпустили на Бродвей… нас бы через два квартала забрали бы в психушку… Мэл, пойми, там нет стиляг.
— Да пошел ты… Но мы то есть!
С хастлом такая же история. Наравне с «малиновыми пиджаками», «суши под майонезом» и «кроссовками abibas», хастл — порождение постсоветского пространства, когда люди уже хотели жить лучше, но еще не понимали, как именно.
Ближайшие зарубежные аналоги хастла — Discofox (дискофокс, он же «хастл трешка») и немного менее West Coast Swing (вест кост свинг, ВКС, WCS). И именно их когда-то завезли в Россию.
Сначала дискофокс танцевали для души, на дискотеках и танцплощадках, потом группа энтузиастов попыталась сделать из него бизнес, обучая всех желающих. Но оказалось, что для заторможенных российских обывателей это очень быстрый танец, который они не в состоянии осилить без предварительной подготовки.
Поэтому после некоторого количества попыток, было найдено решение — немного изменить счета, на которые исполняются фигуры. От классического 1-2-и-3 перейти к 1-2-3-4, тем самым замедлив скорость движений на 33,33%. И вот тут уже пошло гораздо лучше. Новый танец получил название Хастл.
Кто именно создал хастл?
Есть несколько людей, претендующих на номинацию «Создатель хастла», самым интересным из них, пожалуй, является Лолита.
Из разговора:
— А кто привез хастл в Россию?
— Есть человек, взрослый уже дядька, зовут толи Люда, толи Люся, периодически приходит на дискотеки, с девчонками танцует так, что с них трусы слетают. Говорит, что это он привез хастл в Россию, так или нет, никто не знает.
Есть в хастловской тусовке культовые фигуры, которых знают все, и один из таких людей — Лолита. Несмотря на женское имя, Лолита — это мужчина. Когда я видел его лет десять назад, ему был примерно полтинник, сейчас, соответственно, за шестьдесят.
Уровень танцев — «Бог». На несерьезных картах расстановки сил на танцполе место, где обычно танцует Лолита, помечают крестиком или другим знаком.

Но интересен он, конечно же, не этим. Уже лет пятнадцать Лолита рассказывает девушкам одну и туже историю — что это он привез хастл в Россию, но сейчас тут ему этим заниматься не интересно. А в следующем году он планирует открыть танцевальную школу в Таиланде (ОАЭ, Бора-Бора и т.д.), и сейчас как раз ищет партнершу, чтобы сделать это вместе…
В общем, он ли привез хастл в Россию или нет, науке не известно, но то, что тра…ся дедуля регулярно — факт! 😊
Откуда я это знаю? Знакомые девчонки рассказывали. Причем каждая утверждала, что на этот меркантильный крючок попалась ее лучшая подруга. Ну-ну.
Первые танцоры хастла
Первыми танцорами, а затем преподавателями хастла однозначно были «бальники» (исполнители бальных танцев).
Шепоток из-под паркета:
— Это были недобальники…
Да, действительно есть такое мнение, что первыми в хастл пришли люди, которые уже имели хорошую танцевальную подготовку, но не смогли достичь высоких показателей в бальных танцах. В только набирающем тогда популярность хастле им было проще выделиться и стать номером один.
И я бы не стал упоминать этот факт, но уж больно красивая игра слов «бальники» — «недобальники» или даже «недобалльники». То ли на балах хреново танцевали, толи баллов на конкурсах мало заработали. 😊
Поэтому ставить в один ряд хастл и различные латиноамериканские танцы, например, сальсу и бачату будет неправильно. Мягкость и округлость «латины» — табу при исполнении хастла, где в основу легли четкость и строгость «бальников».
К примеру, все занятия начинались с опроса — «что главное в хастле?». И правильный ответ, громко хором: первое «выворотность стоп», второе «передний баланс», третье «рама». И только после этого можно встать в пары.

Для тех, кто не в курсе:
1. Выворотность стоп — это типа «пятки вместе, носки врозь», так стоим, так ходим
2. Передний баланс — стоим почти на носках с прямым корпусом и ногами, немного подаваясь вперед, на грани падения вперед
3. Рама — руки не болтаются свободно, а создают с корпусом единую конструкцию, похожую на «рамку», это помогает создавать «объем пары» и улучшает взаимодействие между партнерами
Школы хастла в России
Говоря про «хастл в России», я конечно же имею в виду «хастл в Москве». В регионах этот танец представлен крайне мало — либо филиалами крупных московских школ, либо кустарями-одиночками, прошедшими подготовку все в тех же московских школах. Закрываются эти заведения с такой же скоростью, с какой и открываются.
Если отмотать время лет на двадцать назад и погулять по страницам тех, кого мы сейчас знаем, как владельцев школ и дискотек, то можно увидеть, что изначально была одна общая тусовка хастла. Потом что-то случилось, произошел большой взрыв — бууууммм… и все разлетелись в разные стороны, открывать свои школы, учреждать ассоциации и т.д.
Самые известные школы того времени, дошедшие до наших дней:
«Ивара». Название произошло от имени владельцев — Иван и Варвара Зайцевы, логотип — прикольный зайчик. Они одними из первых поняли, что ключевая потребность людей, которые пришли танцевать, совсем не танцы. Поэтому включили в свой обязательный репертуар неформальное общение, флешмобы, квартирники, совместные выезды на природу.
«Движение». Основатель — Алексей Павлов. Интеллигентнейший человек, всегда собран, подтянут, всегда с легкой вежливой улыбкой, всегда держит дистанцию. На занятиях объясняет дотошно и методично, до тех пор, пока не поймут все и группа не начнет двигаться в едином порыве.
Немного комплексует по поводу отсутствия у него А-класса (высший класс в хастле), поэтому при каждом удобном случае рассказывает историю, как однажды перед самым конкурсом, на котором должны были выдать вожделенный А-класс, от него сбежала одна прекрасная партнерша. Но, прежде чем исчезнуть, на ресепшене она потеряла свою… туфлю совесть. Искать бессовестную девку он не стал и навсегда остался в В-классе.
Алексей, прости, ни за что бы не стал писать эту фигню, если бы не… хотел. 😊
Лет через десять после «большого взрыва» произошла еще одна волна экспансии. Подросли молодые кадры, которые захотели чего-то своего, и экономико-политическая ситуация располагала.
В это время появились такие школы, как «YouDance» и «Alpha Dance». Ничего своего придумывать не стали, за основу взяли систему подготовки «Движения», квартирники и панибратство «Ивары». Ну а заодно (с небольшим скандальчиком) переманив оттуда нескольких преподавателей.

На сегодняшний день Ивара, Движение, YouDance, Alpha Dance — вот четыре крупнейшие школы хастла в Москве. С большим преподавательским составом, с хорошими залами в центре Москвы.
Помимо них есть еще небольшие школы, и школы, находящиеся на окраинах. Например, «Динамика», ходить туда имеет смысл, только если вы живете где-то недалеко от метро Калужская. Или «Смайл», где, судя по всему, владелец, учитель танцев и маркетолог — одно лицо, и сообщение «что-то у меня спину прихватило, все занятия у всех групп отменяются на две недели» является нормой.
Когда я уже написал эту статью и хотел добавить в нее полезные ссылки, то с грустью узнал, что «Движение» закрылось два месяца назад (лето 2025). Так что, сейчас «их оставалось только трое».
Социальный хастл Vs Спортивный хастл
Это не официальное, но достаточно важное деление, и для полноты картины вы должны знать, кто такие «социки» и «спортики». Проще всего объяснить это на примере.
На одном из первых занятий мы, неопытные «начинашки», стояли перед преподавателем (Юра Деточкин, привет!), а он пытался объяснить нам, что нужно танцевать не просто так, а стараться сделать это красиво.
Видя, что на словах не получается, он решил показать на деле, — «сейчас я покажу вам, как танцуют две пары, а вы скажете, какая из них танцует лучше». И они с партнершей станцевали один и тот же танец два раза, изображая две разные пары.
Первая пара — спокойные расслабленные движения, полусогнутые ноги, смотря друг на друга, мягко, вяло, не выразительно…
А теперь вторая пара — они словно преобразились — подтянутые фигуры, четкие отточенные движения, красивые позировки, взгляды на зрителя…
— «Ну какая пара лучше?», — спросил он нас после исполнения, подразумевая, что конечно же вторая.
Но в зале стояла робкая тишина и смущенное сопение.
— Ну какая, какая?
— Первая, — сказал кто-то самый смелый.
— Как первая? Почему?
— Потому что первая пара танцует друг с другом, а вторая пара танцует на показ.
Сопение в зале в это время приобрело смущенно-одобрительный оттенок.
Суть, думаю, вы поняли. Но если немного побыть занудой, чем же отличается социальный хастл от спортивного?
Во-первых, социальный хастл (он же «дискотечный») танцуется на дискотеках, вечеринках и везде, где угодно. Здесь почти нет профессионалов, люди просто танцуют друг с другом и получают от этого удовольствие.
Спортивный хастл (он же «конкурсный») исполнятся на конкурсах и кайф тут совсем другого порядка. Танцоры получают удовольствие от признания их мастерства, высоких оценок жюри, восторженных аплодисментов зрителей.
Кстати, у меня сложилось впечатление, что сейчас практически во всех школах хастла пытаются выдать спортивный хастл за социальный. И даже понятно зачем: больше «спортиков» -> больше участников в конкурсах -> больше призовых мест -> выше престиж школы -> больше новых учеников и денег.
Но на дискотеках и «опен эйрах» такие танцоры выглядят весьма забавно. Особенно на набережной в Парке Горького — все эти красивые позировки и теневые позиции, когда партнеры стоят лицом в одну сторону и печально глядят куда-то вдаль, смотрелись бы нормально, будь там зрители или жюри. Но там… река. 😊
Еще одно наблюдение — последние несколько лет из всех программ всех школ хастла куда-то исчезла фигура «сменка-крест», а также другие фигуры со сменой направления. И если раньше это была база, изучавшаяся на первых занятиях — «верхняя сменка», «нижняя сменка», «сменка-крест» — то теперь ее нет от слова совсем. А зря, так как на дискотеках это вещь незаменимая, чтобы, например, резко сменить направление движения и уйти от столкновения с несущимся на тебя «харлеем».
Во-вторых, социальный хастл — это всегда просто и предсказуемо. На танцпол приходят люди совершенно разного уровня, и если вы приглашаете партнершу или партнера впервые, то лучше сильно не выпендриваться, чтобы обоим было комфортно.
Спортивный хастл — это сложно. Как и в любом другом виде спорта здесь достаточно высокая конкуренция, много отличных танцоров. Нужна хорошая физическая форма, работа над техникой и подготовка к соревнованиям занимают месяцы и даже годы.
Из разговора:
— Я вчера на дискотеке ногу отставила, и через нее тут же кто-то навернулся. Что в таких случаях делать?
— Добей! (шутка)
В-третьих, социальный хастл отличается своей компактностью. На популярных дискотеках людей обычно бывает много и если начать размахивать руками, как учат на занятиях, то обязательно прилетит кому-нибудь в лицо, а «ронд» (круговое шаркающее движение по полу ногой) — вообще официальная подсечка.
Есть негласное правило — так как партнер ведет пару, то он отвечает за все, что происходит с ним, с его партнершей, и с окружающим пространством. Поэтому опытные танцоры стараются чаще смотреть по сторонам и не делать резких движений.
Девушки, совет! Если на многолюдной дискотеке партнер повел вас в фигуру, которая начинается «где-то здесь», а заканчивается «где-то там» метра через три, то мило ему улыбнитесь и пошлите на… поиски следующей партнерши, так как перед вами обычный самовлюбленный петух с психологией «я прокукарекал, а там хоть не рассветай», ни в танце, ни в жизни удовольствия с ним не получите. 😊
Спортивный хастл — в распоряжении танцоров весь зал. Поэтому параллельные фигуры, прыжки и кульбиты, показывающие мастерство и подготовку партнеров, приветствуются.

Пожалуй, на этом все, краткий ликбез закончен. Хотя, в конце вроде какая-то мораль должна быть. Как всегда, на примере.
Мы гуляли с подругой в Парке Горького по набережной, а там как раз проходил «опен эйр» (дискотека хастла на открытом воздухе). К этому моменту мы посетили всего три или четыре занятия, знали только несколько простых движений, и абсолютно точно на дискотеку нам было еще рано. Но если у девушки в попе шило, то неизбежно следует разговор:
— Пойдем.
— Да ну нафиг.
— Пойдем.
— Да ну нафиг.
— Пойдем.
— Ладно, пойдем.
И вот мы устремились…
В первый раз выходить на танцпол страшно что писец (там еще этот огромный полукруглый парапет, на котором всегда толпа народа, и кажется, что все смотрят только на тебя). Вышли, встали где-то с краешка, начали танцевать, через некоторое время освоились. И тут к нам подходит пара — молодой человек с девушкой, симпатичные, видно, что какие-то первые свидания:
— Ой, вы так красиво танцуете, а можете нас научить?
(Кто??? Мы??? Красиво??? — это про себя, конечно, а вслух…)
— Да, с удовольствием, танец называется хастл, это социальный танец, построенный на импровизации, когда партнер «ведет» партнершу, а партнерша «ведется»…
Базовый шаг, упор-натяжение, нижняя сменка, верхняя сменка… я «по мальчикам» показал, моя подруга «по девочкам». И вот уже минут через десять они танцевали рядом с нами. Довольные. И мы довольные. У моей подруги вообще глаза на мокром месте, — «всегда мечтала научить кого-то чему-то большому и светлому, а тут вот оно самое».
А теперь мораль: даже если вы только начали танцевать и/или вам кажется, что вы плохо танцуете, те, кто не делал этого никогда, будут смотреть на вас с восторгом и завистью. Занимайтесь танцами, господа и дамы. Занимайтесь танцами!
Дмитрий Д., историк-неочевидец
P.S. А еще мне недавно второй раз в жизни присвоили высокое звание «Бегинер 0». Как теперь правильно говорить — я «дважды бегинер» или «бегинер два нуля»? 😊
Эта статья не является всеобъемлющим научным трудом, скорее «то, что в народе говорят» плюс небольшой личный опыт. Все имена и названия, упомянутые в тексте, принадлежат их владельцам. Все владельцы имен и названий принадлежат истории. Истории хастла. Бринг зе экшн.
https://bi-school.ru/hastl-v-rossii/Новостиновости,танец хастл,танцы,хастл,хастл в Москве,хастл в РоссииТанцоры, это такие же люди, как и все остальные. Только лучше. Юрий Деточкин Хастл - современный парный танец, основанный на ведении партнером партнерши и их совместной импровизации. Может исполняться практически под любую музыку - от попсы и шансона до рэпа или хард-рока. Танец состоит из трех десятков базовых фигур, выдавая которые в...Менеджер dyukovsky@gmail.comAdministratorБИЗНЕС ИНСАЙТ















Не стал писать это в статье, чтобы не было совсем уж все грустно, но в комментариях скажу.
Сейчас хастл в Москве умирает.
К сожалению, это так. Если сравнивать, например, с тем, что было десять лет назад, то от былого великолепия осталась в лучшем случае треть, а может меньше. Много школ хастла уже закрылось, а те, что еще работают, добавили в свое расписание сальсу-бачату, пилатес, йогу и сдачу помещений в аренду. Хастл для них на задворках.
У такой ситуации есть вполне понятные внешние причины — сначала ковид, затем политико-экономические обстоятельства. Но, на мой взгляд, есть и внутренние проблемы – организаторы, стоящие во главе этого направления, слишком сильно увлеклись «профессионализмом».
Из хастла сознательно (или не осознанно) удаляются «социальные» элементы, позволяющие людям танцевать друг с другом, и добавляются спортивно-показушные, при которых бОльшую часть танца партнеры находятся боком друг к другу, лицами на зрителей.
Конечно, очень приятно сидеть в жюри и смотреть, как молодые неофиты старательно выписывают попами восьмерки, пытаясь тебе понравиться. Но большинству людей конкурсы не нужны, люди хотят просто танцевать, ходить на вечеринки, знакомиться.
Хастл — выкидыш Перестройки (см. основную статью) и у него нет никакого заграничного информационного поля, нет внешней «подпитки», как у других танцев. Никто не наберет в гугле «где научиться танцевать хастл», посмотрев международные соревнования или видео на ютубе какого-нибудь популярного западного блогера. Нет ни международных соревнований, ни блогеров.
Для хастла массовость – вопрос выживания. И если не задуматься об этом сейчас, то еще через десять лет он останется лишь в наших воспоминаниях, как «калинка-малинка» или «летка-енка». Жаль.