Главные советы франчайзерам-новичкам дает Евгений Добринин, Коммерческий директор АО «Навиком», официального российского дистрибутора GARMIN — разработчика «умных» носимых гаджетов.

Главные советы франчайзерам-новичкам
Главные советы франчайзерам-новичкам

Большое количество бизнесменов начинают работу в регионах по принципу франшизы. Это выход на новый уровень для компании, так как необходимо подобрать подходящих партнеров, проверять потенциальных франчайзи на надежность, заниматься разработкой материалов для обучения и стратегии продвижения. И это лишь часть задач, с которыми придется столкнуться в процессе. Специально для вас мы составили десять полезных советов, которые помогут вам свести вероятные риски к минимуму.

1. В первую очередь исследуйте рынок: есть ли похожие франшизы, каковы их действующие предприятия. Изучите подходящие регионы для развития, чтобы рекламировать там вашу компанию и предлагать сотрудничество.

2. Не забывайте о том, что вы не первый, кто решил продавать свою франшизу. Это может прозвучать странно, однако данная рекомендация весьма актуальная, ведь в России по статистике есть не менее двадцати тысяч франчайзинговых точек, их контролируют примерно 500 франчайзеров. Вы станете очередным человеком, который решил продавать личный опыт по организации бизнеса. Это не означает, что вы не будете успешным, просто помните, что сама идея франшизы отнюдь не нова.

3. Будьте готовы к тому, чтобы призывать к защите юристов. Далеко не всегда на вашей стороне будет закон. Мы уверены, что вы уже полностью изучили Главу 54 ГК РФ, но отстаивать свои права в любом случае будет непросто, если придется это сделать. Суды не всегда берутся за подобные дела, часто приходится направлять жалобы в вышестоящие инстанции, вплоть до Верховного суда. Но все не так грустно, если грамотно подходить к делу, привлекая опытных юристов, вы с большой долей вероятности выиграете. Из этого же пункта следует, что вам понадобится заранее найти хорошего юриста. Он будет заниматься подготовкой и анализом договоров по франшизе, а также учтет штрафы и неустойки для франчайзи на любой случай.

4. Проверяйте, есть ли у вероятного франчайзи статус предпринимателя. Ведь в данной роли могут быть лишь юридические лица либо ИП, потому у потенциального партнера непременно должен присутствовать такой статус. Такой детальный подход позволит вам свести вероятность проблем и судебных исков в будущем.

5. Не отходите от законодательства ни на шаг. В особенности это важно для франчайзеров, желающих заключить договор без оформления в Роспатенте. Да, данная процедура занимает немало времени, однако подобное оформление защитит ваш бизнес при возникновении неприятностей. Не забывайте и о передаче исключительных прав франчайзером его партнерам по бизнесу. Это означает, что товарный знак следует зарегистрировать, а документы оформить в надлежащем виде. Здесь, конечно, юрист снова незаменим.

6. Откажитесь от идеи сотрудничества с друзьями и родней. Это может показаться жестоким, однако даже самые близкие отношения могут быть разрушены по причине ссор и разногласий в бизнесе. Часто в таких ситуациях встает вопрос о разрыве контактов. При партнерстве необходимо соблюдать субординацию и разрывать контракт с нарушившими его условия франчайзи. Вот почему здесь нет места близким отношениям.

7. Выбирайте партнеров предельно внимательно. Не учитывайте при этом только свои личные ощущения, так как все может измениться спустя несколько лет или даже месяцев. При подборе франчайзи непременно проверьте их не один раз, побеседуйте с каждым кандидатом и убедитесь, что он сможет продать ваш товар или услугу. Стоит задуматься над потретом идеального партнера. Все зависит от того, чем конкретно занимается ваша компания. Для предприятия по реализации кондитерских изделий, допустим, подойдет франчайзи с опытом в области кулинарии. А вот при продаже франшизы по открытию небольшой кофейни с базовым набором требований к помещению можно заключить договор даже с бизнесменом без опыта, но с огромным желанием начать свое дело. Все это общие рекомендации, лучше детально разработать список пожеланий с учетом возраста, пола и иных личных характеристик потенциального напарника.

8. Задумайтесь о защите интеллектуальной собственности. Часто франчайзи работают по такой схеме: в первую очередь заимствуют ваш личный опыт в бизнесе, а затем под официальным предлогом разрывают договор о сотрудничестве и потом открывают свою точку по вашим технологиям. И доказать воровство в рассматриваемом случае предельно трудно. Крупные компании-франчайзеры, работающие в сфере общественного питания, поступают следующим образом: разрабатывают секретный ингредиент, о составе которого известно исключительно им. А поставки его осуществляются только партнерам по графику.

9. Не проявляйте чрезмерную лояльность и не слишком доверяйте франчайзи. В договоре франшизы непременно нужно прописать систему наказаний за нарушения. Иначе требования рано или поздно могут перестать соблюдаться. Следствием станет то, что ваша деловая репутация будет испорчена, а бизнес настигнет крах. Достаточно часто франчайзи сотрудничают с ненадежными поставщиками, не соблюдают стандарты обслуживания клиентов, нарушают корпоративные нормы и самостоятельно меняют цены. Именно поэтому еще до начала работы нужно перечислить имеющиеся правила и штрафы за их нарушение.

10. Не пытайтесь угнаться за количеством и забыть про качество. Даже если множество предпринимателей изъявят желание сотрудничать с вами, а покупка вашей франшизы считается престижной, не нужно стремиться продать ее в максимальном количестве. Результат может быть печален: бизнес прогорит. Лучше всего внимательно отбирать каждого партнера, контролировать его работу и пользоваться услугами «тайных покупателей», а также нанимать менеджеров в регионах для проверки деятельности точек.

Детальный подход при продаже франшизы поможет вам расширить географию бизнеса и увеличить прибыль. Готовьтесь обучить потенциальных партнеров и самостоятельно освоить новые грани такого бизнеса. В таком случае вы обязательно придете к успеху!

Евгений Добринин
Коммерческий директор АО «Навиком»

МенеджерПорталПубликациибизнес по франшизе,Добринин Евгений,Навиком,публикации,франчайзинг,франшизаГлавные советы франчайзерам-новичкам дает Евгений Добринин, Коммерческий директор АО 'Навиком', официального российского дистрибутора GARMIN — разработчика «умных» носимых гаджетов. Большое количество бизнесменов начинают работу в регионах по принципу франшизы. Это выход на новый уровень для компании, так как необходимо подобрать подходящих партнеров, проверять потенциальных франчайзи на надежность, заниматься разработкой материалов...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА