Что лучше — открывать филиалы компании своими силами или разработать франшизу и продавать её, развиваясь за счет франчайзи, рассказывает Андрей Джилбаев, Исполнительный директор компании «Центр Развития Франчайзинга».

Развития сети посредством франчайзинга или собственные филиалы
Развития сети посредством франчайзинга или собственные филиалы

Владельцы бизнеса стремятся развивать свое дело, чтобы получать еще больше прибыли. Если есть магазин или ресторан, то хочется открыть ещё один, потом ещё и ещё. При успешном варианте развития бизнеса он быстро выходит за пределы города или страны. Наличие денег на открытие новых точек продаж или предоставления услуг — это ещё далеко не залог успеха расширения своего дела. Нужно правильно выбрать стратегию – открывать филиалы своими силами или разработать франшизу и продавать её. Давайте попробуем разобраться!

Развивать бизнес, открывая филиалы самостоятельно

Захотел расширить бизнес — открыл новый филиал. Все просто и понятно. В филиал назначил начальника, сам проконтролировал набор персонала, проверил оборудование, оснащение, пришел с контрольной проверкой для оценки качества работы. Это явные преимущества своего филиала, так как вы сам начальник своего бизнеса. Прибыль со всех филиалов приходит в ваше 100% распоряжение, это также плюс.

Кроме преимуществ, открытие своих филиалов имеет ощутимые минусы:

  • Большие вложения — вы вкладываете в открытие филиала свои деньги, которые давно мечтали потратить на себя. Еще хуже — приходится брать кредит и отдавать за него проценты.
  • Самостоятельный поиск помещения, закупка оборудования, реклама для оповещения клиентов о новой точке продаж. Все это хлопоты и трата своего драгоценного времени, которого у бизнесмена и так мало.
  • Контроль за новым филиалом — даже самые добросовестные работники нуждаются в контроле и периодических проверках. На это уходит много нервов и моральных сил.
  • Незамотивированный руководитель филиала — даже если вы тщательно выбрали директора филиала, потратили на это уйму времени и средств, это не гарантирует добросовестность сотрудника и качество работы филиала под его руководством, т.к. он финансово не замотивирован на результат работы и ничем не рискует.

Расширение своего бизнеса за счет филиалов — это затратная в плане денег, времени и собственных нервов модель развития бизнеса, которая имеет так же и несомненные плюсы.

Создание франшизы своего бизнеса и её продажа

Франшиза — слово иностранное, для многих россиян и вовсе непонятное. Но западные экономисты давно смекнули, что лучше продать свою технологию другому предпринимателю и получать за это стабильный доход. Это намного продуктивнее, чем самому заниматься организацией и развитием своего бизнеса, вкладывая свои деньги.

Преимущества открытия филиалов по франшизе:

  • Вы получаете единый паушальный взнос за продажу права владения вашей бизнес-моделью. Вы, как бизнесмен, вложили много сил и средств, чтобы название вашей компании пользовалось популярностью и ассоциировалось у клиентов с чем-то приятным, надежным и решающим трудности. Вы прошли за своих франчайзи все негативные этапы развития бизнеса, создали стабильную и успешную бизнес-модель, а так же точно знаете откуда брать клиентов и как с ними работать. Согласно условиям франшизы, вам заплатят за право использования вашего бренда и бизнес-модели.
  • Ежемесячное роялти — еще одно иностранное слово, дословно переводящееся как «доля короля». Начисляется в разных формах: в виде фиксированного ежемесячного взноса; как процент с маржи; процент с общей прибыли филиала за месяц или другой период. Важно понимать, что роялти должно быть оправдано с Вашей стороны — этот платеж как правило закрывает затраты на обучение франчайзи, постоянную поддержку или большую известность используемой торговой марки. Так же некоторые франчайзёры вводят маркетинговый сбор — если система маркетинга зависит напрямую от них.
  • Можно усовершенствовать модель бизнеса за счет своих подопечных — вы, как владелец бренда и идеи бизнеса, продаете модель развития вашего дела другим людям. Они вкладывают свои деньги, определенным образом рискуют, а вы извлекаете из всего этого процесса полезные для себя уроки. Например, в супермаркете на оживленной трассе лучше продаются сигареты, хот-доги и вода. В супермаркете с аналогичным ассортиментом, но в центре большого города, больший спрос будет на экзотические фрукты и морепродукты. Постоянный сбор статистики продаж с франчайзи позволяет внедрять новые методологии по работе как в собственных точках, так и тиражировать их на всю франчайзинговую сеть.
  • Рост скорости развития — благодаря франчайзингу вы выйдете на высокую скорость расширения вашего бизнеса. Можно одновременно продать несколько франшиз в разные регионы страны или франшизу на регион с обязательным условием выполнения плана открытий на срок действия договора. Ваш бизнес получит дополнительную рекламу и распространение, вы в скором будущем достигнете того уровня, когда покупатели будут сами искать продавца и просить продать товар или оказать услугу. Так же это позволить вам повысить стоимость и ликвидность вашей торговой марки.
  • Создайте собственный рынок сбыта и развивайте свою сеть за счет чужих инвестиций — если вы поставщик товаров, вы будете зарабатывать на обязательной отгрузки товара в свои франчайзинговые филиалы, если у вас есть уникальная информационная система, вы будете зарабатывать на технической поддержки этой системы, если у вас собственное оборудование — зарабатывайте на поставках этого оборудования, тем самым создавая собственный рынок сбыта.
  • Получайте замотивированных партнеров, которые рискуют собственными средствами и успех Ваших филиалов будет полностью предсказуем — франчайзи рискует собственными вложениями и в его интересах поддерживать качество сервиса и работать лучше, чтобы получать больше прибыли, окупая свои вложения и зарабатывая всё больше.
  • Затраты на разработку франшизы окупаются с первого паушального взноса, т.е. с первой продажи.
  • Интерес к покупке франшизы взамен открытия собственного бизнеса возрастает с каждым годом в среднем на 32% по статистике Российской Ассоциации Франчайзинга, что символизирует огромный спрос на франшизы, в разы превышающий количество предложений.

Недостатки франчайзинга

Продажа права ведения бизнеса под своей раскрученной торговой маркой имеет и свои весомые недостатки. Среди них:

  • Возможность получить в лице покупателя франшизы конкурента. Вы годами разрабатывали методику ведения вашего бизнеса, заняли лидирующие позиции на рынке, а кто-то просто купил франшизу и узнал все секреты лидерства в узкой сфере. После этого покупатель франшизы может на вполне законных основаниях открыть такой же точно филиал, но под другим именем со слегка видоизмененной моделью ведения бизнеса. Этот недостаток необходимо купировать франчайзинговым договором, добавив в него строчку о невозможности франчайзи в течении действия договора и после определенного времени открывать похожий бизнес.
  • Необходимость контроля — будет очень печально, если под вашей раскрученной торговой маркой начнут продавать товары низкого качества, оказывать некачественные услуги или другими способами вредить бизнесу. Филиал не только станет убыточным, но и бросит тень на весь ваш бизнес в целом. Данный недостаток исчезает, если вы соберете небольшую команду контроля, затраты на которую будут окупаться с роялти от франчайзи.

У франчайзинга есть свои недостатки, но и преимущества довольно внушительные. Очень выгодной кажется перспектива расширения своего бизнеса без вложений.

В завершении хотелось бы добавить, что если вы решили создать франшизу, это не отменяет возможность открытия собственных филиалов, вы всего лишь получаете большую помощь в развитии бизнеса «Извне» и дополнительный доход. Открывая филиалы по франшизе, вы получаете статистику развития компании и показателей по регионам, с помощью которой вы сможете открываться самостоятельно в самом удачном регионе с лучшими показателями.

Андрей Джилбаев
Исполнительный директор компании «Центр Развития Франчайзинга»

МенеджерПорталПубликацииДжилбаев Андрей,публикации,франчайзинг,франшиза,Центр Развития ФранчайзингаЧто лучше - открывать филиалы компании своими силами или разработать франшизу и продавать её, развиваясь за счет франчайзи, рассказывает Андрей Джилбаев, Исполнительный директор компании 'Центр Развития Франчайзинга'. Владельцы бизнеса стремятся развивать свое дело, чтобы получать еще больше прибыли. Если есть магазин или ресторан, то хочется открыть ещё один, потом ещё...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА