Франчайзинг. Что такое готовый бизнес и как на нем заработать?
Кризисные времена, в том числе на кадровом рынке, подтолкнули многих к идее собственного бизнеса. Не надо искать работу, уживаться с начальством, бояться каждый день, что тебя уволят. С другой стороны, где взять идею, нужное количество денег, да и где гарантии, что начатое дело не прогорит? Решение есть даже для тех, кто боится рисковать. Это покупка франшизы.
Мировой тренд приходит в Россию
Более 40% мирового товарооборота проходит через франчайзинговые сети. Только в Евросоюзе франчайзинг обеспечивает до 60% экономики. В России сегодня более 40 000 малых предприятий работает по франшизе, ну а количество франшиз на рынке в целом – около 1000. Объем рынка оценивается примерно в 5 млрд. долларов, а его рост – примерно на 40% в год.
Франшизы есть в самых разных сферах – от общепита до услуг салонов красоты. При этом, по мнению экспертов Российской Ассоциации Франчайзинга, наиболее востребованные ниши сегодня – жилищно-коммунальная сфера и транспорт, а ценовой сегмент – до 1 000 000 рублей. На постоянный рост популярности франчайзинга в России влияют два важных фактора — бизнес-опыт компании-франчайзера и невысокие оборотные средства.
Кстати, франчайзинг – это вообще одна из немногих отраслей, которой кризис пошел на пользу. Многие компании из-за снижения доходов идут на франчайзинг, чтобы расширяться быстрее. Для потенциальных франчайзи это также интересно, потому что в сложившейся ситуации могут выживать только эффективные бизнес-модели, и среди франчайзинговых предложений их достаточно много.
Готовый бизнес в коробке
Изначально франчайзинг создавался именно для малых предпринимателей, которые не могут выходить быстро на широкий рынок, которым не хватает средств, но которые заинтересованы в быстром росте своей выручки. Становясь партнером той или иной сети, вы покупаете право входа в нее и возможность пользоваться известным брендом, инфраструктурой, всеми инструментами маркетинга, продаж, ИТ- наработками и многими другими возможностями.
Это отличный шанс начать свой бизнес для тех, кто хочет работать на себя, но не придумал оригинальную бизнес-идею и не хочет рисковать, кто готов учиться у владельцев франшизы и работать по заданным стандартам. Очень важно понимать, что любая франшиза – это, прежде всего, бесценный опыт, накопленный компанией-франчайзером за годы работы. Это алгоритм, который она передает своим партнерам для того, чтобы они могли строить свой бизнес и не набить себе шишек.
Таким образом даже в кризисные времена удачно выбрав нишу и начав свое дело по франшизе, вы рискуете гораздо меньше, чем владелец традиционного бизнеса. Все уже придумано и работает, и вы просто вливаетесь в общий поток.
Плюсы франшизы:
- Готовый бизнес под известным именем;
- Понятные инвестиции и сроки окупаемости;
- Проще искать клиентов и заключать выгодные контракты с партнерами;
- Риски потерять все вложения намного ниже, чем в традиционном бизнесе.
Минусы франшизы:
- Необходимо тщательно выбирать партнеров, чтобы не попасться в руки мошенников;
- Бизнес не подойдет тем, кто привык действовать самостоятельно и не готов подчиняться правилам компании-франчайзера;
- Банки крайне неохотно кредитуют желающих купить франшизу.
Из чего складывается стоимость франшизы?
Стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и общего объема начальных инвестиций на открытие. Паушальный взнос – это стартовый разовый платеж за право входа в сеть франчайзера. Роялти – небольшой ежемесячный процент от оборота, который устанавливает владелец франшизы. Стартовые инвестиции определяются в зависимости от сферы, в которой вам предстоит работать.
Приведу пример из нашей практики: покупая франшизу оператора экспресс-доставки СДЭК, франчайзи в среднем тратят около 450 000 рублей (паушальный взнос в размере 150 000 рублей включен в сумму). Они открывают пункт выдачи заказов в своем городе по нашим стандартам, закупают технику и мебель, нанимают персонал и с первого дня начинают выдавать посылки действующим клиентам компании и продавать услуги СДЭК по всей России.
Если вы хотите открыть, скажем, парикмахерскую, вы также арендуете помещение, закупаете оборудование, приглашаете на работу специалистов, занимаетесь продвижением своего салона. Из этого и складываются ваши общие затраты на открытие бизнеса.
Как вычислить мошенников?
К сожалению, франчайзинговый рынок стал привлекательным не только для честных игроков, но и для мошенников. Внимательно читайте отзывы в интернете. Обращайте внимание на сборы франчайзера. Вас должно насторожить, если франчайзер ориентирован только на паушальный взнос (особенно в крупном размере) и не берет роялти. Франшиза – это всегда игра вдолгую, и часто те компании, которые хотят быстро собрать деньги и скрыться, стремятся собрать все возможные инвестиции на старте.
Советы новичкам
- Определите ту сферу, в которой вы хотите построить бизнес. Изучите рынки – объемы, перспективы, развитие в кризис. Сейчас в России особенно активно развиваются такие направления, как медицинские лаборатории, ecommerce, транспорт и логистика;
- Изучите открытые рейтинги, например, топ-25 Forbes, рейтинг BeBoss и другие авторитетные источники;
- Посмотрите, какие компании представлены в каталогах франшиз, что пишут и говорят о них пользователе в интернете;
- Составьте short-лист компаний, проведите личную встречу, составьте подробный бизнес-план.
Эти шаги помогут вам точно определиться, какую франшизу вам лучше всего купить, в какой области вы сможете успешно развиваться.
Андрей Горбуль,
Директор по развитию,
Компания экспресс-доставки СДЭК
Добавить комментарий