Есть ли спрос на занятия в бизнес-школе в период эпидемии Covid-19, — рассказывает Александр Вальцев, СЕО SF Education.

Александр Вальцев, основатель и генеральный директор онлайн-университета SF Education
Александр Вальцев, основатель и генеральный директор онлайн-университета SF Education

Образовательная система, как в государственном, так и частном форматах сумела подстроиться под прелести карантинов, локдаунов и других популярных тегов 2020-го, однако, многие до сих пор задаются вопросом: «Что делать и как быть?».

К примеру, если мы сейчас попробуем досконально выяснить, какие именно прослойки школьников или студентов были допущены до офлайн-занятий, а каких оставили на домашнем обучении – придём в смятение. Спутник V наверняка исправит положение, и в ближайшее время приоткроется большинство занавесов, но, оглянувшись, точно поймём одну простую истину: онлайн восторжествовал во время Covid-19, и теперь его даже не зазорно писать по-русски, собственно, как и Зум.

Люди научились справлять Дни Рождения через веб-камеру и даже зарабатывать похмелье средствами Скайпа – неужели вы думаете, что подобная эволюция минут бизнес-школу? Как бы не так!

Изначально, давайте определимся с тем, в каком ключе работает обозреваемая бизнес-школа. Когда коллективные сборища на период в квартал (а то и больше) становятся вне закона, и речи быть не может об аудиторных занятиях. Следовательно, любители очных лекций, семинаров и кейсов здорово проседают, если, конечно же, не имеют за плечами так называемой онлайн-подушки для молниеносной замены. Кто ею обзавёлся – смог подстроиться, другие – стали держать кулачки до первых послаблений.

Вот только времени им предоставлено не так много, ведь не все могут пойти по стопам мадридского IE University & Business School и фактически за одну ночь перекроить систему образования данного учреждения. Да и про Liquid education в наших краях мало кто знает, предпочитая нагромождённой инфраструктуре Microsoft Teams, опять-таки Zoom, WebinarJam и еже с ними. Государственные ВУЗы тесно интегрированы в Moodle, при этом студенты отнюдь не в восторге от подобных симбиозов.

Как ни крути, одиночные решения – не чета Liquid education, включающему в себя мутагенные сборки (в определённой степени) широкого спектра ПО, предоставленного именитыми компаниями вроде Apple и Microsoft. По словам представителей IE University, они приложили множество усилий, чтобы уйти от формата вещания «живых голов» и создать экосистему. Разумеется, а ещё 2,5 млн евро, которые, хоть и проигрывают гарвардским $40 млн, но в российских реалиях кажутся монструозными цифрами.

Отчасти из-за нехватки средств на оригинальное развёртывание платформ бизнес-школы голосуют за корпоративные аккаунты различных сервисов, загоняют общественность в аналог Clickmeeting и учат.

С одной небольшой поправкой – если успевают.

Бизнес-школы в 2021 году должны были принять жёсткие правила современности, когда пандемии могут передавать заразную эстафетную палочку хоть каждый месяц, когда люди кочуют из карантина в офис и обратно, как некогда ездили в отпуск, когда режим онлайн является не то, чтобы гарантом комфорта и безопасности, а самой, что ни на есть, нормой жизни.

Отсюда можно констатировать первый этап естественного обзора – это целое кладбище организаций, на могильных плитах которых написано «они жили в офлайне».

Разумеется, не исключены абсурдные сюжеты, когда занятия всё-таки проводятся, невзирая на ограничения, вызванные очередной волной хвори, пусть и в тайном режиме, исключительно на доверии «сектантов». Подобную шаткую стабильность может разрушить один звонок в Роспотребнадзор, и что тогда? Нет, нам интересны долгоиграющие истории, в которых компании не бегают, а приспосабливаются.

О чём мы вообще – ребята из организации CFA отменили групповую сдачу экзаменов и заставили всех усесться перед веб-камерами, а не живыми проверяющими.

Прежде всего, отметим тот факт, что количество образовательных учреждений, так или иначе нацеленных на вкладывание бизнес-знаний на дистанционной основе, за пандемию резко увеличилось, следовательно, возросла конкуренция. К примеру, тот же Python из обычного языка программирования, доступного только определённому кругу лиц, превратился чуть ли не в швейцарский нож для решения множества проблем! И фишка в том, что обращению с таким ножом каждый желает научить по-своему. «У нас есть Python для финансистов!», «Мы строим торговых роботов!», «Как насчёт умного дома?», «А боты, как же без ботов?!» – слышится отовсюду.

На самом деле, такое развитие событий только подталкивает бизнес-школы производить более качественный контент и цеплять им целевую, вечно голодную до знаний аудиторию. Весной 2020 года был дан старт весьма агрессивной тенденции, призывающей всех и каждого, сидя дома, записаться на курсы чего-нибудь нового, а лучше на несколько курсов. Тогда произошёл настоящий бум стримов, вебинаров, циклов обучений, заточенных под вещание через WWW. Правда, тогда же сгорело немало отчаянных голов, поскольку люди набрали целые охапки курсов, но забыли, что одной только покупки (загрузки) мало – ещё и учиться нужно!

Ярое желание поглощать знания сменилось прагматизмом и очевиднейшими вопросами «Кем я действительно хочу стать? И кто может дать практические знания?». К бизнес-школам начали предъявлять претензии касательно дальнейшего трудоустройства. Потенциальных студентов в меньшей степени интересовали особенности Power BI, языка R или SQL, но в большей – где они могли бы их применить, чтобы получать за свою работу деньги и расти по карьерной лестнице.

Самое интересное, что количество уже работающих сотрудников, за повышение квалификации которых платил работодатель, сократилось примерно на 20%, возможно, из-за недопонимания новых форматов.

Чувствуя, что аудитория нуждается в так называемой «уверенности в собственном будущем», образовательные учреждения взяли за ярмарки вакансий, программы с действующими CEO, CFO и другими персонажами из высшего эшелона маститых компаний.Таким образом, многие очутились на распутье: прокачать Excel или замахнуться на пост крепко взбитого управленца.

Качество знаний и возможность опробовать их стали основополагающими факторами при выборе бизнес-школы, и тут уже каждая организация была вольна пойти по своему пути: получить достойные сертификации, например, FMI, наладить связи с отраслевыми гигантами, либо обворожить маркетингом и свернуться через пару-тройку месяцев, когда звёздная пыль осядет.

Пандемическая встряска поспособствовала тому, что и студенты, и образовательные учреждения любого ранга расширяют сферы влияния и уже не зацикливаются на классической схеме «Оплата обучения – получение знаний». Сразу получается далеко не у всех. К примеру, программы MBA и Executive MBA на базе РАНХиГС до сих пор комбинируют очные и дистанционные занятия, сетуя на то, что в данной области необходимо налаживание прямых контактов. Здесь можно поспорить и вспомнить другую сферу, инвестиционного банкинга, в которой на прямых контактах, оценке поведения контрагента, внешнего вида и множества иных нюансов построена целая система.

И даже там сейчас происходит постепенное смещение в сторону онлайн-режима. Виной всему продолжительность сделок, составляющая в среднем не меньше 6-ти месяцев (пара-тройка месяцев – рекордные сроки). Если из-за очередного злобного штамма совершение сделки затянется, затянутся и комиссионные, и увеличатся расходы на длительное поддержание производственных процессов. Разумеется, в ИБ такого не допустят.

Как бы там ни было, представители программ MBA заявляют о том, что они стремятся к развитию и созданию комфортных и безопасных условий, что они не стоят на месте. Поживём – увидим.

Возвращаясь непосредственно к бизнес-школам, отметим обновлённые алгоритмы подачи заявок на собеседования (вступительные испытания). Если ранее потенциальные студенты могли быть обременены расстояниями или же бюрократическими издержками при подаче носителей, то сейчас безудержный километраж уступил дистанционным тестированиям, отправке документов и прочим согласованиям. Далёким от консерватизма организациям это также позволило не потерять, а то и расширить собственную базу.

Ещё одним положительным фактором, который породил коронавирус, стала добыча известнейших спикеров, правда, манипуляция подобными личностями может осуществляться как во благо, так и во вред. Нередки случаи, когда ещё до пандемии «непонятные» ВУЗы собирали огромные аудитории, чтобы показать своей разношёрстной аудитории наставления известного… боксёра. Тогда это было на руку самим ВУЗам, но никак не учащимся. При добросовестном, скажем так, привлечении известного гостя, на студентов оказывается мотивирующее воздействие, их стремление учиться в бизнес-школе, куда захаживают громкие имена, естественно, увеличивается.

Они понимают, что появление у них на семинаре топового менеджера крупного банка или даже СЕО нашумевшего холдинга, с которым, к слову, можно пообщаться как с другом и получить множество советов или связей, сулит шансы на продвижение по карьерной лестнице. Речь сейчас не столько о порталах в духе Human IPO – они служат для альтернативных целей – сколько о представителях гигантских конгломератов, которым тоже на руку подмечать перспективные кадры. А теперь представьте, что всё это доступно по мановению кнопки «Начать трансляцию». То-то же.

Как бы грустно это ни звучало, но коронакризис порядочно изувечил рынок труда. Многие потеряли работы, однако, многие задумались ещё и над тем, куда пойти дальше? «Так у человека не осталось ни копейки!» – может парировать читатель. Бесспорно, однако, мы часто наблюдали ситуации, когда выданный на обучение займ формирует хорошую кредитную историю для последующего получения средств, поэтому финансирование собственного будущего – вполне реальная затея, особенно, если предполагаемая бизнес-школа обладает лицом, репутацией и активно развивается под стать времени, либо опережая его. Об этом было написано выше.

Необходимо понять, что аудитория никуда не делась, более того, она пополнилась числом, поскольку всё больше людей погрузилось в пучину онлайн, которую заведомо должны были облагородить ловкие бизнес-школы, и все они принялись эволюционировать, начиная с пожирателей любых возможных курсов и стремясь к обладателям максимально практичных знаний, способных обеспечить гарантированное место в реальной компании.

Если ваша бизнес-школа следить за данным течением, налаживает правильные контакты и вовремя отправляет студентов «к станкам», то погибель ей не грозит, особенно с учётом дальнейших перспектив и желаний целевой аудитории. Изучайте тренды, анализируйте даже самые бредовые «хотелки» своих подопечных, пусть и случайно произнесённые в комментариях к посту, и будьте готовы к новому витку. Тогда вы сможете подогреть и без того высокий спрос на качественное образование, единственным губительным фактором для которого нынче является только стагнация. Она уже отправила на обочине поборников безоговорочного офлайна, курсов на скорую руку и теперь ждёт, кто расслабится следующим, решим и дальше плыть по течению. Но аудиторию не обманешь, по крайней мере, надолго.

Александр Вальцев
СЕО SF Education

МенеджерПорталПубликацииSF Education,бизнес школа,Вальцев Александр,публикацииЕсть ли спрос на занятия в бизнес-школе в период эпидемии Covid-19, - рассказывает Александр Вальцев, СЕО SF Education. Образовательная система, как в государственном, так и частном форматах сумела подстроиться под прелести карантинов, локдаунов и других популярных тегов 2020-го, однако, многие до сих пор задаются вопросом: «Что делать и как быть?». К...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА