Что делать с деньгами — экономить, тратить или инвестировать, рассказывает Лада Меркулова, ведущий менеджер по контролю качества услуг «Высоцкий Консалтинг» в СНГ.

Лада Меркулова, ведущий менеджер по контролю качества услуг «Высоцкий Консалтинг» в СНГ
Лада Меркулова, ведущий менеджер по контролю качества услуг «Высоцкий Консалтинг» в СНГ

Расходы есть у всех, и для многих бизнесов это самая болезненная тема, так как деньги хочется зарабатывать, а приходиться их кому-то отдавать, причем — достаточно регулярно. Одним в качестве зарплаты, вторым налогами, а еще оплата задолженностей и регулярных платежей. Как же сделать это максимально разумно и эффективно? Поговорим об этом в статье.

Самое главное в этой истории — точка зрения. Если вам кажется, что расходы — это плохо, что деньги нужно сохранять, а не тратить, то очень скоро компания будет в долгах и кредитах. Ведь деньги — это всего лишь идея, которая позволяет уровнять и упростить обмен между людьми (в том числе и компаниями, которые управляются людьми). В древние времена для взаимовыгодного обмена использовались животные, драгоценные камни, металлы и многое другое.

Эволюция не стоит на месте, потому для удобства придумали монеты, а затем бумажные деньги. А современный мир и вовсе переходит на виртуальные расчеты. Вы ведь замечали, что если обмен не уравнивать, то он прекращается? Например, сотрудник, которому долго не платят просто увольняется, а подрядчик больше не оказывает услуги. Потому, деньги тратить нужно. Давайте обсудим, как это делать легко и с удовольствием. Итак, ключевые правила.

Расходовать можно только те деньги, которые есть в наличии

Что это значит? «Нам завтра заплатит Васечкин», и тут же эти деньги пообещали поставщикам, а Васечкин так и не заплатил. Таким образом появляются новые долги и обязательства, которых можно было бы избежать, следуя данному правилу. Это в том числе относится к кредитам, который банк может отменить на последнем этапе оформления бумаг, грантам и остальным потенциальным источникам денег. Также, когда в компании не налажено управление финансами, бывает такое, что у одних и тех же денег согласованное разное предназначение.

Например, на одном счету у нас 10 тысяч, которые рекламщик согласовал вложить в мероприятие, а руководителю продаж одобрили за эти деньги нанять тренера по продажам. И в итоге, деньги пойдут или к тому, кто раньше попросит, или к тому, у кого лучше отношения с бухгалтером.

Тратить с точки зрения инвестиционного подхода

Что это значит? Необходимо взвешенно оценить, какая трата принесёт нам больше денег в дальнейшем. Как вы думаете, лучше взять более красивый и просторный офис или нанять еще одного продавца? Каждое из решений кроме разовых расходов (поиск, переговоры, выбор) добавит еще и постоянные (месячная аренда или выплата зарплаты). И только вы знаете, что из этого лучше для компании.

Если налажены продажи и предоставление (услуг или товаров) не справляется с потоком клиентов, то ни одна из этих трат не поможет. А если продавцам не с кем работать, так как клиенты убегают после первой встречи в офисе, то имеет смысл инвестировать в офис, а не в еще одного продавца, от которого будут убегать клиенты. Есть и третий вариант, что офис на сейчас выполняет свои функции, и лучше сначала нанять продавца, увеличить обороты, и только потом увеличивать офис.

Вложения в маркетинг и персонал — одни считают пустой тратой, другие обязательным пунктом. В Высоцкий Консалтинг мы даже не считаем, что это инвестицией, это регулярные расходы, которые должны быть сделаны, чтобы компания продолжала существовать (а, значит, и развиваться). Ведь без маркетинга не будет продаж (или будет очень сложно закрывать сделки), а без дополнительного персонала — действующие сотрудники будут перегорать, выполнять часть функций просто потому, что даже не помнят всего того, за что отвечают. или выполнять все, но не качественно.

Стоит ли экономить на персонале? Иногда стоит только посчитать во сколько на самом деле вам обходиться отсутствие этого сотрудника. Если помощник может освободить вас от рутины, и вы наконец-то решите те задачи, которые останавливают рост бизнеса, с которыми можете справиться только вы, то его давно пора нанять!

Используя оба правила, можно легко определить, стоит ли брать кредит. В тяжелой ситуации иногда стоит брать кредит на расходы для текущих потребностей, но, конечно же, намного приятней брать кредиты для развития — для открытия нового офиса или запуска нового продукта. В идеальной картине, деньги на развитие откладываются из дохода компании регулярно, как обязательный расход, тогда можно расти и развиваться, используя собственные деньги.

Также, правила помогают лучше обозначить систему зарплат в компании. Может, заработную плату самого неэффективного продавца стоит передать маркетологу и упростить жизнь всем продавцам, заодно подняв их мотивацию? Или руководитель отдела продаж сейчас получает процент от всех продаж, хотя ведет себя так, как будто от него не зависит выполнение плана продаж.

Вопрос финансов для каждой компании индивидуален, важно регулярно анализировать доходы и расходы, и оценивать, что и как можно улучшить. В этом поможет построение системы грамотного финансового планирования самостоятельно черпая знания из книг или обучаясь в профильных консалтинговых компаниях.

Лада Меркулова
Ведущий менеджер по контролю качества услуг «Высоцкий Консалтинг» в СНГ

МенеджерПорталПубликацииденьги,консалтинг,Меркулова Лада,публикацииЧто делать с деньгами - экономить, тратить или инвестировать, рассказывает Лада Меркулова, ведущий менеджер по контролю качества услуг 'Высоцкий Консалтинг' в СНГ. Расходы есть у всех, и для многих бизнесов это самая болезненная тема, так как деньги хочется зарабатывать, а приходиться их кому-то отдавать, причем - достаточно регулярно. Одним в...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА