О бизнес-трендах, которые помогут выжить компаниям в 2021 году, рассказывает Сергей Логинов, основатель и СЕО федеральной сети студий раннего плавания «Аквакласс».

Сергей Логинов, основатель и СЕО федеральной сети студий раннего плавания «Аквакласс»
Сергей Логинов, основатель и СЕО федеральной сети студий раннего плавания «Аквакласс»

2021 год — самый необычный в новейшей истории. Вроде бы предыдущий показал, чего нужно бояться, над чем нужно работать, чего стоит ожидать. И можно опираться на внезапно полученный опыт работы в условиях тотальных ограничений — как со стороны государства, так и внутренних, своих ограничений.

Но этот же год показал и то, что будущее может в одну секунду измениться настолько, измениться так кардинально, что накопленные знания превращаются в никому не нужную труху. Однако есть несколько моментов, точек роста, триггеров-тенденций, которые остро обнажились и за которые нужно цепляться обеими руками и вообще всеми частями тела.

Вернуть любимых

Именно так. Поиск новых клиентов превратился в жестокий квест на уровне психологии. Вы можете предлагать им невероятные, фантастические условия, заманивать райскими яблоками невиданной красы. А они все равно будут сидеть дома, пока все это не кончится совсем. Люди стали бояться выходить на улицу даже ради обычной прогулки.

Анализ трафика контекстной рекламы показывает, что количество поисковых запросов от новичков падает постоянно, к концу 2020-го оно уже упало в два раза в сравнении с 2019-м. Результат в поиске теперь приносит только самокопание, вытаскивание глубинных смыслов из того, что ты делаешь. Грамотное, пошаговое раскрытие этих смыслов для потребителя товара или услуги.

Потенциальным клиентам больше не нужны общие, поверхностные темы, им нужно нести детали — мельчайшие детали, что затронут их душу и ум. Необходимо рассказывать всю подноготную бизнеса, говорить о том, о чем всегда молчали. Тогда, в ответ на эту откровенность, искренность, человек отвечает взаимностью. И может прийти полюбопытствовать. В этот момент нужно его хватать и вести под венец.

С ослаблением потока новичков появилось время, что обратить пристальное внимание на постоянных клиентов. О них нужно было заботиться и раньше, но именно сейчас нежить и лелеять обязательно, словно на свете нет никого роднее их, хотя это и на самом деле так.

Те, кто, несмотря ни на что, продолжает к вам ходить или покупать, являются некими тихими апологетами бренда, распространяют информацию о вас в своем микрокосме, откуда информация расплывается дальше и дальше. Поэтому вы должны придать этой информации наиболее позитивный, радужный оттенок, теплый и манящий. Постоянные клиенты — залог вашего постоянства.

Время вернуть бывших. Тех бывших, с которыми вам было так хорошо и уютно. Тех, что долго пользовались вашими услугами, но перестали и потерялись за линией горизонта. Выяснить причины и устранить, поработать над страхами этих людей и заново раскрыть объятия уже на новом, более высоком уровне клиентского сервиса.

Многие с радостью вернутся, если поймут, что вы изменились для них, что вы все осознали, что вам не все равно, что вы готовы развиваться и дальше. Все как в личной жизни, впрочем.

Инсайты инсайдов

Ошибка Ока Саурона и последующий провал произошел потому, что оно смотрело куда угодно, но только не внутрь себя. Нужно идти другим путем, нужно расписать все внутренние процессы, разложить их по полочкам, засунуть в мозговую стиральную машину, провертеть все там несколько раз, отжать, высушить и еще раз пристально вглядеться, выискивая малейшие признаки того, что может вам мешать развиваться.

Пересмотреть менеджмент, прощупать свою собственную бизнес-модель на предмет устойчивости к неожиданным катаклизмам, растормошить юнит-экономику, потрясти ее и посмотреть, что может оттуда выпасть. Сейчас, во время относительного затишья покупательской и клиентской активности, появилась отличная возможность переделать себя, встроить новые модули или, наоборот, удалить те, что уже не отвечают современным реалиям.

Системы менеджмента, системы управления, системы обучения команды, системы взаимодействия с клиентами должны быть построены таким образом, чтобы ни один толчок в бок или спину не мог помешать вам хоть понемногу, но продолжать расти.

Увидеть в людях не просто людей, а личности. Каждый сотрудник по-своему уникален, а если это специалист и входит в костяк компании — уникален вдвойне. Личный бренд — удел не только руководителя, это ошибочно, личный бренд есть понятие растяжимое и обволакивающее, словно слайм.

Выращивайте личный бренд своих специалистов, дайте им возможность увлечь широкие массы через социальные сети, и увидите, как это здорово работает, как люди по ту сторону экранов ноутбуков, десктопов, смартфонов внимательно наблюдают за ними и как начинают вовлекаться. И раздумывать над тем, почему они еще не у вас. Естественно, нужно на берегу обозначить, что можно сотруднику делать в соцсетях, а что нельзя. Иначе все может пойти не совсем так, как хотелось бы.

И конечно же, положительный результат активного ведения соцсетей сотрудниками будет только тогда, когда они сами понимают важность подобных действия и любят компанию. Если сотрудники не стесняются публично позиционировать себя вместе с брендом, то это многое говорит о качестве бренда.

Да, еще про сотрудников. Печально, но все же огромное количество компаний разного размера и уровня перестали существовать. И люди, наполнявшие их, находятся в свободном плавании. Многие из них действительно высококлассные специалисты, которых в обычное время вам бы никогда не схантить — либо слишком дорого, либо невозможно вырвать с того места, где они сейчас трудятся. Ищите их, заманивайте, пока это не сделали другие.

Бизнес-тренды — 2021, которые помогут выжить
Бизнес-тренды — 2021, которые помогут выжить

Один в поле воин

Глобальный тренд, который начал свое восхождение за несколько лет до пандемии, но, что удивительно, не утерял положительной динамики в 2020-м и будет продолжать расти и в 2021-м — монопродукты. Иногда человеку не нужен абонемент в огромный фитнес-зал с сотней тренажеров и программ. Все, что он хочет, — крутить педали.

Так появились студии сайкла. Или студии йоги, или беговые групповые тренировки. Тренд этот заметен во всех сферах жизнедеятельности — от производства до ретейла и услуг. Существуют и вполне себе неплохо работают бары, где есть только один сорт виски. И магазинчики, которые торгуют только сырами.

Объясняется тренд довольно легко — сужая аудиторию, ты фокусируешься на ней так сильно, так детально прорабатываешь проект, что у него не остается другого пути, как расти. Не растрачиваешь силы попусту, не распыляешься, не мечешься от одной маркетинговой стратегии к другой. Начинаешь жить с проектом в унисон, на одних биоритмах, и это приносит плоды.

И не только ты, вокруг монопродукта появляется сообщество со схожими интересами, взглядами на жизнь, вкусами, которые они начинают проповедовать вовне, привлекая таким образом новых клиентов, которым тоже близка эта философия. Некая органическая «секта» из приверженцев процедуры, продукта, бренда, которая не покинет тебя никогда. Пока ты отвечаешь их запросам, конечно же.

Один в поле НЕ воин

Вытащите руки из карманов и протяните их тем, кто связан с вашим бизнесом, зависит от него, идет с вами плечом к плечу. Выработка совместной стратегии противостояния внешним обстоятельствам вместе с партнерами, франчайзи, контрагентами — безусловный шанс не просто выжить, а масштабироваться. Делайте все, что в ваших силах, чтобы снять с них как можно больше лишней нагрузки.

Есть хорошие наработки по юридической части — делитесь. Есть возможность решить вопрос аренды — решайте. Есть собственные каналы поставщиков, которыми бы могли воспользоваться ваши партнеры, — допустите их к ним. А уж франчайзи, тех, кто вам поверил, кто пошел за вами, нужно и вовсе накрыть колпаком безопасности той толщины, на которую вы способны.

Все то же самое — с командой. Понятно, что не всегда можно поддержать всех, но можно сегрегировать условия выживания, разделив команду на ключевых игроков и базовых. Это не значит, что одним достанется все, а другим — ничего, нет: нужно обстоятельно вникнуть в проблемы каждого из них, но ключевым игрокам предоставить чуть больше возможностей, чуть больше внимания. Потому что с потерей базы вас будет сильно трясти, но потеря ключевых вас может просто уничтожить.

Меньше, меньше кликов

О, еще одна важная составляющая ведения бизнеса в эпоху глобального локдауна — экономить время клиента. Помните основу настраивания юзабилити любого цифрового ресурса — пользователь должен сделать как можно меньше кликов до получения товара, услуги или информации. Не потому, что ленив, а потому что минуты и даже секунды нужны для других дел.

То же самое сейчас происходит с офлайн-бизнесом, правда, причина другая — человек хочет как можно быстрее оказаться снова в безопасной зоне — например дома. Теперь нужно продукт или услугу упаковать так, чтобы клиент мог получить их за минимальное время и без опаски убежать обратно. Оптимизировать внутренние процессы, уменьшив число шагов в алгоритме взаимодействия с клиентом, вытащить все, что можно, “на ближние полки”.

Дайте понять клиенту, что вы на его стороне, что вам тоже важна скорость — не для того, чтобы успеть обработать как можно больше посетителей, а в первую очередь чтобы защитить его.

В записную книжку

Если кристаллизовать все, что я думаю о развитии в наступившем 2021 году, который, естественно, будет непростым, может быть, даже сложнее 2020-го, то выживут только компании, которые:

  • Преклоняются перед своими постоянными клиентами
  • Возвращают ушедших всеми способами
  • Детально покопаются во всех внутренних процессах
  • Схантят высококлассных специалистов, которых высвободилось большое количество
  • Научат сотрудников личному бренду и прокачают их экспертность
  • Окажут сотрудникам максимальную поддержку со стороны компании
  • Поддержат партнеров, франчайзи, контрагентов всем, чем только смогут
  • Подумают над монопродуктом
  • Решат проблему ускорения получения услуги или продукта

Да, последнее, но не менее важное: один из основных трендов, зародившийся в прошлом году, продолжающий только наращивать свое влияние — создание собственного инкубатора специалистов. Вроде бы трудовой рынок перенасыщен, но за профессионалами охотитесь не только вы.

А выращивание сотрудников внутри компании, и не просто сотрудников, а высококлассных спецов с корневой привязкой, избавит компанию в будущем от потрясений на почве нехватки кадров. Да и лояльность таких людей намного выше, чем пришедших извне. Лепить костяк изнутри — лепить прекрасное будущее.

Сергей Логинов
Основатель и СЕО федеральной сети студий раннего плавания «Аквакласс»

МенеджерПорталПубликацииАквакласс,бизнес-тренд,Логинов Сергей,публикации,тренд,тренд 2021О бизнес-трендах, которые помогут выжить компаниям в 2021 году, рассказывает Сергей Логинов, основатель и СЕО федеральной сети студий раннего плавания 'Аквакласс'. 2021 год — самый необычный в новейшей истории. Вроде бы предыдущий показал, чего нужно бояться, над чем нужно работать, чего стоит ожидать. И можно опираться на внезапно полученный опыт...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА