Про «бизнес по-женски» рассказывает Кристина Пронина, лучший женский психолог Эстонии 2019, 2020. Член международной ассоциации IAGC. СЕО Академии Женского Счастья «BeQueen».

Кристина Пронина
Кристина Пронина

Бизнес по-женски, «женский бизнес», женщина в бизнесе — какие ассоциации вызывают такие выражения? Рисуется две картинки. Первая — что-то не слишком серьезное, небольшое, «домашнее». Вторая совершенно противоположная — бизнесвумен, этакая акула в юбке, которая на изначально мужском поле боя выигрывает схватки и ведет себя круче, чем любой мужчина.

Надо признаться, что обе ассоциации верны — найти примеры и первого, и второго варианта поведения женщин в бизнесе не так сложно. Но это никак не правило, а всего лишь проявление привычки. Общество, в том числе и сами женщины, воспринимает гендерное поведение именно так: женщина должна быть мягкой, нежной и ранимой, а в «настоящем» бизнесе таким выжить не удается. Поэтому или надо принимать мужские правила и вести себя так же, как они, или не рассчитывать на что-то сколько-нибудь серьезное.

Но так ли это и может ли женщина достичь в бизнесе действительных результатов, не просто оставаясь женщиной, а и используя качества, которых мужчинам не хватает?

Что такое бизнес?

Бизнесом стоит называть дело, на котором человек зарабатывает деньги. Не строит карьеру, не ходит на работу с 9 до 17, а собственное дело, то которое он придумал и которым живет. В идеале — делает его, вкладывая душу и с удовольствием.

И главное не в зарабатываемых суммах, а в том, что бизнесом себя невозможно заставить заниматься. Ни одно дело не может быть успешным, если его делают без желания, «через не хочу». Так можно отбывать положенное время в офисе, ходить на работу «от и до», с нетерпением ждать выходных и отпуска. С бизнесом этого не получится. Им надо жить.

Кажется чем-то не особенно приятным? Ничего подобного! У вас есть что-то, чем вам нравится заниматься? Рукодельничать, путешествовать, ходить в театр — что угодно, что доставляет удовольствие. Количество удовольствия от того, чем ты занимаешься, напрямую влияет и на результат дела. Чем большее удовлетворение получает бизнесмен и от процесса, и от результата дела, тем это дело будет более успешным и выгодным.

Так же и с женским бизнесом — чтобы женщина добилась успеха, она должна делать то, что ей нравится самой, то, что она сама хочет делать. И вот тут поднимаются вопросы, которые относятся к гендерной психологии.

«Надо» и «Хочу»

Как воспитывают девочек в абсолютном большинстве семей? Надо признать, что им с детства внушают, что сами по себе они не являются чем-то целостным. Для того, чтобы женщина посчитала свою жизнь успешной и состоявшейся, она должна выйти замуж. Более того, успешное замужество связывают и с материальным благосостоянием.

В результате большинство девушек действительно начинают воспринимать себя комфортно только при ком-то. Но есть и обратная сторона медали — женщина перестает ощущать самодостаточность. Однако семья и собственное дело — это не некие противоположности, а всего лишь разные стороны жизни. И в действительности, чем комфортнее женщина будет чувствовать себя в профессиональной деятельности, тем счастливее будет ее семья. Но снова — только в том случае, если она занимается тем, чем хочет, что ей нравится.

И здесь всплывает следующая проблема, возникающая из тех же привычных ошибок в воспитании. Девушек с детства отучают озвучивать свои желания. Чего-то хотеть (особенно если это желание не совпадает с общепринятыми понятиями) и озвучивать желаемое считается нескромным и даже неприличным. Женщины привыкли делать то, что делать «надо» — выходить замуж, поступать в институт, рожать детей. И очень часто она это делает не потому, что именно сейчас этого хочет, а потому, что так «надо».
Какое отношение все это имеет к бизнесу? Если перечислять, для чего человек желает вести свое дело, можно назвать множество мотиваций:

  • Обеспечить средства к существованию
  • Получить финансовую свободу и возможность тратить заработанное на то, что сам хочешь
  • Ощутить собственную значимость
  • Получить возможность не подчиняться чужим указаниям
  • Получить власть, возможность руководить другими
  • Делать то, что хочу я, а не кто-то другой

Всем понятные желания. Но только если их говорит мужчина. А теперь представьте, что тоже самое озвучивает женщина. И восприятие у большинства поменяется. Если молодая девушка скажет, что мечтает заняться благотворительностью, это будет воспринято как должное. Если же ее мечта — построение собственной бизнес-компании, реакция общественности будет отрицательной. В то же время слова юноши о том, что он хочет стать крупным бизнесменом, окружающие даже поддержат.

Так вот для того, чтобы женщина комфортно ощущала себя в бизнесе, она должна для самой себя озвучить, почему этим хочет заниматься. Не вынуждена, а именно по-настоящему хочет.

И третья женская ошибка по восприятию себя в бизнесе. Естественное (и комфортное) состояние женщины — радость. Когда женщина пытается вести бизнес «по-мужски», никакой радости ей это доставить не может. Ей приходится ломать заложенные природой установки и снова делать не то, что хочется, а то, что делать принято, то, что делать надо.

В результате, даже достигнув высоких результатов, такая женщина редко становится по-настоящему счастливой. Ей необходимо не только вести себя как мужчины, но и чувствовать себя так же, а кому же понравится изменять свое природное предназначение? Именно поэтому примеров женщин, достигших в бизнесе успеха, у нас так мало.

Но так происходит только потому, что неправильно расставляются приоритеты, неверно воспринимается то, что в действительности требуется от женщины в бизнесе. А требуется пользоваться тем, чего мужчины при всем желании сделать не сумеют — быть женщиной.

Бизнес «мужской» и бизнес «женский»

Как в упрощенном виде представляется бизнес? У вас есть что-то, что вы хотите продать. И для того, чтобы другие захотели это купить, их надо уговорить, объяснить, какие выгоды они получат, какая это хорошая покупка, как им будет хорошо, когда они станут владельцами конкретной квартиры, майонеза или вот этой пары сапог.

Это общепринятая модель. Она относится и к тому, когда «продать» надо самого себя или компанию, вернее, то, что может дать клиенту сотрудничество с фирмой. Но это «мужская» модель.

И если женщина ее принимает, она не будет получать удовольствия (а, как мы уже говорили, от уровня удовольствия от того, что ты делаешь, зависит и результат бизнеса).

А женская модель совершенно иная. Отличие женской психологии в том, что у них намного лучше развита эмпатия, понимание собеседника, умение выслушать и понять, чего хочет другой человек. И понимание это не на уровне логических расчетов, как у мужчин, а на уровне чувств, интуиции, сопереживания. Женская миссия совсем не в том, чтобы «впарить» кому-то товар или услугу, уговорить или убедить потратить деньги. Женщина способна в общении рассказать о реальности, которую человек сам хочет. Для того, чтобы женщина зарабатывала в бизнесе, ей надо делать то, что она и так делать умеет — делать жизнь других лучше.

Покупатель, партнер или даже конкурент или чиновник, работающий с женщиной, сам хочет сделать то, что ей необходимо. Сам заплатит за покупку, но не потому, что она его уговорила, а потому что поймет, насколько это нужно ему самому.

Если мужская модель всегда агрессивна, то женская, наоборот, мягкая, без нажима. И результаты от такого варианта поведения выше. Уже потому, что человек делает не то, что его уговорили сделать, а то, что он делать хочет. Хочет сам.

Основная ценность любого бизнеса — не прибыль, не опыт и даже не команда. Главное — клиент. И полезность клиента должна быть в приоритете любой компании. Но мужчины доходят до этого логически, им приходится пересиливать себя, чтобы поставить во главу угла тех, кто платит деньги, а не то, сколько на них можно заработать. А женщинам этого объяснять не нужно, они это просто знают изначально.

Ты даешь бизнесу, а он — тебе

Существует мнение, что бизнес что-то забирает у женщины, ей приходится чем-то жертвовать, терять женственность. И это мнение верное, но только тогда, когда она принимает мужскую модель. Если же женщина ведет свое дело согласно женской модели, она не только ничего не теряет, но и получает еще большее подтверждение своей женственности, улучшая жизнь других.

Не стоит бояться

Если женщина уверена, что бизнес — это то, чем ей действительно хочется заниматься, ей следует откинуть еще одну помеху — страх. Если мужчины преувеличивают свои возможности, то женщины, наоборот, их преуменьшают. Недооценка своих способностей — одна из причин того, что женщины намного реже открывают собственное дело.

«Все сама»

Каждый успешный бизнесмен может сказать о том, что на первых шагах он пытался все взвалить на себя. От ощущения (часто отражающего реальность) того, что без тебя все идет не так, как надо, отделаться очень сложно.

Но тотальный контроль и такая же тотальная ответственность приводят только выгоранию и нездоровой обстановке в коллективе. В тоже время создание легкой, дружественной и открытой атмосферы (не путать с безответственностью и панибратством!) позволяют добиться намного лучшего результата. И снова — кто, как не женщина способна создать такие взаимоотношения? Конечно, если она не пытается слепо копировать все ту же мужскую модель. Помните — постоянный контроль и перфекционизм — это не необходимость, а болезнь воспаленного эго.

В качестве итога

Женщина в бизнесе — понятие не просто возможное, но при правильном подходе даже более успешное. При этом бизнесвумен не должна превращаться в бизнесмена, наоборот, ей это противопоказано и с точки зрения собственного спокойствия, и с финансовой стороны. Чем больше женщина, занимающаяся собственным делом, будет ощущать и вести себя как женщина, тем большую прибыль она сможет получать.

Бизнес по-женски требует ломать то, что до этого казалось не просто нормальным, но и единственно возможным. Одно из самых главных — надо учиться делать то, что хочется, а не то, что нужно. Тем более, что это «нужно» не самой женщине, а окружению, привыкшему к внушаемым стереотипам.

И главный критерий, без которого баланса достигнуть не получится — получение удовольствия от процесса. Это не отрицает денежного результата, но пока будет удовольствие, не будет и губительного напряжения. И удовлетворение, и финансовое благополучие женщинам в бизнесе приносит симбиоз удовольствия, творчества и самореализации. Конечно, есть и дамы, которые совершенно уютно чувствуют себя, пользуясь мужской моделью бизнеса, но это исключения, подтверждающие правила.

Кристина Пронина
Лучший женский психолог Эстонии 2019, 2020
Член международной ассоциации IAGC
СЕО Академии Женского Счастья «BeQueen»

МенеджерПорталПубликациибизнес по-женски,Женский бизнес,Пронина Кристина,публикацииПро «бизнес по-женски» рассказывает Кристина Пронина, лучший женский психолог Эстонии 2019, 2020. Член международной ассоциации IAGC. СЕО Академии Женского Счастья «BeQueen». Бизнес по-женски, «женский бизнес», женщина в бизнесе - какие ассоциации вызывают такие выражения? Рисуется две картинки. Первая - что-то не слишком серьезное, небольшое, «домашнее». Вторая совершенно противоположная - бизнесвумен,...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА