Как уволиться одним днём с опостылевшей работы, найти дело по душе и выйти на миллионные обороты, — рассказывает владелица брендового бутика Алёна Рафикова.

Алена Рафикова, владелица брендового бутика
Алена Рафикова, владелица брендового бутика

Моя история: уйти из найма после 10 лет работы

Моя история, наверное, похожа на многие другие и одновременно с этим не похожа ни на одну.

Знаете чувство беспомощности и апатии, которое возникает у вас тогда, когда вы занимаетесь тем, что вам не по душе? Отсутствие карьерного роста; зарплата, которой едва хватает на ежедневные нужды и жизнь, «как у всех». Я жила так 10 лет, и мне казалось, что это нормально, ведь именно так живёт большинство моих знакомых.

Два часа до работы в один конец. Бесконечный круговорот маршруток, автобусов и пересадок в метро. Два часа обратно. Снова круговорот. 4 часа из жизни я убивала в день только на дорогу. Время, проведённое в офисе, на работе, которая не приносила мне ни морального, ни материального удовлетворения. Всё это превратилось для меня в каторгу: вставать по утрам и ехать на другой конец Москвы ради того, чтобы выполнить обязанности, которые меня совершенно не радовали.

Я была близка к депрессии. У меня не было ответа на вопрос «Что делать дальше?», потому что я не знала, что есть другой пусть. Другая жизнь.

Несмотря на то, что я занимала хорошую должность, уйти я могла в другую компанию на неё же. Был ли в этом смысл? Для меня — нет. Будет всё то же самое. Я не видела в этой сфере своего развития, а самое главное — не находила для себя аргументов, почему мне стоит оставаться наёмным сотрудником и работать «на дядю». 10 лет опыта работы позади, путь от продавца-консультанта до руководителя отдела продаж и тупик. Меня преследовали уныние и плохое настроение, каждый день я была в каком-то упадке и ничто не могло меня порадовать. Работа высасывала все силы.

В период, когда я, как мне казалось, окончательно потеряла все жизненные ориентиры, Вселенная начала мне помогать. Я стала находить ответы на свои вопросы. Делала запрос, и моментально получала отклик.

Вихрем закружились события: сначала я уволилась одним днём, хотя до этого ничто не предвещало. Это было совместное решение с руководством, всё прошло обоюдно, без скандалов и криков.

Поиск ниши

И… Всё. Я забрала трудовую книжку, чувствуя себя абсолютно свободной. У меня не было идей, чем бы я могла заняться после увольнения. У меня не было «запасного аэродрома», я не искала вакансии, не планировала уход в другую компанию и продолжать развитие в этой сфере. И несмотря на подобную неопределённость, за спиной словно выросли крылья, и появилось ощущение, что я всё могу!

Ясно мне было одно: я хочу работать на себя и в своё удовольствие, хочу творить и просыпаться по утрам ради той работы, от которой я кайфую.

Для этого мне надо было ответить на один важный вопрос: «Как найти своё предназначение? Как найти дело всей жизни?». Кажется, что для этого нужны походы к психологу или серьёзное долгое самокопание, но это не так. Ответ лежит на поверхности: дело всей жизни — это то, что вы готовы делать бесплатно. То, что заряжает, вдохновляет; от чего вы получаете кайф. И если вы знаете ответ, он у вас откликается, значит, вы нашли своё предназначение! Тут важно помнить, что предназначение не равно сложить руки и ничего не делать, сидеть на диване в ожидании, что всё случится само собой. Наоборот: пробуйте, пробуйте, пробуйте! Снова и снова.

Ниша, в которой я сейчас зарабатываю и от которой получаю большое удовольствие, — это производство одежды. Когда я начинала, у меня были абсолютно нулевые знания о дизайне, о пошиве, и всему училась в процессе создания бренда.

На самом деле, развитие и изучение ниши — это беспрерывный процесс. Я постоянно вкладываю ресурсы — материальные, моральные, физические — в этот процесс.

Выбор ниши для меня не был случайным: помимо того, что это было ответом на вопрос о предназначении, Вселенная постоянно давала мне понять, что я права. Я знакомилась с людьми из этой сферы; попадала в ситуации, которые так или иначе связаны с этим бизнесом. Обстоятельства складывались так, что я погрузилась в швейное производство, и это сильно откликнулось.

Если честно, то изначально я планировала шить платья самостоятельно, но поняла, насколько это сложно и энергозатратно. После первой неудачной попытки поняла, что шить оптом выгоднее. Разумеется, это требовало от меня больших усилий, ведь требовалось собрать команду из швей, а также найти подходящее помещение. Но идея создания собственного бренда одежды так меня вдохновила, что я не была намерена отступать!

Первый заработок

Мои первые результаты не были ошеломительными, но они были для меня невероятно важны, так как впервые за 10 лет наёмного труда я увидела, что я могу сама! Заработанные 10-20-30 тысяч рублей значили для меня так много, словно это были миллионы. Я прислушивалась к себе, своему внутреннему голосу и понимала, что иду верной дорогой. Если есть результаты, и они приносят удовольствие, это значит, что надо продолжать в том же духе.

Бизнес развивался семимильными шагами. Я постоянно занималась им: изучала швейное дело, максимально погружалась в процесс, много времени уделяла созданию бренда. Благодаря тому, что я вложила много своих сил и, что немаловажно, своей души, я получила практически мгновенно отклик от аудитории. Уже с третьего месяца результаты продаж невероятно радовали, хотя обычно окупаемость такого бизнеса происходит не так быстро.

Это не было случайностью: перед тем как запустить все процессы, я тщательно изучила нюансы швейного производства, целевую аудиторию, рынок, полностью подготовила ассортимент, который, по моему мнению, «зайдёт» (кстати, так и произошло в итоге). Продумала идею бренда. Мой подход был настолько серьёзным, что я даже отучилась на швею-конструктора.

«Зачем это предпринимателю?!» — спросят многие. Маркетинг — понятно, финансы — тоже. Но пошив?

На самом деле, всё объясняется довольно просто: для того, чтобы брать на работу людей и быть уверенной в их знаниях и навыках, важно самостоятельно изучить вопрос от и до. Некомпетентные сотрудники — это потерянные нервы, силы, время и деньги. Бизнес этого не потерпит. Именно по этой причине я знаю основы пошива, обработки, какие бывают виды швов, виды ткани, нужна или нет проклейка, какой должна быть фурнитура и как её подобрать и многое другое.

Кроме того, корректировка лекал — это бесконечный процесс, который занимает очень много времени. И я обязана знать, что и каким образом необходимо менять, чтобы достичь желаемого результата и постоянно совершенствовать свои модели одежды.

Также поиском ткани занимаюсь я самостоятельно, и это, конечно же, довольно трудоёмкий процесс, который требует понимания всех нюансов.

Мои ошибки

Звучит всё очень красиво, не так ли? Но, конечно, не обошлось и без ошибок. Первая моя коллекция, которую я продавала 2 месяца, не выстрелила. Расстроило ли это меня? Нет, не очень. Я понимала, что ошибаться — это нормально. Даже у опытных бизнесменов случаются провалы, а я была новичком, который только-только переносил свои теоретические знания на практику.

Какие были ошибки в самом начале? Во-первых, выпуск коллекции не в сезон. Также некоторые финансовые недочёты (в конечном итоге коллекция была распродана по себестоимости — не так страшно, как могло бы быть, но я упустила выгоду и время). Неправильный подбор тканей. Все эти моменты я не учла, но это только подстегнуло меня развиваться дальше и учиться на собственных ошибках. До сих пор та ситуация помогает мне в работе, ведь любая ошибка — это бесценный опыт.

Конкуренция и УТП

Ниша, которую я выбрала, — это ниша с невероятной конкуренцией. Пошивом женской одежды занимаются сейчас многие. Но несмотря на это, мне удаётся удерживать хорошую маржинальность и производить прибыльный продукт. И самое главное — завоёвывать покупателей и повышать средний чек, так как наши заказчицы, однажды купив у нас вещь, возвращаются вновь. В большинстве своём их устраивает соотношение цены и качества; им нравится, как на них смотрятся вещи (я с особенной тщательностью выбираю лекала и ткань!).

Но я не могу сказать, что цена и качество — это такое уникальное конкурентное преимущество, которое выделяет бренд одежды на фоне остальных. Именно конечный результат вашего труда — то, что сделает вас конкурентоспособным на рынке. Это посадка, крой, ткани, цветовая гамма, актуальные коллекции. Важно, чтобы вещь смотрелась отлично не только на девушках размера XS, но также на женщинах с приятными округлыми формами. Подобрать такой универсальный фасон не так-то просто, но для меня это важно.

Кстати, о размерах: наличие обширной размерной сетки — ещё одно конкурентное преимущество, которое может выделить вас среди остальных. Часто бывает так, что девушкам приходится ждать нужный размер; «ловить» его, иначе очень быстро раскупят или и вовсе не иметь возможности купить что-то, потому что «нет размера». Мы стараемся сделать так, чтобы у нас был необходимый запас одежды и не создавать своим покупательницам дополнительных сложностей, связанных с приобретением понравившейся вещи.

Наш ассортимент позволяет женщинам с размерами 50-56 пополнить свой гардероб трендовыми платьями или брюками. Как правило, максимальный размер, который отшивают бренды, — это 48. Но это существенно понижает лояльность аудитории и сокращает количество покупателей. А закрытие болей и потребностей потребителя — это одна из составляющих успеха любого бизнеса. Поэтому моя рекомендация: даже если вы ограничены в бюджете, лучше перераспределите рулон ткани и отшейте все размеры, а не создавайте 15 платьев исключительно размера XS. Покупатели идут туда, где о них заботятся!

Мои успехи

Буквально за полтора года мне с нуля удалось создать успешный и прибыльный бренд: на одном только маркетплейсе Wildberries оборот составляет несколько миллионов рублей в месяц! Конечно, там есть свои нюансы по построению рабочего процесса и продажам, которые влияют на оборот. Также мой бренд присутствует на Lamoda и Ozon.

Сейчас я много времени занимаюсь масштабированием бизнеса, поэтому уже начала делегировать процессы. Хоть это давалось мне непросто из-за моего перфекционизма и уверенности в том, что никто, кроме меня, лучше не справится, я вижу, что это верное решение. К счастью, теперь у меня есть своя команда, без которой невозможно двигаться вперёд. В первую очередь важно отдать то, что не нравится делать самостоятельно. А потом уже постепенно передавать дела, которые откликаются, но занимают много времени и не дают концентрироваться на самом главном: стратегии развития бизнеса.

Ещё один важный момент, который я рекомендую передать, если вы не разбираетесь в этом вопросе — это управление финансами. Это важно, но далеко не каждый предприниматель способен справиться. Тут на помощь придут финансовые советники: они смогут внедрить финансовые учёты, рассчитать доходность и расходы, определить финансовую точку А (ту, в которой вы находитесь) и точку Б (ту, к которой вы хотите прийти), а также способы достичь желаемого результата. Без грамотного управления финансами вы можете очень быстро прогореть, либо совершенно никуда не продвинетесь без нужных показателей.

У меня грандиозные планы. На текущий момент мы уже открыли второе производство и, конечно же, не планируем останавливаться.

Заключительное слово

Всем тем, кто хочет заняться пошивом одежды, я могу сказать одно: не бойтесь конкуренции! Да, ниша занята. Да, здесь действительно высокая конкуренция — пожалуй, одна из самых высоких. Но это не значит, что тут нельзя добиться успеха и выйти на миллионные обороты. Как показывает практика, грамотный подход к бизнесу, искренняя любовь к своему делу, вовлечённость на все 100% и действительно ответственный подход к производству вещей дают хороший результат в очень короткие сроки.

Скорее всего, найдутся те, кто будут убеждать вас, что бизнес — это непостоянно, и лучше оставаться в «стабильном» офисе. Но подождите, откуда тогда случилась такая волна сокращений в пандемию? Может, не так уж и стабильно в найме?

Конечно, как предприниматель с опытом, я могу посоветовать вам накопить первоначальный капитал на открытие собственного бизнеса (неважно, онлайн он будет или офлайн), так как издержки всё равно будут.

Ищите дело по душе. Искренне его любите. Будьте готовы к трудностям, но не сдавайтесь.

Помните: когда вы понимаете головой и душой, что это ваша стихия, к вам приходят нужные знания и опыт.

Алёна Рафикова
Владелица брендового бутика

МенеджерПорталПубликацииженская одежда,история успеха,пошив одежды,публикации,Рафикова АленаКак уволиться одним днём с опостылевшей работы, найти дело по душе и выйти на миллионные обороты, - рассказывает владелица брендового бутика Алёна Рафикова. Моя история: уйти из найма после 10 лет работы Моя история, наверное, похожа на многие другие и одновременно с этим не похожа ни на одну. Знаете чувство беспомощности...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА