Что такое Agile и почему в последнее время все больше и больше компаний переходят на формат самоорганизующихся команд, рассказывает Елена Дикая, компания OnAgile Consulting.

Agility во всем
Agility во всем

Крупные технологичные компании во всем мире уже не первый год стремительно переходят на формат самоорганизующихся команд. Почему? Да потому что быстро, качественно и единственный способ привлечь молодых и амбициозных специалистов для работы в корпорациях. Сбербанк, Яндекс, Северсталь, Авито и многие другие уже не представляют свою работу без Agile-команд. Проектируются новые офисы, все глубже изменяются структуры организаций в целом. Все чаще на страницах с предложением вакансий таких компании можно встретить непонятную на первый взгляд должность – Agilecoach.

А как же малый и средний бизнес? Интерес растет и у них. Но Agile трансформация – мероприятие недешевое, специалистов на рынке мало, для самостоятельного изучения требуется много времени, а внедрение – это отдельный сложный проект, финансовые результаты которого на данном этапе не очевидны.

Все больше предпринимателей, узнав о пресловутых «бирюзовых» организациях спорят на тему: работает или нет. Кому-то кажется, что это реальность сегодняшнего мира, кому-то что это все уже было и нежизнеспособно, кому-то что, где угодно, только не в России. Но тема не оставляет никого равнодушным. Так что же такое agile и кому это на самом деле нужно?

Нам выпала честь жить в мире, где нет границ, а информация льется проливным дождем, каждый раз предлагая новые неизвестные и переворачивая вчерашнюю истину с ног на голову. Быть уверенным в том, что принятое сегодня бизнес-решение через полгода не потеряет свою актуальность, становиться все сложнее. Поэтому быть «гибким» становиться важнее, чем быть «стальным». Agile подход говорит, что пока ваша компания маленькая – она гибкая и подвижная, каждый выполняет все, что необходимо, нет руководителей и подчиненных, есть команда равных коллег. Но с ростом бизнеса появляются подразделения, департаменты, руководители, должностные инструкции, согласования и так до бесконечности. Все это создает ощущения порядка и структуры, но на выходе вся эта машина усложняет принятие простых решений, погрязая в бесконечных проектах и спорах между отделами. Agile предлагает другой вариант роста компании – создание горизонтальной структуры, вместо вертикальной.

Говоря про Agile, нельзя не вспомнить основные истины подхода, закрепленные в так называемом agile-манифесте. И первая из них гласит: люди и взаимоотношения важнее процессов и инструментов. И это про то, о чем говорят каждый день в вашем офисе – мы клиентоориентированные и у нас дружный коллектив. А как дела обстоят на самом деле?

А на самом деле, клиентоориентированность разбивается о скалы бухгалтерии, а коллеги спорят до одурения, кто виноват, что с клиентом проблема и кто же в итоге должен разруливать все это. Руководитель в этой ситуации представляется как мудрый Соломон, выступающий судьей и единственным здравомыслящим человек во всей цепочке. И пока в компании человек пятьдесят сотрудников, он справляется с этой важной миссией, хотя и является узким местом. Отсюда перегруз ответственности у руководителя и избегание ее всеми остальными сотрудниками. Клиент страдает, отношения в коллективе накаляются.

Что бы это не происходило, Agile предлагает ставить одной из задач компании — развитие самосознания каждого сотрудника и постоянно работать над навыками взаимодействия в коллективе. Работать над здоровьем лучше профилактическими методами, а не хирургическими.

А что же руководитель? Уедет жить на Бали и будет считать прибыль, приносимую ему осознанными сотрудниками, думаете вы? Не совсем так. Или даже совсем не так. Любой компании нужен лидер, люди смотрят на него и равняются. Но каким он должен быть в Agile-компании? И тут стоит задуматься о сути лидерства. Как лидер получает свою власть? Что кроме должностной инструкции заставляет сотрудников подчиняться руководителю? Откуда берется истинное уважение? Только ли опыт, навыки управления и делегирования важны для талантливого управленца? Вместе с работой над осознанностью сотрудников, руководителю необходимо работать над своим мировосприятием. И если мы ждем от коллег ответственности в работе, то стоит стать им верным помощников на этом нелегком пути. А не брать опять все в свои руки, обвиняя всех в отсутствии способностей, дурном характере или недостаточном уме. Лидер должен стать терпеливым слугой своим подчиненным. Только тогда люди почувствуют свою значимость и особую задачу на пути достижения общей цели.

Так что же такое Agile на самом деле? Это образ мыслей, свойственный новым людям. Свободным и желающим делать что-то важное и полезное для своего окружения и мира в целом. А что бы появилось время, для того чтобы выстраивать все эти взаимоотношения внутри коллектива, Agile предлагает набор простых инструментов, которые помогут организовать четкий и прозрачный рабочий процесс. Это, например, Scrum и Kanban, которым обычно и обучают на специальных тренингах. Но их использование без осознания самой сути становиться бесполезным Карго культом.

Agile подходит не для всех компаний и не для всех руководителей. Пока. Если бы мы жили сто лет назад, то скорее всего не смогли бы прочитать эту статью, просто потому что не знали азбуки. А если бы мы жили двадцать лет назад, то не смогли бы прочитать ее, так как еще не было интернета. Но наш мир меняется, и, к счастью, в лучшую сторону.

Елена Дикая
Компания OnAgile Consulting

МенеджерПорталПубликацииagile,agile-подход,OnAgile Consulting,Дикая Елена,публикацииЧто такое Agile и почему в последнее время все больше и больше компаний переходят на формат самоорганизующихся команд, рассказывает Елена Дикая, компания OnAgile Consulting. Крупные технологичные компании во всем мире уже не первый год стремительно переходят на формат самоорганизующихся команд. Почему? Да потому что быстро, качественно и единственный способ привлечь...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА