Три совета молодому предпринимателю даст Рустэм Хайретдинов, генеральный директор компании «Атак Киллер».

Рустэм Хайретдинов, генеральный директор компании «Атак Киллер»
Рустэм Хайретдинов, генеральный директор компании «Атак Киллер»

В бизнес всё чаще идут молодые люди, компенсирующие недостаток жизненного опыта энергией и задором. Предпринимательство, особенно технологическое, нуждается в новых идеях, поэтому молодым предпринимателям помогает и государство, и частные фонды, и более опытные предприниматели. Не имея своего опыта, молодые бизнесмены черпают информацию о нюансах бизнеса из чужого: из статей, из постов в соцсетях, из кинофильмов, а там этот «опыт» слишком причёсан и выставлен в позитивном ключе. К тому же налицо традиционная «ошибка выжившего» — СМИ изучают «истории успеха», которые сложно тиражировать, поскольку они свершились в других местах, в другом времени, в другой технологической и рыночной ситуации. Для того же, чтобы выжить здесь и сейчас, прежде всего нужно понимать ошибки, которые сделали те, кто работают прямо здесь и сейчас, и особенно – если эти ошибки привели к серьёзным потерям, вплоть до банкротства.

Поэтому мой топ-3 ошибок таков: фокусировался на продукте, искал инвесторов, пытался сделать универсальный продукт. Несколько раз эти ошибки доводили мои проекты до банкротства. Что нужно делать, чтобы такого не случилось?

1. Фокусироваться на клиенте, а не на продукте

Мне часто приходится встречаться с молодыми предпринимателями, общий подход к бизнесу которых можно выразить одной фразой: «смотри, какую мы классную штуку придумали, придумай, как её продать». Такой подход могут исповедовать крупные компании с сотнями имеющихся клиентов по другим продуктам или с развитым внутренним спросом – кому-то из уже имеющихся внешних или внутренних потребителей новая технология может действительно понравится. У вас же нет этих готовых клиентов, их придётся искать и говорить с людьми, которых вы не знаете, не о ваших технологиях, а о проблемах этих людей. Поэтому правильная постановка задачи выглядит так: «мы обнаружили потребность у нескольких клиентов, давай подумаем, как её можно удовлетворить и можно ли это масштабировать ещё на десять-сто-тысячу».

2. Тратить время на привлечение клиентов, а не инвесторов

Я сам потратил довольно много времени на поиск инвесторов и сегодня откровенно сожалею о потерянном времени. У предпринимателя и инвестора на ранних этапах бизнеса разные интересы – первые хотят избавиться от босса, проверить гипотезу, изменить мир, в конце-то концов, а вторые просто хотят многократно заработать. Чем более развитым становится бизнес, тем ближе его интересы с инвесторскими – масштабирование и региональная экспансия требуют денег. Но когда у вас есть только идея и прототип, лучше показывать их клиентам, а не инвесторам. Как только у вас появятся клиенты, не вы будете стоять в очереди из проектов к инвесторам, а инвесторы буду стоять в очереди к вам. Первый рыночный клиент (то есть тот, кто купил не по дружбе, не из симпатии к вам, а именно из-за ценности продукта или услуги) – это всё, что нужно молодому бизнесу. Он не только даст вам денег, за которые вы не будете обязаны слушать его идеи, как вам развивать ваш бизнес, но и даст вашей идеи пользовательский опыт, оттестирует продукт/услугу, выступит референсом для следующих клиентов, подкинет мысли, как развиваться дальше. Поэтому каждый рубль, полученный от клиента стоит больше трёх рублей инвесторских денег.

3. Знайте свою «силу»

Когда-нибудь наверняка вы сможете делать полнофункциональные продукты или оказывать широкий спектр услуг. Но только не на старте, у вас на это просто нет ещё ресурсов. Нужно иметь одно свойство продукта или услуги, которая у вас будет лучше других настолько, что клиент не обратит внимание на промахи в остальных или смирится с тем, что вы некоторое время будете их доводить до уровня конкурентов за его счёт. Что-то вы должны уметь делать лучше всех в той нише, в которой работаете. У некоторых предпринимателей есть иллюзия, что можно делать «всё как у всех», но немного дешевле. «Ценовая война» рабочая стратегия развитого бизнеса, но на старте она не работает – вам нужны деньги на оттачивание технологии, поэтому падать в цене – точно не вариант.

Предпринимательство даёт драйв почище мотогонок, но как и в мотогонках, в нём существуют правила безопасности, написанные кровью тех, кто их нарушал. Не повторяйте чужих ошибок, дерзайте.

МенеджерПорталПубликацииАтак Киллер,публикации,советы предпринимателям,Хайретдинов РустэмТри совета молодому предпринимателю даст Рустэм Хайретдинов, генеральный директор компании «Атак Киллер». В бизнес всё чаще идут молодые люди, компенсирующие недостаток жизненного опыта энергией и задором. Предпринимательство, особенно технологическое, нуждается в новых идеях, поэтому молодым предпринимателям помогает и государство, и частные фонды, и более опытные предприниматели. Не имея своего опыта,...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА