Что лучше сделать, начать свой бизнес с нуля или купить франшизу, рассказывает Дмитрий Хоняк, владелец сети и франшизы «Суши Гурмэ».

Свой бизнес или франшиза
Свой бизнес или франшиза

С появлением на территории России и постсоветского пространства понятия франчайзинга у предпринимателей появился выбор – создавать и развивать собственный бренд или купить готовый. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы, в которых мы попробуем разобраться.

Начать следует с определения ниши. Далеко не всегда будущие предприниматели знают, какой именно бизнес они хотят открыть. Как правило, есть некая сумма денег на открытие и уже исходя из нее подыскиваются варианты. В этой ситуации я советую искать именно то, к чему лежит душа и чем нравится заниматься. Конечно, если бюджет больше 10 млн., то можно набрать отличную высокопрофессиональную команду, отличных подрядчиков и т.д., которые будут делать всю основную работу, а владелец только контролировать и получать прибыль.

Но чаще всего речь идет о малом бизнесе и первоначальных вложениях до 3-5 млн. рублей. Здесь нужно быть готовым вкладывать много времени, сил в развитие бизнеса (вне зависимости от того, свой это бренд или франшиза), быть в теме 24/7 и знать все процессы изнутри, зачастую самостоятельно отвечать за те или иные направления. Поэтому очень важно выбирать тему, которая близка, а не просто популярна или обладает высокой рентабельностью. Если ориентироваться только на деньги, то очень скоро вы придете к замкнутому кругу офисного клерка, который каждый день ходит на нелюбимую работу, ненавидит ее всей душой, но не может уйти, потому что слишком много завязано. Даже еще хуже, потому что как предприниматель вы работаете не на кого-то, а на себя.

Иногда выбор ниши уже на первоначальном этапе позволяет определить формат бизнеса. Некоторые направления в принципе не предусматривают наличия франшизы и вопрос решается сам собой. Например, изготовление селективных духов и т.п., где требуется свое мощное производство или уникальные специалисты – в этих случаях франшиза бессмысленна.

Следующее, на что стоит обратить внимание – это опыт работы в этой сфере. Если человек долгое время проработал в качестве наемного специалиста, изучил эту деятельность изнутри, узнал слабые стороны и, проведя работу над ошибками, открыл собственную компанию – это хороший путь. Действительно отличный специалист, который к тому же смог подобрать хорошую команду, имеет все шансы запустить удачное дело и без франшизы. Хотя если у человека не было предпринимательского опыта, я бы все равно советовал первый бизнес открывать именно по франшизе. Есть много моментов, которые может не знать наемный работник, но с которыми сталкивается владелец – от бюрократических вопросов и оформления документов до форс-мажоров. Франшиза – это отработанная модель, которая на короткой дистанции действительно позволяет сэкономить, несмотря на затраты на паушальный взнос и роялти. Тем более ничто не мешает через некоторое время отказаться от франча и работать самому.

Свой первый бизнес – диско-бар – я открывал самостоятельно, потому что на тот момент даже не слышал про франчайзинг. К тому времени у меня уже было три года опыта работы поваром и директором сети, не новичок. Потом я открыл ИП по доставке, еще одно заведение общепита, уже японская кухня премиум-качества – прежде, чем пришел к решению купить франшизу. Мои самостоятельные предприятия были довольно успешными, но этот успех давался большой кровью, все приходилось узнавать самому, методом проб и ошибок. Франшиза уберегла бы меня от многих проблем на том этапе.

Но не стоит думать, что франшиза только для начинающих предпринимателей. Опытные бизнесмены тоже покупают франшизы с целью диверсификации своего капитала. Они сознательно жертвуют паушальным взносом, роялти и свободой действий, но значительно сокращают свои затраты на новый бизнес – как финансовые, так и временные, ресурсные. Также есть примеры молодых предпринимателей, которые открывались самостоятельно практически без опыта и навыков управления бизнесом, и становились успешными, но это скорее исключения, которые только подтверждают правила.

Определяясь с выбором, можно сделать небольшой чек-лист самопроверки по основным бизнес-процессам, начиная от идеи и закачивая реализацией. Если это производство, то знаю ли я, какое оборудование нужно закупить, какие сотрудники мне нужны, какого уровня компетенции и как их нанять, как выстраивать взаимодействие с заказчиком/клиентом, как сделать рекламу (я имею в виду, не именно рекламу, а все каналы, через которые клиент находит и выбирает именно этот продукт – сайт, контекстная реклама, SMM и прочее). Если да большинство вопросов вы уверенно отвечаете «да» – то можно делать выбор в пользу своего бренда. Если есть какие-то сомнения, то лучше начать с франшизы. Я бы сказал так – свое дело можно открывать, когда ты самостоятельно можешь закрыть каждую позицию каждого работника.

Не стоит забывать, что франшиза франшизе рознь. Есть доступные, которые предоставляют опыт, им действительно не жалко заплатить. Есть, которые стоят космически дорого и нацелены только на извлечение прибыли из франчайзи, это их способ заработка. Например, включают в договор пункты об обязательной покупке оборудования по завышенной цене, навязывают другие жесткие требования, которые не выгодны франчайзи. Для того, чтобы не попасться, следует внимательно и тщательно изучить все варианты, провести аудит выбранных франшиз, ознакомиться с отзывами, еще лучше – поговорить с реальными франчайзи, которые уже работают с этим брендом.

МенеджерПорталПубликациипубликации,Суши Гурмэ,франчайзинг,франшиза,Хоняк ДмитрийЧто лучше сделать, начать свой бизнес с нуля или купить франшизу, рассказывает Дмитрий Хоняк, владелец сети и франшизы «Суши Гурмэ». С появлением на территории России и постсоветского пространства понятия франчайзинга у предпринимателей появился выбор – создавать и развивать собственный бренд или купить готовый. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА