Что такое «Николаевская ферма» или Как открыть молочное производство из патриотических соображений и за год вырасти в 6 раз, — об этом рассказывает Надежда Румак, Национальная премия «Бизнес-Успех».

История успеха: «Николаевская ферма», производитель молочной и кисло-молочной продукции
История успеха: «Николаевская ферма», производитель молочной и кисло-молочной продукции

«Николаевская ферма» из Кувшиново Тверской области производит молочную и кисло-молочную продукцию чуть больше года и за это время выросла в 6 раз. Александр Мельников и Сергей Николаенко пришли в производство продуктов питания из патриотического порыва — поддержать государство в период санкций и в чистом поле построили молокоперерабатывающий завод. Партнёры делают ставку на натуральность и делают дорогой продукт для ценителей качества. Предприниматели рассказали, как они решились вложить в проект 300 млн рублей, как нашли каналы сбыта и зачем сотрудничают со Сколково, выращивая себе конкурентов.

В 2015 году после введения против России санкций у Сергея Николаенко (он является основным бенефициаром компании) и Александра Мельникова появилась идея о создании производства молочной и кисло-молочной продукции. «На волне популярности импортозамещения захотелось создать большое достойное дело, — говорят предприниматели. – Мы хотели, чтобы это было производство, и именно пищевое, так как огромное количество фальсификата на полках магазинов нас не устраивало и даже возмущало как патриотов и граждан страны».

Совсем недавно выпускник МГИМО, работавший в холдинге «Еврохим», Министерстве экономического развития РФ и Евразийской экономической комиссии Николаенко и опытный управленец из семьи военных летчиков с опытом работы в центральном аппарате ЛУКОЙЛа Мельников даже и не предполагали, что будут реализовывать проект именно в сельскохозяйственной отрасли.

Но «звезды сошлись». Летом 2015 года партнёры учредили «Николаевскую ферму», фирменный стиль для неё заказали в дизайнерском агентстве. Назвали компанию в честь последнего российского императора, помня о том, что экономически сильной Россия была именно при нём и мечтая о возрождении былого величия.

«Ферму мы видим самым большим проектом нашей жизни, который будут продолжать наши дети и внуки», — заявляют партнёры.

Площадку для будущего проекта тоже выбрали «с учетом исторической справки». Кувшиновская земля стала родиной для предков Мельникова по материнской линии, и там же прошло его детство. Ровно за год в чистом поле компания «Николаевская ферма» спроектировала, построила и запустила высокотехнологичный молочный завод с мощностью переработки 130 тонн молока в сутки. На заводе нет ни единого «импортного болта», все технологическое и инженерное оборудование, транспорт отечественного производства. Производителей оборудования собрали по всей стране — в Ногинске, Вятских Полянах, Боровичах, Челябинске, Санкт-Петербурге и Ижевске. Технология и рецептура продукции была разработана при участии экспертов Всероссийского института молочной промышленности в Москве. В проект вложили 300 млн рублей, основная часть которых собственные средства партнёров. Аккумулировать такую сумму из собственных средств на тот момент им помогла курсовая разница (сбережения хранились в евро и долларах).

История успеха: «Николаевская ферма», производитель молочной и кисло-молочной продукции
История успеха: «Николаевская ферма», производитель молочной и кисло-молочной продукции

Осенью 2017 года запустили производство и сбыт продукции. Сначала ассортиментная линейка была всего из трёх позиций (это были молоко, кефир и сметана), но за год завод стал выпускать 15 наименований кисло-молочной продукции: это молоко, кефир, сметана разных видов жирности, творог, масло сливочное, мягкий сыр. Сырье партнёры закупают в регионе в Тверской области, а также привозят из соседних областей — Московской, Калужской, Смоленской, Новгородской.

Завод работает меньше года, говорить об окупаемости проекта еще рано. Предприятие только разгоняет свою проектную мощность, но темп роста показателей вселяет в предпринимателей оптимизм: за год компания увеличила объем производства в 6 раз за счет качественных подходов в производстве, рекламе и напряженной работы.

«Николаевская ферма» сотрудничает с 25 региональными и 2 федеральными торговыми сетями. Основные регионы сбыта — Москва и Санкт-Петербург, но продукцию покупают в Казани, Пензе и Тольятти. Покупают продукцию в ГУМе, сетях «Твой Дом», «Алые Паруса», «Магните», «Бахетле» и многих других. Николаенко и Мельников не раскрывают всех деталей выхода в крупные торговые сети, но признаются, что прозрачность и честность может пробить любые стены: «Порядочному производителю всегда и везде рады!».

Мельников и Николаенко уже столкнулись со сложностями в поиске инвестиций. «С начинающими проектами банки совершенно не готовы работать, они готовы поддерживать именно состоявшиеся проекты, которые могут уже декларировать свои отчеты о прибылях», — с сожалением отмечают предприниматели.

«Наши подходы в корне отличаются от морально-этических подходов большинства производителей молочной продукции, — говорит Мельников. – Они поставляют на полки магазинов до 75% фальсификата (данные Росстата). В использовании сухого молока основное лукавство наших производителей. Многие никак не хотят на своих этикетках указывать правдивую информацию — что это, например, «молочный продукт», а не молоко, «кефирный продукт», а не кефир».

С этим предприниматели борются своими силами. Чтобы в молочной продукции победила натуральность, Мельников и Николаенко в Сколково принимали участие в создании модели «Нового национального стандарта питания», которая включает в себя все направления отрасли и позволяет следить за качеством продукции от «поля до прилавка».

«Эту модель мы сейчас уже пытаемся реализовать в регионе», — говорит Александр Мельников.

Энтузиазм предпринимателей не знает границ. При непосредственном участии профильного министерства они готовятся создать Ассоциацию сельхозтоваропроизводителей, ведут работу с Тверской сельскохозяйственной Академией по подготовке кадрового резерва. Активно внедряют систему качества ГИС «Меркурий», как на своем предприятии, так и на площадках партнеров.

Но партнёры признаются, что реализовать такую модель во всей стране будет трудно. Преодолеть слабую информированность сложно даже среди специалистов профильных ведомств, которые не знают о работающих механизмах финансовой поддержки, ресурсных стейкхолдерах и нормативных документах.

История успеха: «Николаевская ферма», производитель молочной и кисло-молочной продукции
История успеха: «Николаевская ферма», производитель молочной и кисло-молочной продукции

Компания ведет социально ориентированный бизнес. В Тверской области предприниматели продают свою продукцию с минимальной наценкой, почти по себестоимости.

Большую пробуксовку в реализации проекта они почувствовали в реализации федеральной программы по изъятию и вводу в оборот неиспользуемых сельхозземель.

«Утвержденный и применяемый механизм по вводу в оборот земель сельхозназначения работает очень медленно, — говорят партнёры, — а порой эта затяжка дает собственникам необрабатываемых земель оформить их на других лиц и избежать мер ответственности. Считаем, что необходимо пересматривать саму систему и увеличивать размер штрафов. Тогда и избавляться от таких проблемных активов будут легче и быстрее. Конечно же, в итоге, все необходимые ниточки нашли, но на это ушло несколько месяцев».

Также проблемой считают и существующую ситуацию по инфраструктурным инженерным объектам и мощностям. Электросети находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, не хватает мощностей для грамотной эксплуатации завода. Предприниматели столкнулись с проблемой в электроснабжении и водоснабжении. Пришлось вынести эти вопросы на уровень губернатора региона, и тогда лед тронулся.

В планах у Мельникова и Николаенко расширить ассортимент и увеличить объемы производства по уже выпускаемой продукции. В течение 2019 года партнёры планируют построить цех по выпуску различных видов твердых и полутвердых сыров, а также запустить цех по производству детского питания. Для этого партнёры хотят привлечь инвестиционные деньги, при этом добавляя собственные оборотные средства: «Для себя мы уже изучили источники и механизмы привлечения инвестиционных средств. В этом направлении работаем с Россельхозбанком, Сбербанком, Корпорацией МСП и Фондом развития моногородов, ведь наш базовый город тоже является монотерриторией».

«Конечно же, выпуск качественной и натуральной продукции требует высокосортного сырья, увеличения сырьевой базы, — говорит Александр Мельников. — Это наша стратегическая задача, для решения которой мы в период до 2022 года планируем построить и ввести в эксплуатацию комплекс по содержанию высокопроизводимых русских пород крупного рогатого скота. Сегодня такие породы производят племзаводы Ленинградской и Ярославской областей. После запуска этого комплекса дальнейшим и логичным продолжением проекта станет развитие мясопереработки».

Надежда Румак
Национальная премия «Бизнес-Успех»

МенеджерПорталПубликацииимпортозамещение,история успеха,молоко,молочная ферма,молочное производство,Николаевская ферма,производство,публикации,Румак Надежда,фермаЧто такое «Николаевская ферма» или Как открыть молочное производство из патриотических соображений и за год вырасти в 6 раз, - об этом рассказывает Надежда Румак, Национальная премия «Бизнес-Успех». «Николаевская ферма» из Кувшиново Тверской области производит молочную и кисло-молочную продукцию чуть больше года и за это время выросла в 6 раз....ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА