Предприниматели, которые инвестируют в открытие франшизы, часто строят в голове иллюзии о будущем своего бизнеса. Одни думают, что франшиза — просто возможность зарабатывать деньги под вывеской известного бренда, другие — что с франшизой можно работать без особых усилий. На что может рассчитывать инвестор на самом деле и чего стоит требовать от франчайзера, — рассказывает Виталий Курбатов, директор департамента франчайзинга компании «Этажи».

Как взять от франшизы максимум
Как взять от франшизы максимум

На что не стоит рассчитывать

Начнём с ожиданий, которые не имеют ничего общего с реальностью.

Что всё сделают за вас

Если с бизнесом, открытым по франшизе, что-то пошло не так, скорее всего никто не поедет и не будет спасать ситуацию. Это не задача франчайзера. Он лишь даёт инструменты, знания, опыт, компетенцию, консультации. Ваша задача правильно ими воспользоваться.

Важно, чтобы у франчайзи-партнёра был опыт управления. Можно провести аналогию между франшизой и современным истребителем, который стоит на взлётной полосе. Без специальных навыков, которыми должен обладать пилот, он не взлетит. Так и в бизнесе: без управленческого опыта шанс потерпеть фиаско увеличивается в разы.

Что можно будет просто получать пассивный доход

Есть предприниматели, которые планируют вложить в бизнес деньги, и без особых усилий выйти в плюс через год, получая сверхприбыль. Они воспринимают франшизу как вендинговый аппарат, который можно подключить к розетке и получать пассивный доход. Таких бизнесов не существует.

Франчайзинг — это возможность действовать, вести бизнес под брендом компании, по её методикам, технологиям и бизнес-процессам. Это про бизнес и активное управление.

Что за вас будут принимать решения

Принятие решений — это основная компетенция руководителя. Что такое успех в бизнесе? Это результат тысяч решений, которые принимаются ежедневно; начиная от расположения вешалки для одежды, заканчивая вектором стратегического развития на ближайшие три года.

Важно понимать, что покупая франшизу, вы становитесь полноценным собственником бизнеса, и ответственность за принимаемые вами решения лежит только на ваших плечах. Франчайзер выступает партнёром, который передаёт вам технологии, подсказывает в трудной ситуации, обучает, но никогда не делает за вас выбор.

На полную своевольность

Франшиза — это бизнес, за который отвечает франчайзи. Но для успешной работы нужно соблюдать ряд ограничений и стандартов. Например, если брендбук коричневый, не надо делать его зелёным — вас как минимум не поймут.

Не стоит вмешиваться и в основные бизнес-процессы. Если компания-франчайзер своими результатами доказала успешность, значит она уже совершила все те ошибки, которых вы можете избежать. Многие партнеры этого не понимают, у них есть желание «порулить». Они не хотят ехать прямо, предпочитая другой путь. Но франчайзер уже ездил и знает, что там ничего нет.

На что стоит рассчитывать

Теперь список того, что нужно обязательно потребовать от франчайзера.

Аудит системы

В любой момент времени вы имеете право получить комплексный аудит своей системы и узнать, насколько эффективно она работает. Проверку может провести и тот, кто профильно занимается филиалами (в нашем случае это территориальные менеджеры), и первое лицо компании. Например, наш генеральный директор и учредитель посещает некоторые города и проводит глубокий аудит. Почему нет? Об этом можно и нужно договариваться.

Модель франшизы, которая подходит вашему городу и региону

Модель должна быть адаптированной. Если франчайзер уверяет, что стандарт работает и на город с населением в 50 тысяч человек, и на город в 20 миллионов — стоит задуматься.

Например, в ресторанном бизнесе франчайзер согласовывает или не согласовывает месторасположение. Если он посчитает, что площадка плохая, он он не разрешит открыть заведение. Франчайзер хочет сэкономить ваши деньги и своё время. Если ему всё равно где вы хотите открыть бизнес, это сигнал — скорее всего это история про продажу франшизы и получения паушального взноса. Таких историй нужно избегать.

На помощь с подготовкой к открытию

Франчайзер обязательно должен согласовать локацию, помочь подготовить помещение, обучить сотрудников, организовать стажировку и помочь поставить все бизнес-процессы. Например, в нашей дорожной карте открытия более 500 пунктов, и с каждым из них помогает запускающий менеджер.

Очень важна помощь франчайзера в найме персонала. Он должен проконсультировать, кого и как набирать и в каком количестве. При этом нанимать людей — обязанность франчайзи-партнёра. Если наймом займётся франчайзер, предприниматель не будет обладать нужной компетенцией. Другими словами, задача франчайзера научить рыбачить, а не дать рыбу.

На поддержку других франчайзи-партнёров

В общении с франчайзером вы получаете опыт старшего брата — большой системы, которая, скорее всего, в десятки раз больше вашего бизнеса. А общаясь с франчайзи-партнёром, можно получить совет от предпринимателей своего уровня. Плюс, можно задать вопрос тем, кто ушёл на 10–15 шагов вперёд. Они знают, что нужно делать и как избежать ошибок на этапе роста.

Поэтому нужно обязательно пользоваться опытом сообщества предпринимателей, которые открыли франшизу той же компании. Должны быть какие-то сообщества, круглые столы, сейшены, тусовки, сборы и так далее. Как минимум, попросите контакты, если франчайзер сам не организует сообщество. Общайтесь друг с другом, обменивайтесь опытом.

На совершенствование и обновление системы

Бизнесу нужна динамика. Когда вы ударили по рукам, обучили персонал и запустили франшизу, можно вести бизнес. Но с течением времени многое меняется, и компания должна адаптироваться к этим изменениям.

Если франчайзер не занимается обновлением процессов и не передаёт вам новые материалы, стоит задуматься, зачем вообще платить роялти такому партнёру. Эффективная франшиза — это динамичная система, а не статика.

На погружение в процессы и стажировку в главном офисе

Одно из самых правильных действий, которые стоит предпринять — пройти практику в одном из действующих бизнесов, обучиться самому. Это нужно, чтобы процент фиаско при запуске был сведён к нулю.

Даже если у вас есть бизнес опыт, есть управленческая практика, многие правильные франчайзинговые концепции требуют пройти обучение, например, на кухне. Им неважно, сколько миллионов вы заплатили за франшизу. Без личного погружения эффект будет другим.

Приехав поработать в штаб-квартиру компании, нужно познакомиться с корпоративной культурой, узнать о последних инструментах и получить ответы на вопросы. Зайти в отдел маркетинга, HR-отдел, узнать, как сотрудники достигают тех или иных целей. Франчайзеры должны это показывать, потому что подписали с партнёром договор, а значит заинтересованы в его успехе.

На предложение собственных идей

Полная своевольность может навредить бизнесу, но если у вас есть идея, как улучшить процессы, обязательно обсуждайте их с главным офисом. У франчайзера должен быть механизм принятия идей от партнёров. Если предложение окажется стоящим, его должны применить ко всей сети франшиз.

Например, мы в компании «Этажи» поощряем тех, кто провёл успешный эксперимент и внедрил практику, которую мы впоследствии применили во всех отделениях. Партнёрам, которые запустили экспериментальный проект, тратили время и деньги, мы компенсируем затраты.

Резюме:

1. Франшиза — это ваш бизнес. Работать над ним и брать ответственность за результат придётся вам. А франчайзер выступает как ваш консультант и помощник, готовый всему вас научить и передать успешный опыт.

2. Франшиза предполагает ряд ограничений, которых нужно придерживаться. Но они нужны, чтобы путь к успеху был гладким. Обсуждайте идеи с франчайзером, чтобы не изобретать велосипед.

3. Пользуйтесь всеми плюсами принадлежности к большой сети: больше общайтесь с франчайзи и не стесняйтесь спросить совета. Обмен опытом откроет перед вами большие возможности и позволит избежать многих ошибок.

4. Франчайзер должен быть заинтересован в успехе партнёра: проводить стажировки, аудит системы и погружать в процессы. Ищите франчайзера, который делает акцент на развитие — такой партнер с большей вероятностью поможет вам раскрыть потенциал вашего бизнеса.

Виталий Курбатов
Директор департамента франчайзинга компании «Этажи»

МенеджерПорталПубликациибизнес по франшизе,Курбатов Виталий,публикации,франчайзинг,франшиза,ЭтажиПредприниматели, которые инвестируют в открытие франшизы, часто строят в голове иллюзии о будущем своего бизнеса. Одни думают, что франшиза — просто возможность зарабатывать деньги под вывеской известного бренда, другие — что с франшизой можно работать без особых усилий. На что может рассчитывать инвестор на самом деле и чего стоит...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА