Как выбрать успешную франшизу, рассказывает Евгений Добринин, коммерческий директор АО «Навиком», официального российского дистрибутора GARMIN — разработчика «умных» носимых гаджетов.

Евгений Добринин, коммерческий директор АО «Навиком»
Евгений Добринин, коммерческий директор АО «Навиком»

Франчайзинг – современный способ масштабировать свой бизнес. С помощью открытия бизнеса по франшизе можно избежать многочисленных рисков и нерационального расходования средств. Подобная схема уже очень активно применяется за рубежом и набирает свою популярность на территории РФ.

Наличие высокой конкуренции в области франчайзинга нередко ведет к тому, что появляются недобросовестные франчайзеры, стремящиеся получить выгоду и прикрыть свой бизнес. Некоторые франчайзеры сталкиваются с неожиданными препятствиями: слишком высокие темпы роста, модель перестает давать доход и т.д.

В результате всего этого франчайзи может стать заложником ситуации. Как избежать подобного негативного развития событий? Давайте посмотрим, на какие особенности стоит обращать внимание при выборе подходящей франшизы.

Изучение типа франшизы

Первое, что нужно сделать – это разобраться с бизнес-моделью, используемой для франчайзинга. Бизнес-франчайзинг может иметь один из трех видов:

  • Чистая франшиза. В данном случае франчайзи получает бизнес под ключ (лицензирование, производственные мощности, экспертизы, маркетинговые материалы, системы контроля качества и т.д.). Обычно подобные франшизы распространены в общепите.
  • Франшиза на торговую марку. В данном случае франчайзи может использовать только торговое имя.
  • Франшиза на дистрибуцию. Этот вариант позволяет франчайзи вести продажу определенных продуктов или услуг на новых рынках. В качестве примера можно привести продажу напитков Coca-Cola на территории РФ.

Самая распространенная модель – это чистая франшиза. В данном случае головная компания дает предпринимателю (франчайзи) определенную свободу действий. К примеру, франчайзи могут устанавливать порядка 10% меню самостоятельно. Однако существуют компании, которые очень жестко расписывают все процессы вплоть до мельчайших деталей.

Проверка франчайзера

Грамотные франчайзеры никогда не скрывают необходимых деталей по своему бизнесу. К примеру, Федор Овчинников, основатель Dodo Pizza, регулярно публикует открытые отчеты по своим достижениям в разных городах и регионах. Реальная статистика по каждой точке – лучшая реклама для любой франшизы.

Безусловно, в данном случае важна открытость и добросовестность франчайзера. Достоверность сведений можно проверить косвенно – к примеру, по различным базам, которые имеются в свободном доступе. Можно изучить финансовые показатели того или иного юр. лица, сверить налоговую отчетность и т.д.

Также можно посмотреть, как часто закрываются у франчайзера новые точки. Каковы комментарии по поводу его деятельности? В социальных сетях и на специализированных ресурсах можно найти много интересных отзывов практически по каждой более-менее раскрученной франшизе.

Общение с реализовавшимися франчайзи

Франчайзи из других регионов – хороший способ понять, действительно ли франчайзер является добросовестным, заинтересованным в детальной помощи и развитии бизнеса. Франчайзи уже смогли пробиться через все препятствия, которые ждали их на тяжелой тропе бизнеса. Они могут рассказать, насколько прибыльна франшиза, ответственно ли франчайзер подходит к взаимодействию по важным вопросам и т.д.

Если же франчайзер не желает делиться с вами информацией по другим партнерам, это будет для вас поводом задуматься. Нужно ли вообще связываться с фирмой, которая не хочет давать подобные подсказки? Возможно, что в будущем она поступит точно так же и по другим важным вопросам.

Управление сетью

Чаще всего головная компания сама ведет управление всей франчайзинговой сетью. Однако определенные функции могут отдаваться на аутсорс. К примеру, нередко поиск франчайзи осуществляют отдельные компании, которые и формируют торговые предложения.

Работа с франшизами должна происходить следующим образом:

  • Поиск потенциальных франчайзи, взаимодействие с ними.
  • Взаимодействие с новыми франчайзи.
  • Взаимодействие со старыми франчайзи.

Все эти процессы должен осуществлять сам франчайзер, а не какие-то сторонние компании. Только у него имеется необходимый опыт, позволяющий грамотно запустить новый проект.

Франшиза на товары или на услуги – что лучше?

Популярный вопрос, который стоит перед начинающими франчайзи – что лучше: франшиза на товары или на услуги? Здесь все должен решить сам предприниматель. Статистика вряд ли даст какую-то реальную картину.

Выбирать следует направление, которое вам нравится. Вы должны разбираться в нем детально – или хотя бы иметь тягу к этому. Если вы всегда хотели открыть свой салон красоты, то не нужно идти на неоправданный риск и приобретать франшизу по нефтепереработке. Никакая бизнес-модель не даст прибыли, если у предпринимателя отсутствует сильная мотивация.

Как выбрать успешную франшизу
Как выбрать успешную франшизу

Оценка финансовых возможностей и локальной специфики ведения бизнеса

Еще один момент, который следует учитывать при выборе франшизы – какую сумму вы можете вложить в дело?

Обычно в качестве нижнего порога называют сумму в 10 тыс. долларов. Если у предпринимателя едва хватает средств на то, чтобы сделать паушальный взнос, то встает вопрос, как он планирует развиваться дальше. Ведь те обороты, которые приводят франчайзеры, обычно связаны со сроками работы не менее года, причем с четким соблюдением всех требований.

Требования могут оказаться достаточно жесткими, а потому непременно потребуются дополнительные суммы.

Стоит также учитывать и локальные особенности ведения бизнеса. Каждый регион является уникальным в плане покупательной способности населения. Можно ориентироваться на открытую статистику, чтобы понять, насколько часто люди ищут те или иные запросы в поисковых системах.

Как защититься от недобросовестных франчайзеров

Далеко не все франчайзеры являются добросовестными, мы уже касались этого аспекта выше. Конечно, можно изучить отзывы на разных профессиональных форумах, но они не являются гарантией безопасности и надежности партнеров. Любая крупная компания проводит чистку негативных отзывов в сети. Потому стоит ориентироваться на дополнительные материалы: в частности, можно посмотреть, открывались ли судебные иски против того или иного франчайзера.

Важной метрикой здесь будет не количество исков, а поводы для этого. Также можно изучить и разные новостные сайты, начиная от региональных СМИ и заканчивая общероссийскими изданиями.

На какие франшизы существует регулярный спрос

В последнее время франчайзинг начал уходить в социальные сети и интернет-пространство. Отказ от дорогостоящей аренды офисных пространств позволяет заметно сократить расходы. Чтобы построить эффективный бизнес в сети, достаточно иметь только базовые технические знания и стабильный доступ к интернету.

Поначалу в таких франшизах можно обходиться даже без персонала, выполняя все самостоятельно. Но необходимо рационально оценивать свои силы. Далеко не всегда имеются достаточные возможности к самоорганизации. Франчайзеры есть в таких сферах, как консалтинг, юридическая помощь, госзакупки, онлайн-обучение и т.д.

В сфере ритейла хорошо себя зарекомендовали франшизы, ориентированные на эконом-товары. Общепит – очень популярная сфера для открытия бизнеса по франшизе. Почти половину всего рынка занимают заведения франчайзи. Высокий рост демонстрирует сектор кофеен и фастфуда.

Франчайзинговое направление отличается успешностью в небольших городах. Связано это с тем, что персонал в таких городах обходится дешевле, как и помещения под аренду. Популярные направления: медицинские услуги, открытие продуктовых магазинов, детские магазины и т.д.

МенеджерПорталПубликацииДобринин Евгений,как выбрать франшизу,публикации,франчайзинг,франшизаКак выбрать успешную франшизу, рассказывает Евгений Добринин, коммерческий директор АО 'Навиком', официального российского дистрибутора GARMIN — разработчика «умных» носимых гаджетов. Франчайзинг – современный способ масштабировать свой бизнес. С помощью открытия бизнеса по франшизе можно избежать многочисленных рисков и нерационального расходования средств. Подобная схема уже очень активно применяется за рубежом и...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА