Что получается без внятного ТЗ и как работать с фрилансерами, рассказывает Александр Холмогоров, маркетолог.

Что получается без внятного ТЗ, или как работать с фрилансерами
Что получается без внятного ТЗ, или как работать с фрилансерами

Практически любая организация (или предприниматель) однажды сталкивается с необходимостью привлечения сторонних специалистов. В первую очередь по экономическим причинам — в большинстве случаев, содержать в бизнесе непрофильного специалиста слишком затратно. И здесь на помощь приходят фрилансеры — товарищи, обладающие навыками, которыми не обладаете вы.

В экономическом смысле их привлечение оправдано, но есть нюанс — как правило, взаимодействие с ними происходит удаленно, и поэтому, чтобы не потерять деньги и получить нужный результат, нужно предельно четко формулировать ваши пожелания. Иначе говоря — составить техническое задание.

Это совершенно банальная вещь, но точно сформулировать свои хотелки может далеко не каждый. Хотя всем (ну по идее) известно, что любая цель может быть достигнута только при условии четкой формулировки того, что нужно получить в итоге, оформление мыслей и пожеланий для очень многих людей составляет сложновыполнимую задачу. Оставив за скобками методики и теорию целеполагания, остановимся на прикладном аспекте, а именно — как объяснить удаленному исполнителю, что вы от него на самом деле хотите.

Поиграйся со шрифтами

Я сам какое-то время работал на фрилансе, и могу осветить проблему как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя, а потому слежу за общими тенденциями в фрилансерскхи сообществах. Подзаголовок «поиграйся со шрифтами» — это локальный мем. В переводе на русский язык это значит «мне в вашей картинке что-то не нравится, но что конкретно я пояснить не могу, поэтому хочу вас заставить изменить наиболее простой и очевидный элемент — шрифт». Так что, первое правило будет простым — никогда, никогда, никогда не предлагайте исполнителю «поиграться со шрифтами». Не потому что дизайнер вас возненавидит (а он возненавидит) а потому, что после этого ценник для выполнения вашего задания вырастет на 50-300 процентов.

Ах да. Речь будет идти, в первую очередь, о работе с дизайнерами, веб-дизайнерами, программистами интерактивных элементов и веб-мастерами. В принципе, даже программист может быть фрилансером — но, хотя изложенные принципы будут совпадать, там слишком много нюансов, и для этого потребуется отдельный материал. Поехали.

С чего начать

Как ни странно, вам нужно предельно четко сформулировать, что вы хотите получить от работы. Не «Нарисуйте мне визитку», а «Мне нужна визитка, выполненная с использованием определенных цветов, чтобы в фамилия была выделена жирным шрифтом, а в нижней части была ссылка на мой аккаунт в ВК».

Не «Нашей компании нужен каталог товаров и услуг», а «Нам нужен каталог на 24 страницы, похожий на каталог компании «Ромашка», выполненный в корпоративных цветах. Услуги должны быть сгруппированы в соответствии со списком, а на последней странице обложки должна быть фотография генерального директора».

Вполне очевидная вещь. Если вам лень заморачиваться, и вы думаете, что вы сейчас заплатите фрилансеру, а он за вас все придумает, то лучше так не думать. Потому что у большинства фрилансеров есть очень простое правило, называется «заградительный ценник». Когда он видит, что клиент слабо представляет себе, что именно хочет, исполнитель тупо задирает цену, и размер зависит только от его аппетитов. Поэтому у предложения четко сформулировать требование экономическое измерение — чем подробнее опишете желаемое, тем вам это будет дешевле.

Как найти исполнителя?

После того, как определились с пожеланиями, идите на биржу фрилансеров. Если вам нужна какая-то несложная вещь, уровня рисования визитки или установки на сайт простого скрипта – воспользуйтесь kwork. Если вам нужно что-то более сложное – идите на fl, или freelance, а если нужен дизайн или фотографии – можно поискать среди портфолио на behance. Если нужен программист, лучше искать на habr или github.

Общий алгоритм поиска таков: надо найти людей, которые работают в нужной области. После того, как вы их нашли, посмотрите их портфолио – выполненные ранее работы. Если они вам нравятся – то можно связываться с человеком.

Я обычно определяю десяток исполнителей (редко получается найти больше), после чего посылаю им типовое письмо, и жду, кто ответит.

Важная деталь – не обращайтесь к фрилансерам из Москвы и Питера. Причины, опять же, экономические – в этих городах выше стоимость жизни, поэтому и вам услуги москвичей и питерцев будут стоить дороже. Однажды мне нужно было нарисовать небольшой комикс, стрип на четыре картинки, которые нужно было вмонтировать в видеоролик – снимать постановочную сцену было бы очень дорого, — и я связался с пятью художниками. Москвич предложил рисунок за 50 тысяч, какой-то товарищ из Ташкента – за тысячу, но присланный эскиз был ужасен, а третий человек, из Алма-Аты, всего за пять тысяч нарисовал отличный комикс.

Заказ в работе. Что делать?

В первую очередь, оговорите все детали – сколько потребуется времени и какое количество правок вы сможете внести. Это напрямую зависит от постановки задачи, но мелкие переделки в любом случае понадобятся. Как правило, дизайнеры говорят о трех бесплатных правках – то есть, вы получите три итерации работы. Учитывайте, что правки тоже должны быть предельно конкретны (и никаких «поиграйтесь со шрифтами»!). В свою очередь, нужно спросить, как исполнителю удобнее получить оплату – какой лично он использует сервис. Чтобы когда вам сдадут работу, не нужно было регистрировать кошелек на вебмани (это сложно, сам не люблю вебмани) в последний момент. Но это просто правило хорошего тона.

Можно добавить, что фрилансеры, как правило, не любят работ с оформленным договором. Это оправдано, если вы платите от двадцати тысяч – тогда ему можно и повозиться с заполнением и пересылкой документов, — но, если стоимость работ ниже, я предпочитаю заплатить, а после этого проводить деньги через бухгалтерию. Это экономит время, силы, и упрощает коммуникацию.

Всегда вносите предоплату. На многих биржах есть услуга «Доверительная сделка» — когда вы вносите некую сумму на счет биржи, и биржа выступает гарантом выполнения работ, но берет некоторый процент. Я ей никогда не пользуюсь. Это дело вкуса, но я предпочитаю доверять людям – и меня пока что ни разу не кинули. Все дорожат своей репутацией, и, если ваш заказ стоит меньше двадцати тысяч – вы просто потратите время (ну и небольшие деньги).

Повторение – мать учения

Изложенные принципы достаточно просты, и запомнить их будет несложно:

  • Во-первых, поймите сами, что вам нужно от конкретного исполнителя
  • Во-вторых, найдите человека, который вам комфортен в общении, и чьи работы вам нравятся
  • В-третьих, платите вовремя, и так, как удобно фрилансеру

Я достаточно много работал с фрилансерами, и соблюдение этих принципов меня никогда не подводило – все, с кем я сталкивался, делали именно то, что нужно, и затраты на это были весьма невелики. И еще – не ленитесь писать отзывы на биржах фрилансеров, причем желательно, чтобы эти отзывы были содержательными. Во-первых, это поможет другим людям, когда они будут искать исполнителя для своих заказов, а во-вторых, фрилансеру будет приятно – вдруг вам понадобятся его услуги еще раз?

Александр Холмогоров
Маркетолог

МенеджерПорталПубликациипубликации,фриланс,фрилансер,Холмогоров АлександрЧто получается без внятного ТЗ и как работать с фрилансерами, рассказывает Александр Холмогоров, маркетолог. Практически любая организация (или предприниматель) однажды сталкивается с необходимостью привлечения сторонних специалистов. В первую очередь по экономическим причинам - в большинстве случаев, содержать в бизнесе непрофильного специалиста слишком затратно. И здесь на помощь приходят фрилансеры -...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА