Как определить источники монетизации франшизы рассказывает Дмитрий Плотников, эксперт по франчайзингу.

Дмитрий Плотников, эксперт по франчайзингу
Дмитрий Плотников, эксперт по франчайзингу

Когда люди планируют масштабировать свой бизнес, зачастую, они не задумываются о том, как будут зарабатывать с франшизы после ее продажи. Многие планируют единоразово заработать крупную сумму на паушальном взносе, и в дальнейшем получать небольшие отчисления в виде роялти.

Паушальный взнос — это единоразовая плата за приобретение франшизы.

Роялти – это ежемесячная палата за право пользования товарным знаком франшизы и поддержку от франчайзера.

В случае если ваша франшиза будет зарабатывать только с паушальных взносов, она обречена на провал в 95% случаев (см. предыдущую статью — С какими проблемами может столкнуться бизнес при масштабировании?).

«Но ведь можно зарабатывать на роялти!» — скажете вы.

Да, можно. Но если заранее не продумать, какой комплекс услуг вы будете предоставлять своим франчайзи за ежемесячную плату, то сумма роялти будет небольшая.

Стандартно, в роялти включают право пользования брендом (который у молодых франшиз еще неизвестный) и консультационную поддержку по открытию бизнеса. Стоит такая поддержка от 10 до 20 тыс. рублей (фиксировано) или от 3 до 5 % от оборота (в среднем по рынку). А когда люди узнают все нюансы вашего бизнеса, они могут отказаться платить вам роялти.

Чтобы ваша модель была устойчивой и прибыльной – нужно использовать источники дополнительной монетизации франшизы. Таких источников много, и для каждой франшизы они будут индивидуальны, но, в целом, их можно разделить на три группы:

1. Материально–производственная часть

Сюда относится все, что вы можете физически передать франчайзи:

  • товары
  • расходные материалы
  • сырье
  • униформа
  • оборудование и т.д.

Например, в сфере красоты это может быть поставка косметики. Идеальный вариант — когда у вас есть собственная линия косметики, и вы получаете большую часть прибыли с ее продажи. Если же собственной линии у вас нет – вы можете заключить договор с поставщиком косметики, договориться о скидках и зарабатывать процент на разнице в цене. При увеличении объемов сумма заработков также будет расти.

В медицине это могут быть поставки расходных материалов для осуществления процедур. Также, вы можете предоставлять своим франчайзи оборудование в аренду. Сдавая его в аренду (даже с возможностью дальнейшего выкупа), ваша прибыль получится намного больше, чем если бы вы просто продали это оборудование один раз.

2. Оказание услуг для франчайзи

Разложите ваш бизнес на процессы, и поймите – какие из этих процессов вы можете оказывать удаленно для ваших франчайзи. Это может быть:

  • маркетинговая поддержка
  • удаленный call-центр
  • найм персонала
  • исполнение обязательств
  • контроль качества услуг и т.д.

Если вы не можете полностью забрать на себя какой-то из процессов, то каждый такой процесс можно разбить на более мелкие составляющие — подпроцессы (что-то из этого вы точно сможете оказывать удаленно).

В сфере красоты франчайзер, чаще всего, берет на себя оказание маркетинговой поддержки. Реже — организацию удаленного отдела продаж. Маркетинговая поддержка включает в себя организацию трафика на покупку услуг ваших франчайзи. За это вы можете брать с ваших франчайзи либо фиксированную стоимость, либо процент от оборота или оплату за заявки. Удаленный отдел продаж включает в себя либо первичную квалификацию клиента по телефону и продажу услуги до его прихода в салон/клинику, либо полностью продажу услуги по телефону (если такое возможно).

3. Информационная или интеллектуальная часть

Что сюда может входить?

  • сайт для привлечения клиентов
  • право пользования товарным знаком
  • обновление обучающих и маркетинговых материалов
  • обучающие мероприятия (вебинары, семинары) и т.д.

Как правило, все что относится к этой группе – входит в стандартную поддержку и называется роялти. Чем подробнее вы определите список услуг, который будете оказывать своим франчайзи, тем выше будет сумма роялти, которую вы сможете поставить.

Примечание: Чем больше ценность – тем больше цена. Но ценность всегда должна быть больше цены.

Если вы задумали масштабировать свой бизнес по франшизе, вам нужно не только продумать источники дополнительной монетизации, но и просчитать их – сколько каждый источник будет приносить в среднем, и какая у него будет себестоимость. При расчете себестоимости, не забудьте учесть зарплату персонала, который будет оказывать поддержку вашим франчайзи. Так вы сможете получить полную картину по франшизе для вашего бизнеса, и поймете, стоит вам этим заниматься или нет.

Дмитрий Плотников
Эксперт по франчайзингу

МенеджерПорталПубликациимонетизация франшизы,Плотников Дмитрий,публикации,франчайзинг,франшизаКак определить источники монетизации франшизы рассказывает Дмитрий Плотников, эксперт по франчайзингу. Когда люди планируют масштабировать свой бизнес, зачастую, они не задумываются о том, как будут зарабатывать с франшизы после ее продажи. Многие планируют единоразово заработать крупную сумму на паушальном взносе, и в дальнейшем получать небольшие отчисления в виде роялти. Паушальный...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА