Историю создания и развития Группы компаний «ФИЛАНКО» рассказывает Костяная Ольга, руководитель отдела маркетинга FILANCO.

Шаров Дмитрий Вячеславович, генеральный директор FILANCO
Шаров Дмитрий Вячеславович, генеральный директор FILANCO

Группа компаний ФИЛАНКО начинала свой путь на рынке с малого. Сейчас, по прошествии почти двух десятков лет, в ее состав входит целый ряд крупных успешных предприятий, деятельность которых гармонично дополняет друг друга. В составе группы — оператор связи, проект распределенной сети Internet Exchanges, хостинг-провайдер, регистратор доменных имен и, конечно же, ЦОД.

Как все начиналось

Бизнес начинался как хобби: компания оказывала услуги виртуального хостинга. Первые линии связи начали строить в Москве под запрос клиента. Типичное техзадание описывалось примерно так: «Сможем ли мы на улице Остоженка подключить Дом Тургенева?». Авантюризм чистой воды. Мы согласились и предложили абонентам условия: 10 ГБ трафика за $475. Сейчас такая сумма за подобные услуги кажется нереальной, а в то время это была стоимость эксклюзивной услуги — подключения здания по выделенной оптической линии. И главное — был спрос.

Основать компании Дмитрий Вячеславович Шаров всегда тяготел к технике. Первая книга, которую он купил самостоятельно, называлась «Программирование на языке ассемблера» 1989 года выпуска, написанная Луисом Скэнлоном. В то время он изучал архитектуру процессоров x86, и, наверное, именно тогда на серьезном уровне он начал увлекаться техникой. Далее было обучение на физическом факультете МГУ и одновременно — работа на полную ставку. Около семи лет он работал в различных банках, пытались строить и продавать банковскую информационную систему на СУБД GUPTA. Сейчас он уже не занимается программированием, но навыки остались. Однако, несмотря на то, что у него математический и аналитический склад ума, техникой он интересуется не столько с точки зрения функциональности, сколько в контексте организации процессов.

Кумир Дмитрия — Никола Тесла: он мог в голове построить модель функционирования механизма и определить потенциальные точки отказа. Он тоже стремится воспринимать бизнес-процессы в многомерном пространстве. Ведь современная деловая среда чрезвычайно многомерна — в ней постоянно происходит множество нелинейных процессов с большим количеством неизвестных переменных.

Первый узел связи Дмитрий построил буквально своими руками — в подвале здания библиотеки и лаборатории Института физических проблем им. П.Л. Капицы РАН. Это было значительно раньше 2006 года, когда компания запустила свой первый ЦОД.

Тогда, разместив первые серверы с ресурсами на упомянутой площадке, он учился на своих ошибках, поскольку не было ни наставников, ни учебников. Именно в то время появился проект Hoster, под брендом которого начали оказывать услуги виртуального хостинга. Рынок рос — росла и компания.

Дмитрий считает так, если бизнес рассчитан на крупных оптовых партнеров, очень важно выстраивать его так, чтобы он всегда был на шаг впереди потребностей клиентов и имел ресурсы для роста. Hoster как сервис коммерческого хостинга размещался на арендованных площадях, но при этом постоянно развивался. В результате наступил момент, когда компания переросла по объемам задач и необходимому трафику возможности своего партнера и решила создать собственный ЦОД.

В 2006 году финансовые возможности и технические знания позволили построить полноценный дата-центр на территории московского завода «Манометр» (в настоящее время — площадка «Артплей»), который получил название DataHouse.

Два важных урока, которые получил Дмитрий в этот период: пока ты клиент — тебя любят, но, как только ты становишься конкурентом, надо быть готовым к любым поворотам. И еще: независимость стоит денег.

В дальнейшем он создал ЦОД на 60 стоек под той же торговой маркой в Екатеринбурге и на 40 стоек — в Красноярске. Рассматривалась возможность для строительства в Воронеже и Владимире, но из-за сложности логистики и ограниченного финансирования остановились только на упомянутых выше городах.

В 2012 году в Киеве была приобретена и реконструирована площадка на Леонтовича, 9, которая является базовой для украинской компании (в том же здании расположена старейшая и крупнейшая в стране точка обмена трафиком UA-IX. — Прим. ред.). На тот момент компания начала формировать зонтичную маркетинговую модель продвижения бизнеса, предполагающую создание самостоятельной компании — со своими бизнес-процессами для каждого значимого проекта.

С течением времени к Hoster, CityTelecom, DataHouse был добавлен регистратор доменных имен Domenus. Сейчас идет запуск проекта по созданию сервиса облачного видеонаблюдения OneCam. И безусловно, нашей гордостью является ERP-система Halk — разработка ФИЛАНКО в области управления телекоммуникационными активами.

Имея в активе множество компаний с разными бизнес-процессами, Дмитрий принял концепцию «Меняйся или умри»: компания начала трансформироваться, делая существенный упор на автоматизацию и унификацию деятельности.

В жизни разнообразность развития происходит не в силу возможностей, а в силу ограничений. Дайте одному человеку чистый лист бумаги, а другому — лист с уже заранее нарисованной линией, и как вы думаете, кому из них быстрее придет продуктивная мысль и в каком случае она будет разнообразнее? В общем, столкнувшись с упомянутой проблемой, компания решила развивать сеть региональных провайдеро-независимых дата-центров под маркой DataHouse.

Концептуально идея развития региональных ЦОДов выглядела следующим образом. Строительство во всех городах федерального уровня небольших объектов в пределах мощности 200-500 кВА и предоставление равных сервисов как по номенклатуре, так и по качеству в пределах всей страны. Например, логистика миграции и включения оборудования из Москвы в Екатеринбург или Красноярск для заказчика выглядит единообразно. В качестве примера была взята модель компании «Макдоналдс», когда независимо от города вы получаете ожидаемый набор позиций и сравнимых по ценам. Плюс ко всему были запросы из разных городов на размещение оборудования, и это тоже подтолкнуло к решению развития региональных ЦОДов.

Естественно, привлекательным объектом для операторов связи в данном случае является точка обмена трафиком — в нашем случае это Cloud-IX. Телекоммуникационный бизнес очень инертен в принятии решений, и ко всему прочему в настоящее время сильно зарегулирован. В силу этих причин мы пока что приостановили развитие в данном направлении, сконцентрировав усилия на развитии точек обмена трафиком в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже, Киеве и Харькове.

Когда этот рынок не был еще так сильно консолидирован, пришло понимание того, что мы со своим дата-центром на 60 стоек, который у нас был на тот момент, вскоре можем стать неконкурентоспособными, притом что загрузка была полной, и от отсутствия клиентов мы не страдали.

Дмитрий начал исследовать рынок строящихся в России ЦОДов и обнаружил поразительную тенденцию. На тот момент начался кризис на рынке недвижимости, как следствие — крупные девелоперы и застройщики обратили внимание на рынок дата-центров. Тогда аналитики в один голос заявляли, что это перспективный и прибыльный сегмент. У застройщиков тогда было немало пустующих коммерческих зданий, часть из которых в какой-то момент было решено перепрофилировать в коммерческие дата-центры. В результате начали массово появляться объекты емкостью в сотни стоек — время небольших дата-центров прошло, и те, кто хочет остаться на рынке, вынуждены наращивать масштаб.

Потребность в ЦОДах будет только расти. Объем хранимых и обрабатываемых данных стремительно увеличивается, равно как и количество всевозможных электронных сервисов, облачных услуг и т. д. Основой для всего этого служит физическое ИТ-оборудование, которое необходимо размещать в дата-центрах. Возможно, сами технологии создания ЦОДов будут трансформироваться, но сами по себе эти объекты будут нужны и в ближайшей, и в более отдаленной перспективе.

Костяная Ольга
Руководитель отдела маркетинга FILANCO

МенеджерПорталПубликацииFILANCO,история успеха,Костяная Ольга,публикации,Шаров ДмитрийИсторию создания и развития Группы компаний 'ФИЛАНКО' рассказывает Костяная Ольга, руководитель отдела маркетинга FILANCO. Группа компаний ФИЛАНКО начинала свой путь на рынке с малого. Сейчас, по прошествии почти двух десятков лет, в ее состав входит целый ряд крупных успешных предприятий, деятельность которых гармонично дополняет друг друга. В составе группы —...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА