О том, какие направления бизнеса будут развиваться в 2018 году, рассказывает Антон Викторович Паремский, эксперт DIY-рынка, председатель комитета по промышленности «ОПОРЫ РОССИИ», коммерческий директор ГК «Внешторг», генеральный директор производственно-торгового предприятия «Заряд».

Антон Паремский. Какие направления бизнеса будут развиваться в 2018 году
Антон Паремский. Какие направления бизнеса будут развиваться в 2018 году

За последний год на территории Санкт-Петербурга и ЛО наблюдалось увеличение числа предприятий малого и среднего бизнеса. В 2018 году глобальных изменений в этом плане ожидать не стоит – какие-то участники рынка уйдут, появятся новые, но общее количество предприятий останется прежним. Станет сложнее структура, повысится планка требований со стороны государства.

Государство с одной стороны декларирует поддержку малого бизнеса – существуют различные государственные программы поддержки, работают фонды и организации. С 1 января 2016 года действует мораторий на проверки малого бизнеса госорганами. Но в то же время планируется повышение налогов.

Так, например, на первом после выборов собрании правительство обсуждало возможность повышения НДФЛ с 13% до 15%, а также рост НДС для всех секторов экономики до 22% и меры по отмене льготной ставки 10% для бизнесменов, занятых в производстве продуктов питания, лекарств и детских товаров.

Как будут развиваться отдельные сегменты бизнеса в 2018 году

Традиционно будут продолжать расти IT-сегмент и сфера обслуживания (салоны, ремонтные мастерские).

Хороший рост показывает сегмент крафтовых алкогольных напитков – даже крупный завод «Балтика» отметил снижение спроса на свою продукцию на 15%. Но здесь могла сыграть роль и общая тенденция стремления общества к оздоровлению. Что, в свою очередь, дало толчок к развитию отрасли интеллектуальных развлечений.

«Гонка Героев», «Мозгобойня», квесты, настольные игры – это те виды бизнеса, которые и сейчас стремительно растут. В этом же ключе наблюдается рост интереса к досуговым мероприятиям, тогда как ранее традиционные форматы коллективного времяпрепровождения, например, распитие алкоголя, теряют популярность.

В сегменте заведений общепита рынок стал насыщеннее по сравнению с начальным периодом, но еще далек от предельного насыщения и окончательного формирования. Общий вектор касательно несетевых форматов питания – здесь есть крупные игроки, но рынок развивается во всех направлениях, и малые форматы также растут (например, активно развивается направление кейтеринга). Это динамичный рынок, здесь могут меняться тенденции и направления, может оказывать влияние мода. И те компании, которые будут улавливать эти тенденции, останутся на рынке. Россияне все сильнее начинают дорожить своим временем, и выбор между обедом в заведении и приготовлением пищи дома, все больше людей делает в пользу первого.

Ряд сегментов никогда не перейдет в формат крупного бизнеса – например, салоны красоты. Этот рынок не может быть структурирован, ситуация, когда 1-2 компании контролируют весь сегмент, здесь невозможна.

Раньше достаточно большим был сегмент интернет-магазинов – этот рынок постепенно сокращается. Здесь все решает трафик, он дорогой, и по этому показателю в лидеры выходят именно агрегаторы. Небольшие интернет-магазины, возможно, еще просуществуют какое-то время, но будут так же пользоваться временными агрегаторами. И в будущем эти агрегаторы займут весь сегмент.

Частные и розничные магазины могут исчезнуть совсем, так как в этой области ведется строгое регулирование. В определенный момент в этом сегменте был всплеск, но на данный момент количество торговых точек малого формата сократилось. Даже небольшие сети, с количеством магазинов от 5 до 10, сейчас практически нежизнеспособны. В то же время крупные сети все более активно развиваются, экспериментируя с форматами, количеством магазинов, их размерами, доступностью и ассортиментом. В целом сегмент торговли будет постепенно сокращаться. Возможна его трансформация и приход к более цивилизованному и контролируемому рынку.

Эта тенденция будет наблюдаться повсеместно – мелкие компании будут уходить в руки более крупных операторов.

Что делать малому бизнесу

Малый бизнес будет становиться более понятным, структурированным и отработанным. Но требования к бизнес-сфере в целом будут ужесточаться, и малый бизнес должен быть к этому готов в особенности. Чтобы остаться на плаву в этих условиях, компаниям потребуется внедрять больше IT-решений, понимать общегосударственную повестку и участвовать в различных ассоциациях представителей малого бизнеса.

IT-технологии

Любой бизнес сейчас должен быть эффективным. Критериев эффективности достаточно много, но в настоящий момент основной критерий – бизнес должен внедрять и использовать IT-технологии: должна функционировать CRM, должен работать внутренний портал, бизнес-процессы должны быть на контроле в электронном виде. Даже средние компании с годовым оборотом 1-2 млрд. рублей зачастую тратят на внедрение комплексных электронных решений до 20-30 миллионов в год.

У малого бизнеса таких объемов нет, поэтому здесь необходимо по максимуму использовать бесплатные ресурсы, такие как электронные Google документы, внедрять электронный документооборот. Сейчас степень внедрения IT решений напрямую коррелирует с эффективностью бизнеса.

Ассоциации

Представители малого и среднего бизнеса должны стремиться к объединению в различные группы и ассоциации. Каждому бизнесмену кажется, что его проблемы и его ситуации уникальны. В действительности на 99% подобных проблем уже существуют решения. Очень важно общаться с коллегами по цеху, с коллегами из параллельных бизнес-историй, обсуждать, кто с чем сталкивался и какие решения нашёл. Сейчас существует достаточно большое количество общественных организаций, таких как «Опора России», «Деловая Россия» – в каждом регионе они свои. Одна из самых представленных по стране – это «Опора России» и ее региональные объединения. Организация действует в интересах защиты малого и среднего бизнеса и ведет обмен опытом и бизнес-контактами по всей стране.

Государственная поддержка

По нашим наблюдениям, сейчас государство оказывает все большую поддержку малому и среднему бизнесу. Но только в тех сегментах, которые государству нужны и соответствуют национальным приоритетам. Знание работающих программ господдержки и умение ими пользоваться – еще один критерий эффективности бизнеса. К слову, в рамках деятельности «Опоры России» осуществляется постоянное информирование участников как об уже работающих программах поддержки бизнеса, так и о тех, которые только планируются к внедрению. Многие программы имеют ограниченный бюджет, поэтому здесь важную роль играет принцип первенства, выигрывают те, кто узнал и подключился раньше других. Тем не менее, участие в подобных программах во многом определяет состоятельность и жизнеспособность бизнеса.

Малый бизнес в производственной сфере

С 2014 года возникло большое количество производственных компаний, которые стихийно открывались на территории России, и это, наконец, стало экономически оправдано. По сравнению с Китаем, к примеру, у нас более дешевое сырье, электроэнергия и труд. И, что особенно важно, сфера эта хорошо поддерживается и регулируется государством. В этой отрасли можно наблюдать сильное развитие предприятий малого и среднего бизнеса во многих направлениях, особенно в отрасли производства товаров FMCG: промысловые товары, объекты декора в квартирах. Даже учитывая то, что ситуация с товарами повседневного потребления российского производства пока находится в зачаточном состоянии, потенциал этого рынка колоссален.

Статистика и аналитика

В 2014 году наблюдался спад в промышленном производстве порядка 8%. С 2015-го мы видим рост в среднем на 2,5-2,9%. При этом по Санкт-Петербургу рост идет быстрее в среднем на 0,5-1%.

Большое количество производственных предприятий малого и среднего бизнеса открылись после 2014 года, многие из предприятий, существовавших ранее, смогли к текущему моменту значительно увеличить свои объемы производства.

Благоприятными для открытия и развития малого бизнеса в промышленном секторе в РФ являются факторы:

  • повышение курса рубля
  • низкая стоимость труда рабочих на производстве (даже в сравнении с Китаем)
  • более низкая стоимость энергоносителей и части сырья

Таким образом, даже простой перенос в Россию сборочного производства и производства основных пластиковых комплектующих дает эффект снижения себестоимости продукции на 20-30%. В современных условиях, когда потребитель особенно чувствителен к ценам, это большой плюс.

В среднем среди опрошенных нами компаний отмечается рост с 2014 года на 50-120%. Но это касается по большей части простых производств. В случае технически сложных товаров показатели более соромные – 10-20% в год. На фоне общего падения покупательской способности россиян это также неплохие показатели. Тем более, что рост восстановления спроса в перспективе ускорится.

Но поводы для ожиданий быстрого роста практически исчерпались. Основная причина – невозможность и отсутствие необходимости для компаний перехода на следующие уровни локализации и индустриализации производства.

К сожалению, на данный момент при работе с более сложными технически типами производства, что является логичным продолжением развития всей отрасли в целом, промышленные предприятия малого и среднего масштаба сталкиваются с практически неразрешимыми проблемами.

Антон Викторович Паремский
Эксперт DIY-рынка, председатель комитета по промышленности «ОПОРЫ РОССИИ», коммерческий директор ГК «Внешторг», генеральный директор производственно-торгового предприятия «Заряд».

МенеджерПорталПубликациибизнес-прогноз,Паремский Антон,прогноз,публикацииО том, какие направления бизнеса будут развиваться в 2018 году, рассказывает Антон Викторович Паремский, эксперт DIY-рынка, председатель комитета по промышленности «ОПОРЫ РОССИИ», коммерческий директор ГК «Внешторг», генеральный директор производственно-торгового предприятия «Заряд». За последний год на территории Санкт-Петербурга и ЛО наблюдалось увеличение числа предприятий малого и среднего бизнеса. В 2018 году...ПЕРВАЯ БИЗНЕС-ШКОЛА КЛУБНОГО ТИПА